будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура

На менеджеров культуры скоро будут учить в вузах

На менеджеров культуры скоро будут учить в вузах
karandash

20 декабря прошлого года состоялось заседание Экспертного совета по государственной политике при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, посвященного проблеме потребности российского рынка в арт-менеджерах.  Президент Фонда «Прагматика культуры» Александр Долгин представил министру Александру Соколову программу подготовки арт-менеджеров. Мы предлагаем вниманию читателей стенограмму Совета.

 

Александр Долгин,
Президент Фонда научных исследований «Прагматика культуры, профессор ГУ Высшая школа экономики:

Фонд научных исследований «Прагматика культуры», патронирующий кафедру прагматики культуры в ГУ Высшая школа экономики, изучает проблемы бизнес-образования в сфере культуры. Исследуя существование культуры в рыночных условиях, экономическую составляющую культурных индустрий, кафедра и аналитические подразделения Фонда сформулировали собственный подход к подготовке арт-менеджеров.

Нами изучен мировой опыт подготовки этих специалистов. Создана большая библиотека переводной литературы, включающая работы известных западных экспертов в области менеджмента культуры за последние 3-5 лет.

В двух словах, наша идея в том, чтобы перевести существующую на данный момент профессиональную подготовку этих управленцев на иной качественный уровень, добавить экономические знания, основы менеджмента в этой конкретной сфере. И, может быть, даже готовить их на базе ведущих экономических вузов страны.

Гуманитарные институты ведут подготовку арт-менеджеров. Но в части экономики, управления – это скорее напоминает «натаскивание» лишь по некоторым функциям. Там не дают исчерпывающего понимания экономической подоплеки происходящего. Без этого понимания очень трудно вести проекты, связанные, например, с регулированием ценообразования, структуры контрактов в разных сегментах культуры, проблемами копирайта и т.д.

У нас есть представление о том, какие темы, проблемы и курсы должны лечь в основу этого вида современного образования. Это, к примеру, как я уже перечислил, экономическая логика ценообразования в художественной сфере, вопросы копирайта, структуры контактов в разных сегментах культуры, вопросы на стыке культуры и девелопмента.

В этой сфере сегодня в основном находят себя люди культуры, как правило, гуманитарные специалисты. Часто они очень талантливы, но не менее часто успех в их работе случаен. Они испытывают большие трудности в понимании экономической логики процессов. Эти трудности растут. В связи с информатизацией и развитием электронных коммуникаций культурная среда стремительно меняется.

С точки зрения управления, культура особенно сложна, поскольку требует соединения двух редких компетенций:  управленческо-экономических и культурно-специфических.
Рынок труда демонстрирует большой неудовлетворенный спрос на современных менеджеров со стороны медиа, телевидения, региональных и национальных культурных проектов, государственных учреждений культуры. Качественное заполнение подобных вакансий крайне проблематично. Проблема очень близка мне лично, поскольку я постоянно испытываю весьма острый дефицит кадров. Но это не только моя проблема – спросите любого руководителя любого культурного проекта, он скажет, что без людей как без рук – и их действительно не хватает.

Наряду с фундаментальным экономическим образованием арт-менеджеров, необходимо организовать переподготовку существующих кадров с гуманитарной специализацией. Курсы, некоторые методические материалы, темы уже имеются. Есть и люди, которые могли бы это преподавать, правда, их очень мало. Поэтому отдельный вопрос, который необходимо обязательно включить в систему подготовки кадров, - это создание Школы повышения квалификации и подготовки преподавателей, способных читать курсы, используя кейсы из различных культурных индустрий, создавать собственные методические материалы, отражая последние мировые тенденции развития культуры.

