будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Соллертинский Александр

«Музыкальный рынок ушел в интернет»

«Музыкальный рынок ушел в интернет»
600-450_b5TGcbz
Ирина Щербинская. продюсер . Источник: ВК. личная страница Ирины Щербинской

Предлагаем вашему вниманию интервью с музыкальным продюсером, директором лейбла Zion Music Ириной Щербинской. О том, что вся жизнь, в том числе и музыкальная, перекочевала в интернет, что современные продюсеры и радиостанции сами приходят к артисту и о последних тенденция в мире шоу-бизнеса беседовал Александр Соллертинский.

Каковы новейшие тенденции музыкального рынка на сегодняшний день?

За последний год музыкальный рынок очень поменялся, просто какая-то революция произошла. Если раньше, когда мы занимались шоу-бизнесом, для нас самым важным были радио и телевидение, то сейчас уже года три, а особенно в последний год, для нас самым важным стал Интернет. Он вышел на первый план, особенно для молодежи – школьники и вообще люди до 25 лет – все сидят в Интернете. Так что сейчас четыре самых основных источника продвижения артистов: YouTube, VK, Instagram, Apple music.  А если говорить о монетизации – это Apple Music, ВКонтакте и Яндекс и YouTube.

Что-то произошло в течение этого года? Интернет так глубоко проник, как раньше не проникал? Или произошло какое-то накопление навыка?

Да, накопление навыка. Вся молодежь собирается в Интернете. Им уже не интересны классические медиа. Так же мы видим концертный бум, стало модно ходить на концерты. Если одно время в этой сфере у молодежи было затишье, то сейчас практически каждый новый молодой исполнитель может заявить о солд-ауте.  Начать зарабатывать стало проще в десятки раз.

Раньше информация была закрыта. Найти телефон артиста, его директора – эта информационная «смычка» между заказчиком и артистом была сложной. Зарабатывали те, у кого были эти связи. Было агентство «InterMedia», оно периодически издавало свой «талмуд», в котором были телефоны и адреса. А сейчас это глобально. Можно найти информацию про кого угодно. Допустим, мне нравится песня, я выясняю исполнителя и уже буквально минут через 5 нахожу его телефон, e-mail, списываюсь с ним и что-то предлагаю.

Насколько плотно вы мониторите рынок?

Я с утра до вечера сижу в Интернете. В основном - во ВКонтакте.

То есть, не артист приходит к вам, а вы приходите к артисту?

Скажем, из того количества информации и артистов, которые к нам сами «валятся», что-то дельное составляет половину процента. Поэтому проще найти самому, чем копаться… У меня в ВК уже накопилось порядка 15 000 непрочитанных сообщений.

Мы сами ищем, сами следим. Причем, если раньше, когда начинали бизнес, мы в основном делали поп-проекты, то сейчас просто поп-проекты – это глобально эстрада, а вот новая школа… Появилась так называемая «новая школа» русского рэпа: Pharaoh, Т-Fest, Элджей, Boulevard Depo, Yanix,.... из не речитативных Matrang, Мальбек – все это уже новый мейнстрим. Сейчас радио уже само гонится за ними.

Не успевает?

Кто-то успевает. Например, я регулярно слежу за рейтингами «Love Radio», сейчас они стали крутить новую музыку, которую раньше в России особо не воспринимали,  и рейтинги у них стали расти, они уже обгоняют многих своих коллег.

Одна из самых популярных станций Москвы в молодежном сегменте – «LikeFM», и у них тоже интересная такая фишка: они берут песню и сокращают ее до полутора минут. Сейчас вообще время ускоренного потребления всего – это как музыкальный попкорн.

Если меня «цепляет» песня, я подписываю артиста, но никто не может быть уверен в его долгой жизни на эстраде, так как тут уже работает масса факторов. Если творчество артиста в тренде и действительно понравится слушателям, мы все сможем это монетизировать: артист будет в плюсе. И я делаю по максимуму, чтобы продвинуть этот продукт.

А есть расхождение между «короткими» и «длинными» карьерами, как между «короткими» и «длинными» деньгами? То есть, выбирая артиста, вы понимаете, что вот у этого карьера – года полтора, а у этого – три или четыре месяца?

