будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура
Ермаков Дмитрий

Мюзикл на рок-пепелище

Мюзикл на рок-пепелище
2012-11-24_102912
Фрагмент афиши спектакля "Растратчики". С сайта Театра мюзикла

Премьера спектакля «Растратчики», ставшего второй постановкой на сцене московского Театра мюзикла, состоялась. И, хотя театр по площади — далеко не «Олимпийский», по масштабу событие большое.

В первую очередь, «Растратчики» по своей близости простому зрителю и одновременно художественной экспрессивности имеют шанс стать «народным» произведением. По трагическим причинам это в свое время не удалось «Норд-Осту», а прочие отечественные мюзиклы — те, что из новых — как правило, рассчитаны на более узкую аудиторию. Здесь же мы видим размах уровня, кроме шуток, «Юноны и Авось». Да, по «хитовости» мелодий новый спектакль не дотягивает до именитого предка, но он сделан доступным языком, а качество постановки во всех отношениях не хуже советских времен. А то и лучше.

Собственно, вкратце о самом мюзикле «Растратчики»: поставлен по повести советского классика Валентина Катаева (1926 г.). На дворе НЭП, в воздухе дух свободы, все повально пьют, танцуют и отжигают так, как будто чувствуют, что завтрашнего дня не будет. А также тратят и считают деньги, откуда, собственно, и название: главные герои в пьяном забытьи транжирят большую сумму казенных средств, потом раскаиваются, и следует вроде бы неожиданный, но на самом деле ожидаемый хэппи-энд. Тут же — любовь настоящая, любовь продажная, одесские урки (сам автор именно из этого города), лиговская шпана, еще живой дух купеческой Москвы и крестьянской провинции, пародирующая сама себя «гнилая интеллигенция» и пытающийся всё это себе подчинить новый строй. В общем, примерно о том же, что Ильф и Петров, но проще и без столь острого изящества. Плюс поистине бродвейский китч — ни в «Норд-Осте», ни тем более в советских рок-операх, его не было.

В специальной брошюрке, выпущенной к премьере, создатели мюзикла проводят параллели между эпохой НЭП и «лихими 90-ми». Очевидная попытка вызвать у зрителя ностальгический смех по десятилетию, которое многие еще хорошо помнят...

Смех в зале и правда стоял. Но 90-е, кажется, здесь не при чем. На самом деле, мир «Растратчиков» напоминает самое что ни на есть наше время. Глядя на образ, казалось бы, давнишней Москвы, думаешь: ведь мало что изменилось с тех пор. Та же повальная любовь к кабакам, разряженным девкам, шальным деньгам и кутежу; то же барство и холопство, и тут же — аналогичные нынешним казенные нравы. Мошенничество по-мелкому и по-крупному. И преображаются люди по-прежнему лишь на сцене.

Это подобие не позволяет назвать «Растратчиков» легким жанром, хотя по форме это комедия. Уверен, режиссер Марина Швыдкая и автор либретто Александр Шаврин задумали произведение более сложным и трагичным, чем оно кажется на первый взгляд. В финале все герои танцуют чарльстон, радуясь вроде бы пришедшей, наконец, свободе. Никто не знает, что скоро НЭПу придет конец, а свобода в России останется эфемерной и спустя 86 лет.

Хотя, думаю, многие зрители «двойного дна» в спектакле не увидели. И это скорее хорошо. Трагизма и депрессивности в современном русском искусстве и так с лихвой, а вот примеры обратного, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. Свободный же человек не думает о свободе: ее нужно чувствовать, и искусство в этом хороший помощник. Отсюда вопрос: можно ли назвать «Растратчиков», да и вообще массовый жанр мюзикла, искусством?

С одной стороны, композитор и исполнитель главной роли Максим Леонидов (тот самый, экс-лидер знаменитой группы «Секрет») очень тонко показал все стилистическое многообразие музыкальных жанров той эпохи. Причем не только развлекательных: очень сильный номер — с хоровым пением крестьян, не лубочным в стиле советской самодеятельности, а настоящим, «корневым». Уверен, музыкальное исследование при подготовке спектакля проводилось не поверхностное.