Приведу пример. Франция резко протестует против того, что Google оцифровывает библиотеки, литературные произведения на английском языке. Франция против, потому что хочет на французском. Но за этим, казалось бы, простым противостоянием стоят очень глубокие мотивы, течения. Сегодняшние войны вокруг защиты копирайта, требуют глубокого понимания цифровых технологий, тонкой политики государств в этой сфере. Если этого не понимать, то нельзя понять ни текущего положения дел, ни предвидеть важные изменения на рынке.
Наша основная идея состоит в том, чтобы наладить в России новый вид подготовки специалистов по «экономике и менеджменту в сфере культуры», совместными усилиями разработать образовательные стандарты специально для этой сферы, подготовить программы разного уровня сложности, ориентированные на разного клиента, разной отраслевой и проблемной тематики. Необходимо использовать уже накопленный опыт. Однако он требует серьезного мониторинга, систематизации, обновления.
Мы понимаем, что работа предстоит серьезная, требующая консолидированных усилий всех заинтересованных сторон.

Александр Соколов,
Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

Как вы оцениваете уровень подготовки менеджеров, например, в ряде наших музыкальных вузов? Гнесинская академия, консерватория. Специалисты какого уровня выходят оттуда на рынок?

Александр Долгин:

Профильные, отраслевые вузы дают, в основном, подготовку в области отраслевой специализации, узко рассматривая только свою индустрию. Однако такой специализации без сущностного понимания экономических процессов в современной культуре явно не достаточно. А именно это понимание творческие вузы как раз и не дают.

Я знаком с работой и карьерой выпускников одного из лучших вузов в этой сфере – Московской высшей школы социальных и экономических наук. Но даже это не то. Опять та же проблема: нет понимания экономической логики, нет знания «стандартного набора» экономиста – а это несколько десятков дисциплин. Человеку, которого не научили, что такое финансовые потоки, что такое дисконтирование, просто так на пальцах это объяснить невозможно. И, значит, он не осознает, почему завтра деньги дешевле, чем сегодня, не может договориться с бизнес-партнерами, потому что не понимает их в самом главном, базовом элементе. Это очень трудные вещи. Сами экономисты пытаются их объяснить столетиями, и то не очень получилось. Нахвататься этого нельзя.

Отвечая на ваш вопрос, замечу, что гуманитарные, творческие вузы делают в этом направлении все, что могут. Но зачастую не успевают за технологическими новациями и не дают слушателям на должном уровне столь необходимой экономической подготовки.

Александр Соколов:

В вашем сообщении речь идет о «формировании системы мер». Уточните, что это: дополнительный комплекс повышения квалификации для тех, кто уже подготовлен существующими методами, или это ликбез?

Александр Долгин:

Конечная цель видится как создание новой специальности - "экономика и менеджмент культуры". Сразу этого сделать невозможно, поскольку пока что наблюдается острый дефицит преподавателей, учебников и методических пособий, нет стандарта, в котором было бы комфортно работать, нет внятных квалификационных требований к выпускникам и т.д.. Решение всех этих вопросов входит в систему мер.

Необходимо провести большую подготовительную работу. Я имею в виду мониторинг структуры потребности в таких специалистах, мониторинг существующих учебных программ, анализ западного опыта и возможностей его адаптации к российским условиям.

Разработку конкретных учебных программ я бы начинал с поствузовского образования. Надо ликвидировать экономическую неграмотность, тез кто уже работает в этой сфере. При этом первый шаг – это разработка программ для подготовки самих преподавателей по данному направлению, которых катастрофически сегодня не хватает.

Я бы предложил разработать программы, направленные на подготовку кадров, в том числе, для системы Министерства культуры. Это должны быть программы, посвященные конкретным сквозным проблемам в области экономики и менеджмента культуры. Другими словами, вначале сосредоточиться на практиках, которые и так много знают и умеют, им просто надо дать правильную, экономическую систему координат, а остальное они додумают сами.
Еще один этап – создание полноценной магистратуры.

Наш подход – проблему подготовки кадров надо решать в комплексе, объединив усилия и достаточно быстро.