Предполагать можно, но как будет в реальности  - никто не знает. Быстро – большие деньги, медленно – меньшие деньги, но на длинной дистанции.

И это с самого начала видно?

Ну, если взять артистов, за судьбой которых я более-менее слежу или с кем как-то пересекаюсь, то вот есть замечательный артист ALEKSEEV. Мы – его «выпускающий лейбл». У него есть свой украинский продюсер, который всем рулит, очень интересный человек, мощный, сильный морально. И они вместе с Никитой (Никитой Алексеевым) кропотливо создают - «лепят» образ, который потом видят зрители. Никита в жизни и на сцене – это могут быть два разных человека. И мы об этом не знаем. Даже я не знаю, какой Никита в жизни, потому что вижу только того, кого из него делает Олег, по крайней мере, как они вместе выстраивают эту историю. На данный момент проект "ALEKSEEV" – это хорошая и качественная поп-музыка. Это артист, который будет и дальше расти и расти. 

Иногда у нас появляются какие-то проекты, авторы которых говорят: «А давайте сделаем что-то платное?», я отвечаю: «Нет, мы в это не играем». Ведь это неинтересно. Я сразу людям говорю: «Вы понимаете, что, например, вы сейчас заплатите, а прибыли не получите никогда?».

Ведь все хотят зарабатывать. Стать популярным артистом и зарабатывать. Но просто «бухгалтерия не срастется», потому что надо потратить кучу денег на аранжировки, покупку песен, на съемки нормального видео. Сейчас время визуализаций – надо как можно больше интересных вещей и образов. Например, Элджей – он как ракета ворвался на музкальную сцену.  Он же безумно стильный, очень интересный. И он эпатажен, интересен, моден. Сейчас люди обращают повышенное внимание на бренды – Gucci, Balenciaga, Off-White.

А какое-то межевание исполнительское происходит?

Что вы имеете в виду?

Вот есть рэп, например, некая субкультура…

Сейчас рэп – это не субкультура, это уже глобально поп. Рэп стал мейнстримом.

Ну хорошо, это часть пОпа. Неужели там уже нет никакого расхождения, и потребитель пОпа одинаково ориентирован и на рэп, и на традиционный поп, и на что-то еще?

Скажем так: что такое поп? Это популярная музыка. Самая популярная музыка в стране сейчас – это рэп или около того.

Объяснение есть, почему так происходит?

Во-первых, сильное влияние Запада все-таки. Хотя, все равно, как ни крути, если смотреть по «топам», например, в ВК и Apple Music, самая продаваемая у нас – русская музыка. Люди хотят слышать русский язык.

С английским языком есть, конечно, какие-то успешные «истории» - Therr Maitz, например. Этим можно даже похвастаться – если любишь Therr Maitz, значит интеллектуальная и образованная девушка. А так глобально молодежь любит…

Откройте топы Apple Music и топы ВК. И это тоже интересно – топ Apple Music формируют те люди, у которых есть айфоны. Они постарше, и это даже понятно по музыке – что «выстреливает», что «не выстреливает». В ВК топы могут быть другие.

Наши молодые исполнители – группа «Rasa», они в ВК уже на втором - третьем месте,  а в Apple Music немного отстают, так как их аудитория – более юная. Она сидит ВКонтакте.

Ну они же совсем молодые. Им полгода где-то.

Вообще-то им всего три месяца. Сейчас глобально артисты «выстреливают» иногда за неделю. То, что сейчас происходит на рынке – безумно интересно.

Есть разные паблики в ВК, которые продвигают разную музыку. Есть паблик, например, Русская музыка– они там все …

... клубятся.

Да, клубятся, общаются, там сидят практически все радио-менеджеры и продюсерские компании, потому что они читают, слушают новое.

А для рэп-музыки есть паблик «Новый рэп», где однажды разместили смешную для меня статью про какого-то мальчика из Владивостока. Это просто эпическая статья, потому что она практически объясняет нынешнее отношение молодежи к понятию «Продюсер». У меня такое ощущение, что для них это на 100% человек, который своего «подопечного» во всех смыслах «имеет», не только в смысле «кидануть».

