будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Смирнов Николай

На отрыв аорты

«Подозреваю, что русский перевод «Автобиографии» Майлса Дэвиса на треть короче английского, – если, конечно, из него убрали ругательства», – говорит редактор портала «Джаз в России» Кирилл Мошков. Возможно, русский перевод (о нем подробнее ниже) действительно «причесан». Но даже по нему видно, что язык Дэвиса – входящего в тройку самых известных джазовых трубачей вместе с Луи Армстронгом и Диззи Гиллеспи – был приспособлен не только для амбушюра. С первых тактов, извините, строк, от музыканта достается практически всем его героям. Формат книги – это расшифрованные аудиозаписи бесед с музыкантом – этому только способствует.

Как подавляющее большинство джазменов, играть Дэвис начал в детстве; но, в отличие от многих из них, не был абсолютным самоучкой; о своем первом учителе он неизменно отзывается с восхищением. Но настоящие «его университеты» уроженца Ист-Сент-Луиса начались с переездом в Нью-Йорк, где он оказался в компании упоминавшегося Диззи и – опять же, одного из известнейших саксофонистов – Чарли Паркера (с которого списан Джонни из рассказа Хулио Кортасара «Преследователь», посвященный его памяти). Это было жаркое время: именно эти музыканты устроили то, что впоследствии получило название «революции бибопа» – стиля, по сути дела расколовшего джазовый мир на приверженцев и противников новой, быстрой, напряженной и в чем-то агрессивной музыки. Майлс, конечно, оказался в нужное время в нужном месте; но к тому моменту он вполне мог соответствовать ему как музыкант.

Про развитие джаза написаны тома, и интересующийся вопросом человек (а такие нередко едва ли не наизусть знают не только дискографию любимого исполнителя, но и с кем на каком альбоме он играл) едва ли почерпнет из книги новую информацию. Основная ценность автобиографии не в ней (хотя Дэвис, как полагается, развенчивает ряд «мифов» – про то, например, с кем и почему он ссорился); экспрессивная (местами, как говорилось, слишком) речь Дэвиса позволяет почти увидеть эпоху изнутри и попытаться понять, чем жили и дышали ее люди.

Дышали, в частности, кокаином; Дэвис много рассказывает про наркотические увлечения коллег, не брезгуя шокирующими подробностями, но при этом как бы пытаясь избавиться от груза на душе. Болезнь не миновала и его – и ругаясь на других, он не пропускает и истории про то, как сам стащил у приятеля деньги себе на дозу. Самые, пожалуй, жуткие страницы – история про то, как после многолетней ремиссии он опять вернулся к наркотикам и за четыре года (после 37 лет, отданных музыке!) вообще не прикоснулся к трубе. Но не притворяясь святым, он не жалеет и прочих – называя того же Паркера гениальным музыкантом (любимое выражение Дэвиса для определения хорошего инструменталиста – «играть на отрыв»), не скупится на эпитеты по поводу его моральных качеств.

Впрочем, гораздо больше, хотя и по другим поводам, достается белым. Отрицая обвинения в свой адрес в черном расизме, Дэвис при этом много говорит и о произволе белой полиции, и о том, что белые присваивают себе достижения черных музыкантов (одна из его любимых мыслей, к которой он не раз возвращается). В том числе, разумеется, и его собственные; а гордиться ему было чем: в историю музыки Дэвис вписан главным образом как создатель кул-джаза – музыки, из которой выросло почти все то, чем кормят слушателя станции типа «Радио-джаз». 

Теперь дозвольте пару слов о переводе. Не очень понятно, куда так спешили издатели, что не удосужились ни откомментировать появляющиеся в тексте имена (явно что-то говорящие американскому читателю, но едва ли – российскому), ни составить минимальный именной указатель по музыкантам, ни выяснить вопрос о существовании такого инструмента, как «двухструнная гитара» («не бывает», как писали Стругацкие). Джо Луиса не стоит записывать в чемпионы мира по тяжелой атлетике – особенно после того, как ранее в тексте он совершенно справедливо назван боксером, – а инструментальные композиции называть «песнями». В общем, тщительнее надо. 

Смирнов Николай
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).