Журналист по образованию, а ныне директор промоутерского агентства «Арт-мания» Мария Семушкина, три года назад, не имея никакого опыта в организации концертов, замахнулась сразу на джазовый фестиваль. И преуспела: Архангельское с ее легкой руки стало модной площадкой, а «Усадьба.Джаз» уже в третий раз расширяет представления публики о хорошей музыке. Рецепты успеха - в интервью Анне Гилевой.
В любой деятельности можно зарабатывать деньги, а можно формировать события. Почему вам интереснее второе?
Я относительно недавно открыла для себя джаз. И мне захотелось что-то с этим сделать, показать другим. С проекта в Архангельском это все и началось. И была другая сторона – был опыт поиска денег у крупных компаний, потому что я работала над разными проектами, музыкальными и киношными. Например, для режиссерской работы Ренаты Литвиновой «Богиня» я сумела найти хорошие спонсорские деньги и вывести, благодаря фильму, на рынок марку коньяка «Старый город». И когда три года назад мы впервые в жизни решили организовать фестиваль джаза в Архангельском, никто не верил, что это получится, и совершенно случайно этим заинтересовалась марка сигарет «Русский стиль». Мы сразу продумали всю историю под этот брэнд, нашли неизвестное на тот момент место – усадьбу в Архангельском. Конечно, это была абсолютная маниловщина: здесь мы построим это, здесь то. А потом оказалось, что событие попало в точку и заняло нишу, которая с самого начала оказалась востребованной самыми разными людьми.
Кто ваша аудитория?
Была задача собрать в одном месте умных, интересных людей, с хорошим вкусом, с желанием интересно провести досуг. И получилось, что уже на второй год на фестивале назначали встречи, люди праздновали какие-то даты, т.е. фестиваль стал социальным явлением. В этом году было 30 тысяч человек, и это солидная цифра для такого мероприятия. Мы работаем для молодой публики. Тот же джаз мы ориентируем на молодую публику и продвигаем все формы импровизационной музыки: и этнические, и джаз, смешанный с классикой, смешанный с роком.
А где вы берете деньги на ваши мероприятия?
Мы работаем со спонсорами, и это действительно тяжелая работа. Иногда полгода уходит на то, чтобы человек только рассмотрел наше предложение и назначил нам встречу, потом еще полгода он думает, что нам ответить.
Как вы этих людей убеждаете?
Объясняем, что мы продаем им аудиторию. И очень подробно эту аудиторию описываем, потому что очень хорошо ее знаем: что это за люди, сколько они зарабатывают, куда ходят, что им интересно. Мы говорим, что на наши мероприятия приходит публика и благодаря тому, кого мы привезли и как организовали пространство вокруг, получает удовольствие. Получается, что для людей мы продаем удовольствия, а для спонсора мы продаем людей, которые получают удовольствия.
Вы только с музыкой работаете?
C музыкой и фотографией. Давно есть потребность заняться модой и театром, но не все удается реализовать, потому что не всякая идея находит отклик у рекламодателей. У нас была идея в этом году в сентябре сделать фестиваль уличного театра. Мы задолго начали готовиться. Помните, была полунинская Театральная олимпиада, мегасобытие, все его помнят. А мы хотели в саду «Эрмитаж» показать не авангард, а просто позитивный театр. У нас в стране, к сожалению, искусство слишком обременено смысловыми нагромождениями и зачастую тяжело для зрителя. Но нам не удалось договориться с государственными структурами.
При чем здесь государство?
Понимаете, нам просто жизненно необходима государственная поддержка, и на Западе в такие события государство очень серьезно инвестирует, помогает развиваться талантам и демонстрировать публике качественную музыку, театр и т.д. А у нас все сферы влияния поделены и бюджеты распределены. Но ведь мероприятия за бюджетные деньги, которые проходят при поддержке комитета культуры, как правило, безвкусны, скучны и непонятно кому нужны.
Что вам удалось сделать на сегодняшний день?
За 3 года мы сделали 7 фестивалей: 3 джазовых фестиваля в Архангельском, 2 фестиваля джаза с коньяком «Старый город», 2 фестиваля французского джаза плюс региональные фестивали на разных площадках от 200 до 1500 человека.
Музыка, которую вы продвигаете, нужна кому-то в регионах?
В регионах, конечно, другая ценовая политика, но люди там пресыщены попсой и есть ощущение, что все делается так, чтобы никто и не знал, что есть какая-то другая музыка и другая культура. Основной источник знаний о мире в регионах – это телевизор, а события, которые делаем мы, ни разу не показывали ни под одному из центральных каналов: только в новостях на «Культуре» и чуть-чуть по ТВЦ.
Вы себе ставите какую-то сверхзадачу?
С помощью организации интересных событий нам интересно формировать сознание людей, и этот процесс идет.
На осень вы готовите фестиваль «Сити-джаз». Чем он будет отличаться от других ваших джазовых проектов?
Это будет городская история на разных площадках Москвы в течение месяца, и там помимо концертов, мы создаем некую инфраструктуру города джаза, куда привлекаем сети кафе, салонов красоты, заправок. Делаем диск и отдаем его в эти заведения, они наносятся на нашу карту и получается такой целый город, в котором мы пропагандируем нашу музыку. Плюс мы привлекаем известных персон, которым тоже это важно и интересно, - Артемий Троицкий, Дмитрий Дибров, Рената Литвинова, Чулпан Хаматова. Это люди, которые тоже любят хорошую музыку.