 То есть, в старом Айзеншписовском смысле?

Практически да, а может, и жестче. И вот там говорится о молодом рэпере во Владивостоке, которому позвонил какой-то 24-летний продюсер, пригласил его на встречу и пытался изнасиловать в машине, а мальчик вытащил нож и того зарезал.

Это я к тому, что эта история – она о продюсере. То есть продюсер тебя будет либо сексуально домогаться, либо возьмет в творческое рабство и «кинет». В общем, все обязательно будет очень плохо, и сейчас все исполнители пытаются доказать, что они самостоятельные.

Конечно, новому артисту можно продвигаться и самому, но в любом случае без толкового менеджмента вряд ли у него получится далеко уйти и не наделать непоправимых ошибок.

Да, ты можешь «залить» трек в iTunes через различные платные сервисы. И если трек люди начинают слушать, то ты будешь получать прибыль. Но дальше стоит вопрос команды, потому что в любом случае артисту нужен нормальный менеджер, который помогает ему разбираться с проблемами. Планирование карьеры, отношения с медиа, да даже юридическая поддержка, бухгалтерия, налоговые вопросы – ведь налоги платить надо.

Насколько сегодня ваш бизнес – это технология, а насколько – талант? Не в плане процентовки…

В любом случае самое главное – это, естественно, музыка. Прежде всего, мы продаем эмоцию. Мы продаем песню, которая должна людей «зацепить». Конечно, мы можем использовать какие-то технологии. Естественно, когда мы выкладываем треки своих артистов в ВК, пользуемся инструментами, которые дают первоначально необходимый охват. И после этого ты уже можешь понять, понравится новинка или нет. Ты как шар подталкиваешь: если он набирает обороты, то дальше уже катится, как снежный ком…

А каков критерий оценки эффективности? Это скачивания?

И.Щ.: Стриминг. Я все время погружена в статистику, естественно.

У вас есть люди, которые следят за статистикой?

Да, но я сама люблю и должна быть в курсе. Я прекрасно понимаю, что если ко мне приходит какой-то молодой парень и говорит: «Да я такой крутой smm-щик, я хочу зарплату в 100 тысяч рублей!» - если я не буду понимать, что такое SMM… Я просто спрашиваю: как мы это будем делать? На какую аудиторию мы это будем «сеять»?

А как вы оцениваете конкурентность рынка? Она увеличивается или уменьшается? Или не изменяется?

Конкурентность увеличивается просто катастрофически! Работать все сложнее и сложнее. Чтобы нормально работать в шоу-бизнесе, надо, во-первых много работать. Я с утра до вечера сижу и отсматриваю: что слушает молодежь, чем она интересуется? Смотрю, что они постят, что им нравится.

Вы просто «серфите» по Интернету или у вас есть какие-то определенные точки…

Нет, я могу заходить к первым попавшимся людям. Спрашиваю: почему тебе вот этот нравится, а вот этот – нет?

Я люблю продавать концерты, потому что мне надо понимать отдачу. KPI артиста понятен по концертной истории - появляются ли у тебя звонки? Я всегда общаюсь с заказчиком  и спрашиваю:  кто собирает зал, а кто не собирает? А кого вы брали? А кто у вас собрал? Понравилось или не понравилось выступление? Какая аудитория к вам приходит? Так постоянно.

Рынок концертов меняется точно так же, как и любой другой рынок?

Да.

И новейшие тенденции рынков и концертов – это кто? Кто является основными заказчиками? Как меняется аудитория – вместимость и так далее?

Вообще говоря, рынок очень сильно изменился. И он очень сильно сегментировался. Есть молодые популярные исполнители, которые в мега-топах: Матранг, T-Fest, Элджей -  их сейчас много. Они реально могут собирать стадионы. Тот же Макс Корж. Причем он, насколько я знаю, отказывается от клубных выступлений, делает именно большие стадионные выступления. Их не так много, но они большие и финансовоемкие. Я, например, знаю, что очень популярная группа Iowa не дает больше 8-10 концертов в месяц. Так вот, нынешние молодежные трендсеттеры собирают залы. У них сборы могут быть 3000 человек и более. Я пыталась найти площадку в Москве на ноябрь, звонила арт-директору клуба RED – это полуторатысячный зал, но у них мест уже не было. Четверги, пятницы, субботы были уже заняты.

