будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура

«Мы продаем удовольствия»

Журналист по образованию, а ныне директор промоутерского агентства «Арт-мания» Мария Семушкина, три года назад, не имея никакого опыта в организации концертов, замахнулась сразу на джазовый фестиваль. И преуспела: Архангельское с ее легкой руки стало модной площадкой, а «Усадьба.Джаз» уже в третий раз расширяет представления публики о хорошей музыке.  Рецепты успеха - в интервью Анне Гилевой.

В любой деятельности можно зарабатывать деньги, а можно формировать события. Почему вам интереснее второе?

Я относительно недавно открыла для себя джаз. И мне захотелось что-то с этим сделать, показать другим. С проекта в Архангельском это все и началось. И была другая сторона – был опыт поиска денег у крупных компаний, потому что я работала над разными проектами, музыкальными и киношными. Например, для режиссерской работы Ренаты Литвиновой «Богиня» я сумела найти хорошие спонсорские деньги и вывести, благодаря фильму, на рынок марку коньяка «Старый город». И когда три года назад мы впервые в жизни решили организовать фестиваль джаза в Архангельском, никто не верил, что это получится, и совершенно случайно этим заинтересовалась марка сигарет «Русский стиль». Мы сразу продумали всю историю под этот брэнд, нашли неизвестное на тот момент место – усадьбу в Архангельском. Конечно, это была абсолютная маниловщина: здесь мы построим это, здесь то. А потом оказалось, что событие попало в точку и заняло нишу, которая с самого начала оказалась востребованной самыми разными людьми. 

Кто ваша аудитория?

Была задача собрать в одном месте умных, интересных людей, с хорошим вкусом, с желанием интересно провести досуг. И получилось, что уже на второй год на фестивале назначали встречи, люди праздновали какие-то даты, т.е. фестиваль стал социальным явлением. В этом году было 30 тысяч человек, и это солидная цифра для такого мероприятия. Мы работаем для молодой публики. Тот же джаз мы ориентируем на молодую публику и продвигаем все формы импровизационной музыки: и этнические, и джаз, смешанный с классикой, смешанный с роком. 

А где вы берете деньги на ваши мероприятия?

Мы работаем со спонсорами, и это действительно тяжелая работа. Иногда полгода уходит на то, чтобы человек только рассмотрел наше предложение и назначил нам встречу, потом еще полгода он думает, что нам ответить. 

Как вы этих людей убеждаете?

Объясняем, что мы продаем им аудиторию. И очень подробно эту аудиторию описываем, потому что очень хорошо ее знаем: что это за люди, сколько они зарабатывают, куда ходят, что им интересно. Мы говорим, что на наши мероприятия приходит публика и благодаря тому, кого мы привезли и как организовали пространство вокруг, получает удовольствие. Получается, что для людей мы продаем удовольствия, а для спонсора мы продаем людей, которые получают удовольствия.

Вы только с музыкой работаете?  

C музыкой и фотографией. Давно есть потребность заняться модой и театром, но не все удается реализовать, потому что не всякая идея находит отклик у рекламодателей. У нас была идея в этом году в сентябре сделать фестиваль уличного театра. Мы задолго начали готовиться. Помните, была полунинская Театральная олимпиада, мегасобытие, все его помнят. А мы хотели в саду «Эрмитаж» показать не авангард, а просто позитивный театр. У нас в стране, к сожалению, искусство слишком обременено смысловыми нагромождениями и зачастую тяжело для зрителя. Но нам не удалось договориться с государственными структурами.

При чем здесь государство?

Понимаете, нам просто жизненно необходима государственная поддержка, и на Западе в такие события государство очень серьезно инвестирует, помогает развиваться талантам и демонстрировать публике качественную музыку, театр и т.д. А у нас все сферы влияния поделены и бюджеты распределены. Но ведь мероприятия за бюджетные деньги, которые проходят при поддержке комитета культуры, как правило, безвкусны, скучны и непонятно кому нужны. 

Что вам удалось сделать на сегодняшний день?

За 3 года мы сделали 7 фестивалей: 3 джазовых фестиваля в Архангельском, 2 фестиваля джаза с коньяком «Старый город», 2 фестиваля французского джаза плюс региональные фестивали на разных площадках от 200 до 1500 человека. 

Музыка, которую вы продвигаете, нужна кому-то в регионах?

В регионах, конечно, другая ценовая политика, но люди там пресыщены попсой и есть ощущение, что все делается так, чтобы никто и не знал, что есть какая-то другая музыка и другая культура. Основной источник знаний о мире в регионах – это телевизор, а события, которые делаем мы, ни разу не показывали ни под одному из центральных каналов: только в новостях на «Культуре» и чуть-чуть по ТВЦ. 

Вы себе ставите какую-то сверхзадачу?

С помощью организации интересных событий нам интересно формировать сознание людей, и этот процесс идет.

На осень вы готовите фестиваль «Сити-джаз». Чем он будет отличаться от других ваших джазовых проектов?

Это будет городская история на разных площадках Москвы в течение месяца, и там помимо концертов, мы создаем некую инфраструктуру города джаза, куда привлекаем сети кафе, салонов красоты, заправок. Делаем диск и отдаем его в эти заведения, они наносятся на нашу карту и получается такой целый город, в котором мы пропагандируем нашу музыку. Плюс мы привлекаем известных персон, которым тоже это важно и интересно, - Артемий Троицкий, Дмитрий Дибров, Рената Литвинова, Чулпан Хаматова. Это люди, которые тоже любят хорошую музыку. 