Мне кажется, что вы стремитесь комплексно подходить к явлению, как бы делая его универсальным, общедоступным…
В Архангельском у нас было 4 сцены и там звучали и классика, и танцевальная музыка, и этническая, и электроника, и ди-джеи. И все это имеет отношение к джазу. Потому что задача не показать джаз как таковой, а показать другую сторону этой музыки. Поэтому на следующий год мы приглашаем «Несчастный случай», которые подготовят джазовую программу, Макаревича с «Оркестром креольского танго», Billy’s Band обещают сделать специальные джазовые номера.
Это все прекрасно, конечно, но бизнес-то прибыльный?
Фестивали – это очень рискованная вещь. Можно хорошо заработать, а потом полгода сидеть без работы, или вообще прогореть. И у нас такие случаи бывали. Когда например, музыканты уже подписаны, рекламу запустили, а основной спонсор слетает. Мы не может рассчитывать только на билеты, потому что на джазе мы не собираем стадионы. У нас бывали случаи, когда мы привозили артиста в маленький клуб, туда приходили его 300 человек поклонников. Поэтому зарабатываем деньги мы корпоративными мероприятиями, пиаром, развиваем другие направления, которые помогают идеям продвижения хорошей музыки и культуры держаться. Промоутерский рынок в Москве очень маленький, все друг друга знают, и области влияния разделены. Я иногда удивляюсь, как мы умудрились туда попасть и занять свою нишу.
Есть вещи, которые уже востребованы публикой, а есть вещи, о которых она наверняка даже не подозревает, но вероятно имеет шансы стать модным? Что это и как вы это нащупываете?
Надо идти на шаг впереди. Мы работаем с талантливыми музыкантами, художниками, артистами, и эти люди живут вне времени, у них бывают прозрения, которые могут показаться полным сумасшествием, и мы стараемся очень бережно к этому относиться. Потому что, как правило, это то, за чем будущее. И конечно, мы смотрим, что делают в Европе и Штатах. Там, конечно, тоже есть какой-то застой. И если у нас все страдания от неустроенности, то у них от того, что все сыто, тупо и неинтересно. Но у них есть серьезный бэкграунд, которого нет у нас. У них выше профессиональный уровень музыкантов. У нас не было ни Майлза Дэвиса, ни Колтрейна. Сейчас самый интересный формат, который мне очень нравится, это когда играют джаз с фольклорными элементами. Идеи исчерпываются, и поэтому начинают смешивать жанры. Этот формат наиболее актуален и востребован. Конечно, у традиционных форм всегда будут свои почитатели. Но за счет смешения жанров расширяется круг людей, которые могут понять и полюбить джаз.
На Западе и опыт организации фестивалей больше.
Конечно! В Европе начали проводить фестивали с 50-х годов. Например, фестиваль в Монтре в Швейцарии проводится уже в пятьдесят какой-то раз. Представляете, как там все отлажено? Мы ездим, смотрим. Нам же кроме творческой составляющей очень важен организационный момент: как все сделать так, чтобы людям было удобно, интересно, комфортно, особенно в условиях усадьбы, когда нет ни электричества, ни воды.
Кого собираетесь открыть публике в ближайшее время?
Все, кто есть у нас, уже известны публике. Например, Нино Катамадзе, которую три года назад знали только в «Китайском летчике Джао Да», а теперь она поет на больших сценах. И в этом наша заслуга, потому что мы ее приглашали на все наши мероприятия. Когда мы писали ее имя на первом фестивали в Архангельском рядом с Кроллом и Гараняном, мы понимали, что оно никому ничего не скажет, а теперь люди придут специально на нее. Хотя казалось бы, непопулярный формат, на русском не поет… Но вот очень она естественно вписалась. Я не могу сказать, что сейчас есть такие музыканты, которых мы покажем, а завтра на них придут тысячи. Алексей Айги играет непростую музыку, но он всегда интересен, всегда на него реагируют.
И что, совсем нет никого нового?
Сейчас расскажу вам историю. Есть такая группа «Трансатлантик», они играют смесь джаза с роком и электроникой и на фестивале они выступали вместе с армянской певицей Мариам, и я была просто потрясена. А потом я случайно забежала в какой-то клуб и увидела, что они выступают и сидит три человека. Мне стало не по себе. А это сплошь и рядом. Записать диск стоит порядка 20 тысяч долларов, чтобы снять репетиционную базу, сделать мастеринг. Они копят годами, выпускают пластинку, а потом не могут ее никуда запустить, потому что магазин «Союз» их не возьмет, и они будут продавать ее у себя на концертах. И мы, конечно, стараемся им помогать. Мы совершенно бесплатно делаем им презентацию диска, договариваемся с клубом, помогаем с пиаром, пишем статьи, приглашаем гостей.
Зачем вам все это нужно?
Все началось с того, что я сделала мероприятие, которого мне в Москве не хватало, куда я хочу пойти и позвать своих друзей. Я очень люблю после всей суеты, накладок, проблем, затраченных нервов и времени во время концерта отключить телефон и просто зайти в толпу. И постоять 5 минут среди публики, ощутить, что мы это сделали, что людям нравится – это все дорогого стоит. Я наверное все делаю ради ощущения этого момента.