будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Набросок новой революционной практики. Часть 2. В кавычках

Набросок новой революционной практики. Часть 2. В кавычках
98_kobrin

Перед тобой, дорогой читатель, вторая часть рассуждения о способах революционного изменения общества. В первой части речь шла о том, что никаких революционных теорий и идеологий, претендующих на универсальность, сегодня нет. А те, которые не покушаются на всеобщность, вряд ли представляют интерес за пределами прагматического, «экспертного» знания.

И еще одно важное обстоятельство. Автор этого текста вовсе не сумасшедший, и, тем более, не пламенный революционер. Просто обыватель, считающий своим долгом размышлять о том, что происходит вокруг него – да и просто размышлять. Никакого отношения ни к одной из действующих политических группировок, равно как и пропагандистских конструкций, нижеследующий текст не имеет.

Итак, практики. Если теорий нет, сколь бы их не жаждала публика, нам остаются именно жизненные практики. За этим немудреным рассуждением встает сразу несколько вопросов, без разрешения которых совершенно невозможно сколь-нибудь ответственное суждение. Прежде всего, впервые ли возникает ситуация, когда на общество (или часть его) воздействуют «практики», лишенные всякой теоретической и идеологической основы? Думаю, что не впервые. Для примера, вспомним «битников», всю их компанию, от Керуака и Гинзберга до Уильяма Берроуза. Битники, конечно же, не были единой группой, их не сковывала ни дисциплина, ни правила, ни общие цели. Образ жизни, жизненные практики – вот, что сводило их вместе, сообщало им уверенность, одержимость и даже профетичность. Гомо- и бисексуалы, наркоманы, пьяницы, запойные читатели, бродяги – из смеси этих случайных свойств они смогли дистиллировать чистейший спирт, которым до сих пор упиваются сотни тысяч молодых людей с рюкзаками за плечами. Керуак и компания совершили настоящую революцию в общественном сознании; они создали «социальный тип», оказавшийся более устойчивым и живучим, чем все эти комиссары в пыльных шлемах или даже нынешние потешные чегевары. Битники не ставили никаких задач, они просто жили так, как считали нужным -- трансформируя собственное сознание, рефлексируя по поводу собственного поведения (и по поводу собственной рефлексии тоже). Они не заявляли, что хотят изменить этот мир; они меняли себя и попавших под их влияние окружающих – пусть эти трансформации и истребили почти всю их компашку (за небольшим, но важным исключением в лице Берроуза, Гинзберга и кое-кого еще). Не надо быть ханжой: забота о собственном здоровье не была самой сильной стороной личности Керуака или Кэссиди - один умер от прободения алкогольной язвы, другой вообще по пьяни потерялся по пути домой и замерз – но они и не собирались жить долго, до самой смерти. При этом битники не намеревались и «жить быстро, умереть молодыми»! Очень важно понять их отличие от эпигонов – например, слабоумных рок-звезд, вроде Кобейна, которые неправильно поняли преподанный им урок: битники не учили ранней романтической смерти, они показывали на своем примере, что продолжительность жизни и состояние здоровья не являются чем-то важным, о чем стоит думать больше положенного Богом (Судьбой, чем угодно) времени. Эти вещи были для битников безразличны – до тех пор, пока не наступала прагматическая необходимость – и тогда они серьезно подходили к делу. Тут важно отвлечься от реактивных Керуака и Кэссиди и вспомнить долгожителя Берроуза, который просидел на героине значительную часть своей длинной жизни. Берроуз уж точно не был романтической фигурой, даже проза его, несмотря на общее заблуждение, была расчетливой и отрефлексированной. Многие называли его безумцем, он тоже иногда считал себя таковым, но, в сущности, предпочитал рассуждать о себе как о человеке разумном, скромном, не лишенном здравого смысла.  Он был прав. Уильям Берроуз был прагматичным революционером жизненных практик. Теории его не интересовали.

Испортили все хиппи, которые привнесли в заимствованные от битников практики болтовню о мире и любви. Каким образом кислота (или промискуитет, к примеру) может способствовать всемирному торжеству как первого, так и второго, эти патлатые ребята объяснить не могли – ни себе, ни окружающим. Чем, естественно, вызывали раздражение трезвых сознанием людей, не собиравшихся отказываться от здравого смысла. Как ни странно, панк в самом своем начале мог явить обществу пример истинно революционной практики, но люди, вроде Вивиан Вествуд и Малколма Макларена быстренько превратили это движение в постыдное коммерческое фрик-шоу. Дерек Джармен даже снял об этом замечательный фильм «Юбилей». И только The Clash – при всем своем политическом активизме – производили впечатление умных людей, точно знающих, чего они хотят от общества. Они поддерживали леваков не потому, что хотели политической революции, а для того, чтобы продемонстрировать, к чему приводит забвение самой банальной социальной справедливости. Их Know Your Rights! звучит как ответ искушенного законника на секспистолскую Anarchy in UK.