Александр Соколов:

Молодежь приходит в менеджмент культуры с амбициями, с готовностью работать, но отсутствие конкретных экономических знаний тормозит их прогресс. Но есть много опытных менеджеров, которые контролируют рынок. Как вы оцените уровень их подготовки? Сейчас реконструируется конкурс Чайковского. Я считаю, что менеджмент там бездарный. Но там есть определенные традиции хозяйствования.


Александр Долгин:

Продюсеры – самая продвинутая категория арт-менеджеров. Другое дело, что в среде, где люди не встречают рациональной критики, они могут позволить себе некоторые вольности, отклонения. Спрос на эту специальность идет не только со стороны работодателей. В Высшей школе экономики я вижу массу людей, которые мечтают специализироваться в этом направлении, почему-то особенно девушек из интеллигентных семей.

Вопрос не столько в самих продюсерах, столько в тех, кто с ними работает. Есть, предположим, талантливый человек, способный продвигать любые проекты. Но все равно – он один. Нет организма. Хорошая вывеска – да. Технологичный инструмент – нет. Это как в промышленности, где назревает кадровый провал специалистов среднего звена – мастеров, начальников цехов и т.д. Директор-то хороший, а что он может один?

Ольга Астафьева,
Заместитель заведующего кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации:

Сегодняшняя тема очень важна. Хотелось бы уточнить: подготовкой менеджеров экономического профиля занимаются многие вузы страны – Академия народного хозяйства, целый ряд университетов. Но я вижу рациональное зерно в предложении Александра Борисовича. Оно в следующем. Мы испытываем потребность в кадрах «на местах», точнее, на муниципальном уровне. Высшая школа экономики должна выйти на соглашение, по которому Минкультуры выделило бы ей дотации на подготовку менеджеров. И здесь очень важно иметь общую картину по стране, знать реальную ситуацию – где, кого и как готовят. Исходя из нее, мы поймем, какие именно курсы нам нужны, какой должна быть система переподготовки. И при этом обязательно надо учесть мнение людей, занимающихся учебным процессом.

Александр Долгин:

Я с вами совершенно согласен. Мы подготовили предложения. Теперь нам надо знать: в чем конкретно выражается спрос, где, в первую очередь, существует дифицит.

Мы создали аналитическую базу, знаем все, что делается в мире. Переведены тысячи листов актуальных текстов по менеджменту в культуре. Но представляя, какими должны быть курсы, мы пока не знаем – каковы реальные потребности рынка. Необходимо изучать регионы. В том числе и поэтому мы вышли со своими предложениями на Министерство культуры, так как без их помощи и поддержки мы вряд ли получим адекватную картину с мест.

Александр Соколов:

А кто-то вообще ведет такой мониторинг? На прошлой коллегии мы выносили вопрос о научно-методической работе институтов в нашей сфере. Подтягивали их к тому, чтобы они, конечно, не в ущерб своим фундаментальным темам, все-таки обращали внимание на государственную политику в сфере культуры. Как вы думаете, кому надо поручить мониторинг российского, спорадического опыта?

Дина Кирнарская,
Декан факультета менеджмента Российской академии музыки имени Гнесиных:

Бесспорный пункт предложений Фонда «Прагматика культуры»: «С точки зрения управления культура особенно сложна, поскольку требует соединения двух редких компетенций – управленческо-экономических и культурно-специфических». Вся система стоит на пересечении систем образования и культуры.

Есть две платформы подготовки продюсеров: на базе специальности «Культура и искусство» (специальность называется «Театроведение», квалификация «Менеджер»). 30 лет театральные вузы готовят их, и не так уж они плохи. Так же и с экономистами: каким бы ни было образование, часть будет талантлива, часть бездарна.