Сейчас концерты, концерты, концерты. Может быть, это вызвано тем, что 15-16 лет назад был baby-бум, родилось много детей, и поэтому сейчас много молодежи. И все хотят ходить на концерты, всячески тусоваться.

Это феномен 13+, 14+ ?

Да.

И второй тип концертов – когда заказчиками являются городские площадки. Потому что музыка позитивная, хитов много, не поют ни про секс, ни про наркотики. Их заказывают на дни городов, в торговые центры, чтобы и для молодежи, и для бабушек, и для детей было можно. Но при этом нет клубов, потому что туда ходит молодежь, которой…

… без наркотиков уже не очень?

Да.

Когда мы говорим про власть – городскую, муниципальную – она по-прежнему значимый заказчик или уходит с этого рынка?

После того, как запретили корпоративы за счет государственных денег, стало гораздо меньше заказов, конечно, но они все равно есть. Но тут тоже такое дело: все крупные компании хотят видеть у себя звезд первой величины, вроде Киркорова,  Пугачевой, Лепса и так далее.

Не дай Бог, «ВиаГру».

«ВиаГра» как раз между. Ну, и более возрастные артисты ездят по городам, они просто собирают сидячий зал. Такое до сих пор есть.

И кто это?

Сейчас очень много появилось прокатчиков, которые привозят театральные постановки, каких-то актеров, какую-то старую эстраду. У меня все-таки более молодежное направление. Я знаю более возрастную музыкальную «кухню», но не так близко погружена в ее финансовые истории.

 Вы очень убедительно говорите по поводу того, как меняется рынок, как меняется и растет конкурентность. Предполагается, что, когда увеличивается рынок, возникает много разных направлений, ответвлений по нишам. А в данном случае появляются ли какие-то новые музыкальные продукты?

Естественно. Ну, например, появилась песня «Медуза», и нам начинают сторонние авторы присылать песни, которые являются практически ее калькой. И понеслось. Или другой пример: у RASA вышла песня «Под фонарем»,  которая очень быстро стала хитом. Причем вначале многие говорили, что стиль повторяет Элджея. А сейчас появляется множество молодых исполнителей, копирующих уже RASA. Все смотрят на одного какого-нибудь популярного исполнителя, и вся молодежь начинает становиться «вторыми»: второй Элджей, второй Федук, второй Matrang и так далее. Еще сейчас вылезли всякие восточные исполнители. Первым были MiyaGi&Эндшпиль – это такая немного читка рэгги -  музыкальность, лиричность. Но они взяли тайм-аут, ушли на некоторое время в тень после одной трагической истории.

И тут появились ребята HammAli & Navai - два восточных мужчины, которые поют очень похоже на MiyaGi & Эндшпиль, но более доступно для масс. Если первые были более нишевыми – для рэпа, более молодежными, то HammAli & Navai вышли на более широкую аудиторию и они теперь суперпопулярны. За полгода у них ценник вырос до небес, все клубы мне говорят, что не могут их «заказать», у них график расписан до сентября. С такими артистами достаточно двух - трех треков, чтобы они уже «поехали». И заказчики, и прокатчики смотрят на первую десятку, даже на пятерку – когда ты из пятерки самых популярных треков, тебе начинают звонить, звонить, звонить.

А обмануть рынок можно, кто-то пытается? Можно ли что-то «впарить»?

Вряд ли. Я знаю очень много артистов, которые вроде и популярные, но они все равно покупают себе первые места iTunes. Но если ты делаешь пустую музыку и глобально ты – персонаж ненужный и неинтересный, то ты хоть все купи, никому нужен не будешь.

Вот Филипп Киркоров – одиозная личность достаточно, и он глобально прыгает по молодежным трендам. Если бы кто-то другой такое сделал, это было бы смешно и вызывало бы отторжение, но в его исполнении каким-то образом это трансформируется в такое, что ты думаешь: «А что, в принципе прикольно, интересно».  Его последний трек «Цвет настроения – синий» - реальный хит. Я слышала, что трек ему спродюсировала LOBODA, поэтому он немного похож на ее стиль.