Прекрасным получилось и воплощение: идеально спродюсированное и порой нетривиальное многоголосье, «живой» оркестр (хоть и обильно использующий синтезаторы в качестве замены части инструментов, но такая необходимость вызвана ограниченной площадью зала), вышибающие женскую слезу сентиментальные поп-номера.

Отличная хореография. Современный подход к освещению, декорациям — в стиле двадцатых была украшена не только сцена, но и весь театр. В частности, в фойе можно было полюбоваться на обложки журнала «Огонек» той эпохи с фотографиями работы Аркадия Шайхета и других мастеров. Это ли не искусство?

С другой стороны, Театр мюзикла, прекрасно оборудованный с эстетической и акустической точки зрения, еще пахнущий лаком свежезавезенной мебели, открылся не где-нибудь, а в знаменитой «Горбушке». Той самой, где некогда родилась Московская рок-лаборатория, а на протяжении 1990-х и почти всех 2000-х была культовая концертная площадка. Когда-то на первом этаже здания и в окрестном парке по выходным торговали компакт-дисками. В здании — фирменными, в парке — преимущественно контрафактными. При этом еще не придумали форматы mp3 и losless. Тогда не было не только торрентов с бесплатным контентом, но у многих даже и Интернета. Не было DVD. Вся меломанская жизнь крутилась вокруг «Горбушки». Самый первый фестиваль  «Нашествие» тоже проходил именно здесь. И здесь же выступали взломавшие ненавистный «железный занавес» Ник Кейв, Дэвид Бирн и «Джетро Талл».

А в феврале 2012 года объединившаяся по такому поводу группа «Секрет» с тем самым Максимом Леонидовым сыграла на открытии «Театра мюзикла». Как в свое время мэр Лужков загнал «черный рынок» Горбушки в бывшие заводские корпуса, так и повзрослевшие рокеры сами же отпраздновали конец эпохи музыкальных вольностей в России. Хотя никто их при этом никуда не загонял.

И «Горбушки» теперь больше нет, потому что нет и былой народной любви к рок-н-роллу. Люди выбрали поп-формат и гламур. Впрочем, ностальгия — деструктивное чувство. В конце концов, историю ценят очень избирательно, а вкусы публики всегда определяются молодежью. Это нормально. То, что когда-то кому-то казалось шедевром, завтра ляжет на свалку истории, как с приходом бесплатных закачек были выброшены на помойку пиратские компакт-диски с «Горбушки». Ведь эволюция не знает благодарности, двигателем ее является исключительно прогресс. Его напор рано или поздно сметает всё старое и отжившее.

Но всё же и от эстетики никуда не деться, потребность в ней естественна. Поэтому красоте ничего не остается, кроме как искать компромиссы с прогрессом и дикими темпами современной жизни. Театр мюзикла такой компромисс предлагает. В конце концов, Максим Леонидов заявлял, что театр будет предоставлять площадку музыкантам под рок-концерты. Пока это случилось всего один раз, на упомянутом выступлении самого Леонидова, но вроде бы лукавить артисту незачем, так что остается верить.

Кроме того, в России уже давно, по крайней мере с 80-х годов, нет прослойки между низкокачественной ширпотребной эстрадой и качественной поп-музыкой. А таковая ведь нужна: рок-н-ролл даже в лучшие времена был по душе не всем. Почему мы восторгаемся, слушая Шаляпина, Утесова, Пресли и, скажем, Моцарта? Современные звезды, может, и провоцируют у тела желание потанцевать, но души не касаются вообще, поскольку скучны в своем однообразии и шаблонности. Старое массовое искусство было о добре и красоте. А нынешние тренды — о сексе, легкой жизни и деньгах. Но долго ли эти тренды проживут, не сметет ли беспощадное время и их? Кстати, именно о бессмысленности такого пути и поставлен спектакль «Растратчики».

Ермаков Дмитрий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).