будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Идлис Юлия

Мунси и Манси в Мандерлае

Мунси и Манси в Мандерлае
trier2

Наступает момент, когда зритель скучающе вздыхает: ну вот, еще один хороший фильм от Ларса фон Триера. Ведь, согласитесь, скучно идти на фильм не со спортивным азартом – ну-ка, что-то нам сейчас покажут? – а с покорным, чтоб не сказать верноподданническим, сознанием того, что идешь смотреть «самую культовую картину этого фестиваля от самого культового режиссера нашей кинематографической среды», - по словам Кирилла Разлогова, представлявшего вчера в «Пушкинском» картину «Мандерлай».

Эту же скуку испытывают и профессиональные кинематографисты: ни «Догвилль», ни «Мандерлай» ничего не получили в Каннах. Как сказал, опять же, Разлогов, «есть гении, про которых считается, что они не нуждаются в премиях, поэтому им ничего и не дают. И Ларс фон Триер уже начал относиться к этой категории».

Но именно тогда, когда дать Триеру золотую пальмовую ветвь – значит надругаться над самой идеей фестивального конкурса (хотя пустить картину Триера в конкурс – это, конечно, тоже надругаться) – именно тогда наступает момент, когда зритель уже не может на Триера не пойти. Журналисты сбегали из зала Госкино, где шел пресс-показ «Скрытого» Михаэля Ханеке с Ани Жирардо и Жюльет Бинош, чтобы успеть на «Мандерлай». Хочется сказать, что в зале остались только самые принципиальные и те, кто побывал в этом году в Каннах. Ну, и те, кто купил пиратский DVD с «Мандерлаем», не дождавшись, когда он выйдет в российский прокат.

На лестнице перед «Пушкинским» спрашивали лишний билет «на Мандерлай», и молодой человек, входящий в зал, недоуменно говорил: «А он так называется?». Потому что покупал билет явно «на Триера».

Удивительно, но Триер, при всей его знаменитости, действительно снял хороший фильм.
«Мандерлай» - вторая часть его трилогии о Соединенных Штатах, где он не бывал никогда. Стерев с лица земли Догвилль – «место, без которого миру будет лучше» - Грейс с отцом-гангстером едет на юг и попадает в штат Алабама, в поместье под названием Мандерлай. Где все и происходит.

В этом фильме Грейс играет уже не Николь Кидман, а малоизвестная Брайс Даллас Хауард, дочь Рона Хауарда. Что хорошо: вокруг нее нет звездного ореола, и это помогает ей спуститься с небес на землю – в прямом и переносном смысле: в «Мандерлае» Грейс больше похожа на человека, чем была в «Догвилле». 

Из «Догвилля» сюда перекочевали некоторые актеры, игравшие жителей злодейского городка. Но теперь им приходится играть членов белой семьи – бывших рабовладельцев – которых угнетают их собственные негры под благожелательным взглядом Грейс и ее гангстеров.

По сравнению с «Догвиллем» «Мандерлай» получился более динамичным и остроумным. Здесь уже нет того удушающего чувства клаустрофобического пространства, которое заставляло зрителей уходить из зала на первой части трилогии, - может, потому, что здесь больше декораций и меньше нарисованных линий, в которых персонажи путаются, как в паучьих сетях.

В «Мандерлае» догвилльская схематичность пространства ушла на задний план, зато появилась схематичность характеров. Негры, живущие в поместье, разделены на семь типов личности, как в комедии Дель арте: Гордый негр, Угодливый негр, Негр-неудачник, Плаксивый негр… Каждому характеру соответствует свой тип поведения, которому все они послушно следуют – включая и Грейс, которая ведет себя по отношению к каждому из них так, как нужно вести себя по отношению к Гордому негру, Угодливому негру, Негру-неудачнику…

Это иногда страшно, но чаще всего смешно. Такое ощущение, что Триер воздвигает из отчаяния и безысходности «Догвилля» что-то светлое и теплое, вроде дома (и в буквальном смысле тоже: на сцене постоянно идет строительство, и появился целый этаж декораций). Простая аллегория напрашивается сама собой: персонажи «Мандерлая» вместо сгоревшего Догвилля строят – царство небесное? А тут еще в кадр постоянно попадает парадная лестница на второй этаж особняка, в комнату бывшей хозяйки поместья – изогнутая и широкая, как и полагается лестнице в небо.