Мне кажется, что вы стремитесь комплексно подходить к явлению, как бы делая его универсальным, общедоступным…

В Архангельском у нас было 4 сцены и там звучали и классика, и танцевальная музыка, и этническая, и электроника, и ди-джеи. И все это имеет отношение к джазу. Потому что задача не показать джаз как таковой, а показать другую сторону этой музыки. Поэтому на следующий год мы приглашаем «Несчастный случай», которые подготовят джазовую программу, Макаревича с «Оркестром креольского танго», Billy’s Band обещают сделать специальные джазовые номера. 

Это все прекрасно, конечно, но бизнес-то прибыльный?

Фестивали – это очень рискованная вещь. Можно хорошо заработать, а потом полгода сидеть без работы, или вообще прогореть. И у нас такие случаи бывали. Когда например, музыканты уже подписаны, рекламу запустили, а основной спонсор слетает. Мы не может рассчитывать только на билеты, потому что на джазе мы не собираем стадионы. У нас бывали случаи, когда мы привозили артиста в маленький клуб, туда приходили его 300 человек поклонников. Поэтому зарабатываем деньги мы корпоративными мероприятиями, пиаром, развиваем другие направления, которые помогают идеям продвижения хорошей музыки и культуры держаться. Промоутерский рынок в Москве очень маленький, все друг друга знают, и области влияния разделены. Я иногда удивляюсь, как мы умудрились туда попасть и занять свою нишу.

Есть вещи, которые уже востребованы публикой, а есть вещи, о которых она наверняка даже не подозревает, но вероятно имеет шансы стать модным? Что это и как вы это нащупываете?

Надо идти на шаг впереди. Мы работаем с талантливыми музыкантами, художниками, артистами, и эти люди живут вне времени, у них бывают прозрения, которые могут показаться полным сумасшествием, и мы стараемся очень бережно к этому относиться. Потому что, как правило, это то, за чем будущее. И конечно, мы смотрим, что делают в Европе и Штатах. Там, конечно, тоже есть какой-то застой. И если у нас все страдания от неустроенности, то у них от того, что все сыто, тупо и неинтересно. Но у них есть серьезный бэкграунд, которого нет у нас. У них выше профессиональный уровень музыкантов. У нас не было ни Майлза Дэвиса, ни Колтрейна. Сейчас самый интересный формат, который мне очень нравится, это когда играют джаз с фольклорными элементами. Идеи исчерпываются, и поэтому начинают смешивать жанры. Этот формат наиболее актуален и востребован. Конечно, у традиционных форм всегда будут свои почитатели. Но за счет смешения жанров расширяется круг людей, которые могут понять и полюбить джаз.

На Западе и опыт организации фестивалей больше.

Конечно! В Европе начали проводить фестивали с 50-х годов. Например, фестиваль в Монтре в Швейцарии проводится уже в пятьдесят какой-то раз. Представляете, как там все отлажено? Мы ездим, смотрим. Нам же кроме творческой составляющей очень важен организационный момент: как все сделать так, чтобы людям было удобно, интересно, комфортно, особенно в условиях усадьбы, когда нет ни электричества, ни воды. 

Кого собираетесь открыть публике в ближайшее время?

Все, кто есть у нас, уже известны публике. Например, Нино Катамадзе, которую три года назад знали только в «Китайском летчике Джао Да», а теперь она поет на больших сценах. И в этом наша заслуга, потому что мы ее приглашали на все наши мероприятия. Когда мы писали ее имя на первом фестивали в Архангельском рядом с Кроллом и Гараняном, мы понимали, что оно никому ничего не скажет, а теперь люди придут специально на нее. Хотя казалось бы, непопулярный формат, на русском не поет… Но вот очень она естественно вписалась. Я не могу сказать, что сейчас есть такие музыканты, которых мы покажем, а завтра на них придут тысячи. Алексей Айги играет непростую музыку, но он всегда интересен, всегда на него реагируют. 

И что, совсем нет никого нового?

Сейчас расскажу вам историю. Есть такая группа «Трансатлантик», они играют смесь джаза с роком и электроникой и на фестивале они выступали вместе с армянской певицей Мариам, и я была просто потрясена. А потом я случайно забежала в какой-то клуб и увидела, что они выступают и сидит три человека. Мне стало не по себе. А это сплошь и рядом. Записать диск стоит порядка 20 тысяч долларов, чтобы снять репетиционную базу, сделать мастеринг. Они копят годами, выпускают пластинку, а потом не могут ее никуда запустить, потому что магазин «Союз» их не возьмет, и они будут продавать ее у себя на концертах. И мы, конечно, стараемся им помогать. Мы совершенно бесплатно делаем им презентацию диска, договариваемся с клубом, помогаем с пиаром, пишем статьи, приглашаем гостей.

Зачем вам все это нужно?

Все началось с того, что я сделала мероприятие, которого мне в Москве не хватало, куда я хочу пойти и позвать своих друзей. Я очень люблю после всей суеты, накладок, проблем, затраченных нервов и времени во время концерта отключить телефон и просто зайти в толпу. И постоять 5 минут среди публики, ощутить, что мы это сделали, что людям нравится – это все дорогого стоит. Я наверное все делаю ради ощущения этого момента. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).