Надо сказать, в последние десятилетия ни одна из сфер западной жизни не дала такого количества истинных революционных практик, как поп-культура и области к ней прилегающие. Некоторые из них дьявольски сложны, как, скажем, стиль changesonebowie, другие, на первый взгляд, довольно однообразны, вроде жизненного стиля, придуманного гитарным бухгалтером Робертом Фриппом – сиди себе на стуле и играй сетки. Но именно эти люди меняли общество -- да так, что теперь его и не узнать. Поэтому для настоящих революционных практик современности поп-культура является и важнейшим синдромом болезни, и столь же необходимым инструментом преобразования.

Скептик возразит, мол, что может изменить отдельный человек, да еще и не ставящий перед собой целей гегельянского размаха? На каждого Гегеля мы своего Ницше выставим. Автор революционной практики – настоящий ницшевский философ, который на каждом шагу начинает философствование с нуля, с пустоты, его философия основывается сама на себе, она парит над бездной. Все остальное не стоит выеденного яйца. Он – тот самый «часовой на оставленной всеми позиции»: окопы пусты, да и противник давно уже обошел с фланга, вокруг никого, но держать пост надо. Это не упрямство, это – точный расчет. Все еще вернутся сюда – и наши, и враги.

Собственно говоря, стратегически, новых жизненных практик, могущих изменить общество, две. Одну из них назовем радикальной, другую – умеренной, срединной (в смысле буддийского Срединного Пути). Первая проста – следует принимать максимальное участие в исполнении ритуалов окружающей жизни, делать это с энтузиазмом и доводить дело до логического конца, то есть, до абсурда. Окружающие помешаны на шоппинге? Отлично, я перешоппингую их всех. Я буду покупать вагоны ненужных мне вещей, проводить сутки в супермаркетах и торговых центрах, говорить только о ценах и товарах, дома из всей бумажной продукции держать только рекламные каталоги, магазинные листовки и прочее. Я доведу до идиотизма этот идиотизм. Если вокруг меня все пьют, я перепью их, буду пьян с утра до ночи, во сне и наяву, пока сами пьяницы не начнут крутить пальцем у виска. Патриотизм? Прекрасно! Я буду сочинять гимны  родине и метать стихотворные и прозаические молнии в ее врагов. Мое нижнее белье будет иметь цветовую гамму заветного флага, а названия главных городов Отечества вышиты на трусах золотой нитью. Все беседы будут сводиться к тому, как я люблю свою родину и ненавижу супостатов. В моей компании политический проповедник с Первого Канала, зевая, вывихнет челюсть, а отставной военный почувствует себя безродным космополитом. Если же вокруг принято трудиться, не покладая рук, я буду работать больше их всех вместе взятых. Я буду жить на рабочем месте. Ланч я буду приносить в офис в специальной баночке, откуда через трубочку можно посасывать жидкую кашицу – зато руки не перестанут бегать по клавиатуре, глаза смотреть на экран; можно даже научиться отправлять и принимать факсы с помощью пальцев ног. Да, придется разуваться на работе, ничего не поделаешь. Но на педикюр я дополнительных денег от начальства просить не буду! И на памперсы тоже.

Это действительно радикальная революционная жизненная практика. Она чревата увечьями, сумасшествием и ранней смертью – но на то она и радикальна. Человек, избравший этот путь, знает, на что идет. Впрочем, смертельный риск оправдан – бессмысленные ритуалы общественной жизни раскочегариваются настолько, что даже идиот видит их бессмысленность. И делает соответствующие выводы – рано или поздно. Но есть и иной путь. Он кажется не столь крайним, зато его умеренность искупается невероятной сложностью и внутренней дисциплиной, которой придется придерживаться. Главный принцип его – спокойствие и экономия: сил, средств, чувств, всего. Более того, даже в этой умеренности тот, кто избрал этот путь, должен быть умерен. Никаких крайностей, никакой аскезы, никаких оргий расточительства или абстиненции. То, что совершается, делается обдуманно, взвешенно, осторожно. Все помешаны на шоппинге? Почему бы, действительно, иногда не заглянуть в магазин? Почему бы от случая к случаю не поддержать разговора о ценах (но только изредка!)? Компатриоты носятся с патриотизмом? Прекрасно! любовь к Родине – отличное чувство. Кому пинии, кому березки – но только, пожалуйста, без ажитации. Окружающие мечтают спасти природу от загрязнения и прочих пакостей? Что может быть лучше! Спасем. Скажем, подвернем хорошенько кран на кухне, бросим бычок в урну, лишний раз проедемся на метро, а то и пешочком, пешочком. В общем, перед нами привычки, что называется, «порядочного человека». Только и в этом усердствовать не надо. «Порядочный человек». Взяв этого человека в кавычки, мы получим идеальную революционную практику. «Теория» создает новые слова, «практики» ставят в кавычки старые. Закавыченные слова уничтожают автоматизм, люди с удивлением начинают смотреть на привычные вещи и действия. Вот с этого остранения и начинается истинная революция.

См. также другие тексты автора:

  • Набросок новой революционной практики. Часть 1. Конец теории
  • Апология нечистого промысла
  • Кармическая политика
  • Трусы Ника Кейва
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).