А у нас другая платформа. Специальность «Менеджмент организации», а дальше – музыкальная специализация. И наши выпускники очень успешны на рынке.
Однако учебных пособий не хватает, не хватает педагогов по дисциплинам специализации. В лучшем случае, есть практики, которые могут рассказать о своем опыте. Образовательной структуры нет. Еще год назад было предложение ввести в образовательный стандарт новую специальность «Арт-менеджмент». «Менеджмент в искусстве». Потому что действительно, это симбиоз культуры и экономики. Этот стандарт сейчас можно обсуждать, он находится в определенной степени готовности. Мы к этому готовы.

Александр Долгин:

Я читал лекции в некоторых гуманитарных вузах. Могу сказать, что уровень экономистов, преподающих там, – на уровне первокурсников Высшей школы экономики. Названия предметов одинаковые, содержание – разное. Я, конечно, сильно утрирую, но тем не менее, факт остается фактом. Эти «экономисты» и «менеджеры» безнадежно устарели. В связи с информатизацией и развитием электронных коммуникаций культурная среда стремительно меняется. Целый ряд сегментов культуры бурно развивается: в частности, кино, интернет компании, медиа и прочие. Весь культурный мир уже шагнул далеко вперед.

Александр Соколов:

На первый курс творческого вуза поступают творческие люди, одаренные в определенной сфере. Право- и левополушарное мышление – вполне известная дефиниция. Поэтому за вузовский период они должны наверстать отсутствие математических знаний. Что такое десятилетка при консерватории? Прежде всего, музыкальное образование, а уж потом и некоторые сведения по физике, математике. В итоге никакого фундамента в этих предметах нет. Так что начинать надо действительно с ликбеза. Иначе вопросы современной экономики не будут освоены.

Елена Левшина,
Ректор ФГОУ «ИНТЕРСТУДИО»

Хотя профессионалы и следят за ситуацией, формально никто не проводил мониторинга положения дел в нашей профессии. И я согласна с тем, что для разработки государственной политики и управления в сфере культуры такой мониторинг необходим. Без этой информации нельзя принимать управленческие решения.

Опираясь на свой опыт, утверждаю, что менеджер культуры – это очень широкое и совершенно неоднородное понятие. Он может работать кем угодно – и в каждом конкретном случае необходима конкретная подготовка. Вопрос, на базе каких вузов готовить арт-менеджеров, гуманитарных или экономических, – стоит давно. Видимо, и там и там.

Вместе с тем, поддерживая Александра Борисовича, я считаю, что мы должны прийти к системе подготовки менеджеров и для отрасли в целом, и по отдельным специальностям.
Надо учитывать, что ни один вуз не выпускает готовых специалистов – он лишь дает базовые знания, которые могут потом пригодиться в работе. Особенно важна, на мой взгляд, система переподготовки и повышения квалификации. Обратите внимание, как востребованы курсы, например, по фандрайзингу. При том, что их организуют люди, которые ничего в нем не понимают! Однако к ним идут и платят за занятия любые деньги. Потому что государство этим не занимается, а комплексные решения на государственном уровне необходимы.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей Министерства культуры, собравших нас здесь. Разговор давно назрел – кадров действительно не хватает.

Александр Соколов:

Нужно использовать все то, что есть сегодня, в том числе и эмпирический опыт отраслевых вузов. Полагаю, необходимо создать консультативный орган, который смог бы четко определить: что делают в этом направлении Академия госслужбы, Высшая школа экономики, отраслевые вузы. Минкультуры – возможно, как заказчик. Минобразования тоже надо обязательно подключить, потому что без него ничего нельзя будет сделать в плане оформления результатов этой работы.

Анатолий Тупикин,
Проректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Академия готова к любому сотрудничеству. Но есть вопрос: кто будет платить за это образование? Другой вопрос: где набрать студентов? У нас, например, курсы повышения квалификации в сфере культуры – раз в год. И то, мы с большим трудом набираем туда 50 человек. К сожалению, ведомственные чиновники не заинтересованы в том, чтобы посылать людей на переподготовку.

