Юноша – неуклюжий, нелепый (ни дать ни взять Вилли Вонка из «Шоколадной фабрики») – выпускает свою душу-бабочку из-под стеклянного колпака, и она кружит над черным, словно зачумленным городом, над ратушей, фабрикой, над невозмутимым мясником, выверенным ударом отрубающим головы рыбам. Бабочка, как считали древние, несет в себе душу человека. Так что путешествия героя «Трупа невесты»по ту сторону света и сознания предопределено с первого же момента.
Весь мультфильм зрителя не покидает ощущение теплой грусти. Тим Бертон выстроил изысканную композицию из готических зданий, карикатурно-колокольных и молотобойных людей (не хватает разве что Черной Курицы, а мальчик Депп вполне сойдет за перепуганного Алешу), рождественского снега, звука фортепиано и роя бабочек, в который, пожертвовав собственным чувством во имя счастья любимого, и превращается мертвая невеста. В общую атмосферу с равным правом могли бы вписаться и гравюры Бердслея, и стихи Эдгара По, и русские лубочные картины, тем более, что как уверяет сам режиссер, хотя действие и происходит в викторианской Англии, сюжет основан на некой старинной русской сказке.
Итак, викторианская Англия (вспоминается, конечно, и Диккенс времен «Крошки Доритт»), серое давящее небо, грязные, узкие улицы... Рыбные магнаты Нелл и Уильям ван Дорт – богаты, но незнатны, а Маделин и Финис Эверглот – знатны, но бедны. В надежде поправить свое положение, они решают поженить своих единственных отпрысков. В брак по расчету внезапно врываются чувства: случайно встретившись за три часа до свадьбы, Виктор и Виктория влюбляются друг в друга. Увы, свадьба расстраивается из-за того, что заикающийся и нервный жених не помнит своих слов, не может выговорить слово «свадьба», теряет кольцо и поджигает подол будущей тещи. Бедного юношу изгоняют учить слова, и в лесу, преисполненный отчаяния, он надевает кольцо на сучок и в кои веки произносит заветные слова правильно...
Сучком оказывается девичий пальчик, и в лучших традициях фильма ужасов земля извергает из своих недр прекрасную девушку Эмили, которая не хочет упустить свой шанс. Жених сам не от мира от сего – поэтому мертвая невеста легко проводит его по лестнице веков в потусторонний мир, изображенный иронично и пронзительно: гремящий костями пес Виктора, лучший друг далекого детства, пираты и бармены, сама Эмили, несчастная красавица, убитая злодеем-женихом в день собственной свадьбы. Эдакий черный юмор по-американски и по-интеллигентному. Именно за это, очевидно, фильму и был присвоен рейтинг PG – детям только в сопровождении родителей, благо MPAA (ассоциация кинематографистов Америки) увидела в нем «страшные сцены» и обсценную лексику.
Мультфильм кукольный. И очень напоминает картинку из детства – когда не было еще компьютерных Шреков и Кинг-Конгов. Куклы сделаны из стальных каркасов и силиконовой кожи. Почти как люди. В них не используются ни заменяемые головы (как в «Кошмаре перед рождеством»), ни заменяемые рты (как в сопернике по Оскару «Уоллес и Громитт: Проклятие кролика-оборотня»). Это настоящие произведения искусства, и мастерство кукловодов сравнимо с точностью часовых дел мастера. Так, мультипликатором потребовалось 28 кадров только на то, чтобы невеста мигнула. Впрочем, сами куклы настолько живые, что невольно призадумаешься. Виктор, с его глазами-тарелками, вздернутыми бровями-шнурочками и вороной челкой более похож на человеческого Джонни Деппа, чей образ заставляет трепетать девичьи сердца, нежели сам Депп на себя в «Чарли и Шоколадная фабрика».
Голоса не уступали своим кукольным телам – в этот раз Бертон набрал команду проверенных актеров. Главного героя озвучивает Джонни Депп (это его вторая за текущий год совместная с Бертоном работа), Альберт Финни («Большая рыба») и Кристофер Ли («Спящая лощина», «Чарли и Шоколадная фабрика»), Хелена Бонхем Картер («Маска», «Крылья голубки», «Бойцовский клуб») и Эмили Уотсон («Рассекая волны», «Госфорд Парк»), такая компания, будь это полнометражный фильм, вознесла бы бюджет фильма на седьмое небо.
Впрочем, и у бертоновского мультика бюджет оказался внушительным - 40 миллионов долларов, которые были по преимуществу потрачены на кукол. И как обнаружилось, себя оправдали. В первую же неделю «Труп невесты» обогнал по кассовым сборам выпущенного в ту же неделю «Оливера Твиста» Полански, собрав более 380 тысяч долларов. Впрочем, «брак по расчету» с этой невестой вообще оказался для создателей выгоден: конкуренты «Уоллес и Громит», вышедшие 6 октября собрали около 56 миллионов долларов в прокате, третий соперник «Вэлиент» от 19 августа - всего 19 с половиной миллионов, тогда как «Мертвая невеста» уже сейчас перебила отметку 53 миллионов, еще не дойдя до России.
Но очевидно, и российского зрителя чудная сказка для взрослых о любви, предательстве и боли, заденет за живое. Вспоним Набокова: «доверьтесь своему позвоночнику. Легкая дрожь, пробегаюшая по спине, есть та кульминация чувств, которую дано пережить роду человеческому при встрече с чистым искусством». Выходящий на экраны фильм Бертона эту встречу вам наверняка подарит.