Со всеми этими аллегориями триеровская трилогия превращается в подобие «Божественной комедии»: «Ад» и «Чистилище» уже есть, осталось снять про «Рай». Но можно посмотреть на этот сюжет и с другой стороны, с точки зрения Грейс: для нее путешествие по Америке оборачивается погружением в ад, которое сопровождается веселым зрительским смехом.

Если в «Догвилле» неудачи Грейс вызывали сочувственное негодование, то в «Мандерлае» они, скорее, радуют. Может быть, потому, что она изменилась и стала более человечной – в самом неприглядном смысле: с нее слез ангельский флер. Триер показывает, как она собственноручно убивает спящую негритянку, исполняя приговор общины, как с наслаждением порет негра Тимоти, как учится жертвовать другими ради своей свободы – вещи, о которых в «Догвилле» нам только рассказывали голосом за кадром.

Грейс выросла – и вместе с ней выросли эмоции режиссера, причем не только по сравнению с «Догвиллем», но и по сравнению с «Дорогой Венди» - фильмом Винтерберга, снятым по сценарию фон Триера и участвующим в конкурсе нынешнего ММКФ. Юношеская зависть Дика к негритянку Себастьяну, к его сексуальности и силе, которая появляется в «Дорогой Венди», в «Мандерлае» превращается в откровенное любование голым черным телом и острое влечение, которое Грейс испытывает к Тимоти.

В «Мандерлае» много игривых указаний на сценарий «Дорогой Венди». Например, дробовик и игрушечный пистолет, который гангстеры отнимают у семьи рабовладельцев в поместье – реквизит прямиком из фильма Винтерберга. Дробовик – вероятно, тот самый, из которого бабушка Себастьяна убивает копа, а игрушечный пистолет в комментариях не нуждается: это, конечно, сама Венди.

Из «Дорогой Венди» сюда перекочевал и «пацифизм с оружием в руках»: Грейс, которая говорит, что оружие гангстеров – это «только предосторожность», до смешного похожа на членов тайного клуба «Денди», которым ношение оружия придает уверенности в себе.

Но Триер – гораздо больший структуралист, чем Винтерберг, и поэтому аллюзии и намеки в его фильмах – вообще обычное дело. Между любыми двумя кадрами у него существует непрямая ассоциативная связь; он ничего не забывает и не пускает на самотек. Поэтому все ружья в фильме стреляют, и даже незначительная фраза, сказанная старой Вильмой – «Я тоже иногда гуляю перед сном» - может стать уликой и стоить ей жизни. Всей конструкцией фильма Триер показывает, что незначительных действий не бывает: за все придется нести ответственность, и даже выбор между «без восьми минут» и «без пяти минут» может стать решающим.

И все это сопровождает блестящий закадровый текст в духе Теккерея. Где-то в середине фильма понимаешь, что на самом деле Триер, конечно, пишет книгу с картинками, поэтому на кинофестивалях ему ничего и не дают: другое искусство. Ему бы номинироваться на Букера – глядишь, что и вышло бы.

Книга эта – про Америку, но мы, европейцы, досадливо отмахиваемся от всех рассуждений про негров, демократию и конституцию, и ищем, как нам кажется, самое главное: повесть о человеческой природе, которая лезет изо всех углов, как квашня, ничему не подчиняясь и не соразмеряя свои действия с декорациями «духовности», которыми уставлена сцена.

В этой человеческой природе, как в негре Тимоти, есть «Мунси» и «Манси»: гордый королевский дух и низкая хамелеонообразная природа. Причем жизнеспособным, по Триеру, оказывается именно «Манси» - угодливая приспособленческая натура, которая не хочет свободы, потому что не знает, что с нею делать – и главное, кому ее продать. 

И Грейс снова отказывается от человечности, поданной в таком неприглядном свете, но парадоксальным образом любимой режиссером. Она снова терпит поражение и пускается в бегство. В последних кадрах фильма она бежит по огромной карте США, пересекая штат за штатом на северо-восток, в сторону Нью-Йорка. Может быть, в последней части трилогии именно там она обретет – или огребет? - настоящий американский рай…

Что ж, в большом городе секса и грехов Грейс как раз и недоставало. Пусть развлечется как следует.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).