Александр Долгин:

Совершенно верно. На мой взгляд, это как раз вопрос Министерства культуры. Потому что «общественное благо» – то, что невыгодно создавать никому в отдельности – должно создавать государство. Сегодня прозвучали чрезвычайно важные слова о том, что Министерство, возможно, увидит себя в качестве заказчика. Тогда его роль будет в том, чтобы набрать некую «критическую массу» этого процесса – в методическом обеспечении, в сборе информации. На старте процесса целесообразно говорить о подготовке менеджеров в системе Минкультуры, чтобы его руководство смогло оценить качество их работы после обучения. Именно Министерство способно повлиять на ведомственных чиновников в регионах.

Александр Соколов:

Деньги – основа всех последующих шагов. После первого квартала, в апреле, появится возможность направлять на нужды культуры средства, нереализованные в других сферах. Надо заранее положить на стол точно рассчитанную программу, которую согласится финансировать Правительство. Если сейчас мы, не теряя времени, рассчитаем, что Высшей школе экономики, Академии госслужбы надо выделить средства на подготовку определенного количества определенных специалистов, эти деньги будут. Причем немалые. Возможно, это станет и долгосрочной программой. Осталось определиться с тем, какой именно проект мы готовы показать.

Игорь Зорин,
Ректор Российской международной академии туризма:

Действительно, кто будет платить? В нашем случае платит и государство и родители. Подготовкой кадров для туризма в стране занимаются 175 вузов. Раньше не было ни одного, потому что отсутствовал рынок. Как только появились финансовые потоки – тут же потребовались кадры и появились вузы. В культуре тоже есть финансовые потоки. Она их создает – их просто надо профессионально обслуживать.

Есть два направления решений. Первое – будет платить государство. Оно будет вкладывать деньги через Министерство культуры, Министерство образования, потому что там есть стандарты. Вопрос: где будет УМО, другими словами, инструмент насилия над всеми, кто будет осуществлять это образование?

Второе. 10 лет назад у нас был первый выпуск – 19 человек. В этом году – пять с половиной тысяч. Это люди, которые сами платят за образование. Даем хороший продукт – покупают, плохой – нет. В итоге мы стали богатой организацией. И покупаем стандарты за рубежом. Это лучше, чем ждать, пока у нас кто-то сделает стандарт под каких-то своих преподавателей.
На 8-м году деятельности появились деньги, и мы купили на них всемирно известные стандарты – французские, швейцарские, американские. В принципе, это не так дорого. А наше УМО преодолеть невозможно.

Александр Соколов:

Игорь Владимирович прав со своей позиции, потому что в туризме не так много специфических аспектов, сравнительно с культурой в целом, он более универсален. У нас же, даже на уровне субъектов Федерации – та модель, которая проходит в Ханты-Мансийске, совершенно не проходит в Амурской области.

Предлагаю создать рабочую группу, которая в короткие сроки договорится с представителями организаций, уже вовлеченных в данную сферу, о взаимодействии – чтобы мы уже сейчас могли готовить представление о финансировании определенного проекта.

Необходимо собраться еще раз, чтобы выработать основу реального взаимодействия. Еще до новогодних праздников дать предложения по персональному составу рабочей группы. Потому что к апрелю предложения  должны пройти согласование с Минфином. Сразу после каникул нужно провести первое заседание рабочей группы.

Михаил Лермонтов,
Заместитель председателя Экспертного совета по государственной политике:

Первым шагом в разработке системы подготовки управленческого звена в культуре должно стать создание рабочей группы. Это формат, который предлагает министерство – как переговорную, консультативную площадку, на которой были бы сформированы конкретные программы, финансируемые государством. Я предлагаю создать такую группу при экспертном совете по государственной политике. И поручить ей сформировать план работы, учитывая ограниченные сроки проведения документа через все инстанции. Предлагаю поручить Александру Борисовичу формирование рабочей группы, он как инициатор должен взять на себя все организационные процедуры.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).