Сейчас все немного похоже.

Да. Хотя с Лободой тоже интересная история, потому что она мне очень давно нравилась, и она очень давно пыталась пробиться на российский рынок, но мне казалось, что ей будет тяжело зайти. Потому что она украинская девушка, а Украина – это более феминистическая страна, у них женщины больше такие казАчки на коне. Поэтому мне думалось, что  Лобода со своей безумной энергетикой для России избыточна. Но видите, все трансформировалось, и теперь она – мега-звезда. Но она, конечно, очень талантлива, у нее энергетика огромная, она крута.

Что-то более-менее конкурентоспособное с точки зрения мирового музыкального бизнеса у нас сегодня есть? Или мы по-прежнему – глухая провинция, которая ничего не предлагает оригинального? Понятно, что мы ориентируемся на западные тенденции, но, может быть,  в связи с тем, что все так развивается, у нас есть что-то, что может быть оригинальным или около оригинальным?

Таких вот мега-мега…

Ну хоть чуть-чуть.

Есть один украинский проект – Maroov & Boosin, про который я даже думала, что он западный. Это диджейский проект с женским вокалом, но он неплохо пошел по странам. Хотя, конечно, глобально Россия закрыта, как ни крути. Сейчас идет «стриминг», когда ты не покупаешь песню навсегда, а оплачиваешь прослушивание. iTunes даже собираются в скором времени закрывать свой магазин, то есть, они хотят продвигать стриминговую платформу и закрывать продажи. Хотя я люблю, чтобы было по старинке: я это купила, и оно уже мое, оно уже никуда не денется. Я до сих пор покупаю какие-то диски. Даже пусть mp3, но все равно, оно со мной навсегда.

На Украине не так? Есть глобальная разница – украинский рынок и русский рынок?

Украинский рынок очень сильно интегрирован в российский.

Но, наверное, какое-то расхождение существует?

Да, конечно, есть дрейф.

И в какую сторону он дрейфует?

Украина дрейфует в сторону Запада, у них появляется больше англоязычных проектов, все катаются рядом – по Польше, еще где-то. У нас это не так. У нас, поскольку страна большая, все рассчитано именно на русскую аудиторию. Украина медленно идет в сторону Европы, а Россия остается пока культурно закрытым государством. Мне так кажется. Пока я еще не заметила, чтобы какой-то российский исполнитель задал тренд на Западе, придумал бы такое, чтобы что-то изменилось.

То есть, не только мы не замечаем, но и вы тоже?

Да. Мне кажется, что даже глобально, энергетически у нас ощущение закрытости какой-то. Хотя, конечно, я повторю, что сейчас рынок очень оживился. Одно время деньги от продажи были у физических носителей, потом все рухнуло, диски перестали покупать. Потом была история, когда деньги начали приносить рингтоны. Я тоже это застала – когда мы занимались группой «5sta family». У них была песня «Я буду твоей малышкой».. Тогда это был взрыв - все качали и ставили себе этот рингтон. Но потом и это ушло.

Сейчас постепенно этот рынок начинает оживать – начали приходить деньги с легальных продаж музыки, со стриминговых сервисов. Apple, Yandex музыка, ВК. В данный момент прибыль артиста в основном складывается из концертов и цифровых продаж. Есть еще рекламная история, но это уже артист должен быт ИМЕНЕМ. Потому что только к действительно популярному исполнителю приходят крупные рекламодатели. Насколько я знаю, очень востребованы сейчас Элджей, T-Fest, Matrang. Я разговариваю со знакомыми рекламщиками, они рассказывают, что они следят за статистикой – сколько у человека слушателей, сколько к нему сейчас интереса у публики. Также очень важен имидж. И все пытаются «поймать» артиста, когда он еще стоит недорого. Но как поймать человека, который «выстрелит» уже буквально через неделю? Это сложно. Поэтому и конкуренция растет.

Соллертинский Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).