будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Намек на надежду

Намек на надежду
kirill_kobrin_98

Передо мной книга с замечательным названием: «История субъективности: Средневековая Европа» (История субъективности: Средневековая Европа / Сост. Ю.П.Зарецкий. М.: 2009). Это сборник «автобиографий» -- от «поздней античности» (или раннего средневековья» - кому как нравится) до «высокого (или уже начавшегося «позднего») средневековья». От Аврелия Августина до германского императора Карла IV. Сборнику предшествует очень интересная статья составителя Юрия Зарецкого, посвященная феномену и жанру «средневековой автобиографии». Она, собственно и задает ключ к дальнейшему чтению – как для студентов и аспирантов, так и для всех интересующихся. Однако я бы предложил и иной способ чтения этой замечательной книжки – сначала автобиографии (подряд), затем статья. И вот здесь, в паузе между последней фразой императора Карла («И избиратели, приступив вскоре к выборам, избрали римским королем удачного судьбой упомянутого Карла, маркграфа Моравского») и первой фразой статьи Зарецкого («Изучение автобиографии в последнее время занимает все более заметное место в гуманитарных науках»), возникает пауза, в которую следовало бы понять (для себя понять!) кое-что очень важное.

            Как что мы прочли все эти тексты? Как мы можем относиться к ним? Какое отношение это все имеет к нам? Если мы уберем в скобки естественную антропологическую солидарность, что останется? Да, перед нами важнейшие источники по истории сознания, истории религии, политической истории, просто истории, чего угодно. И эти обстоятельства тоже уберем в скобки. Что остается еще? Почему нас волнуют перипетии духовных драм Святого Патрика и Анджелы из Фолиньо? Пользуясь терминологией Ханса Ульриха Гумберхта, читая эти странные тексты мы как бы «присутствуем» в них – не вчитываем себя в описанные там коллизии, а именно присутствуем при том, что там происходит. Отсюда возникает моральное и эстетическое переживание: опять-таки, не «со-переживание», а свое собственное, отдельное. И вот этот смутный вывод надо бы зафиксировать, ибо он – еще один намек на то, что кончается целая эпоха в гуманитарном знании, в наших отношениях с прошлым вообще. Эпоха под названием «историческая антропология».

Позволим себе небольшой исторический экскурс. Почему и когда появилась «историческая антропология»? Когда и почему возникло желание рассматривать «исторические» народы как «неисторические», исследовать, к примеру, отношение к смерти какого-нибудь «цивилизованного француза», будто он не француз, а австралийский абориген? Ответ очевиден: когда традиционное для XIX века представление об «истории» (преимущественно, «политической», но – отдельно – и «экономической», «культурной» и даже «социальной»; последняя в конце позапрошлого века равнялось так называемой «народной», вспомним, хотя бы «Историю английского народа» Грина) было подвергнуто сомнению. Это сомнение постепенно, а потом уже и стремительно, разрушило «историю» как предмет, причем главным орудием ее уничтожения стало требование «научности». «История, как физика или математика, должна иметь свои закономерности»: с момента произнесения этой фразы атом истории распался на специфический «исторический нарратив», являющийся, как нам объяснили «новые историки», просто одним из литературных жанров, и на многочисленные частицы, которые можно туманно назвать «науками о человеке». Энергия, освободившаяся в результате распада атома истории, оказалась гигантской и очень полезной – там, где ее использовали в мирных целях. К концу прошлого века эта энергия так преобразовала ландшафт гуманитарных наук, что узнать в нем индустриальный пейзаж эпохи конвейерного производства «национальных историй» решительно невозможно. Ленин, сидя на Капри, увлекся современной ему физикой и написал (ставшее потом принудительно знаменитым) сочинение, где разом уверял, что и «материя исчезла», и «электрон практически неисчерпаем». Никто не смог объяснить ему, что исчезла не «материя», а то, что сам Ленин, вслед за некоторыми авторами XVIII и XIX веков, считал «материей». Так вот, можно ли то же самое сказать об «истории»?

            Не буду множить банальности и пересказывать читателю содержание лекций, которые обычно читают на первом курсе истфака под общим названием «Введение в специальность». Или которые читают уже курсе на третьем под общим ничего не значащим названием «Историография». Так что всего несколько слов. Исторически под «историей» понимали разное – это ясно. Столь же ясно, что не совсем разное: некий общий субстрат «истории» существовал всегда – у тех народов, которые занимались сохранением и написанием «истории». Еще более очевидно, что субстрат этот имеет отношение ко «времени», а не, скажем, к «пространству». Оттого требование предъявить специфические «исторические закономерности», чтобы доказать принадлежность «истории» к рангу «наук», мгновенно привело к распаду этого самого субстрата: «закономерный», значит – «повторяемый», «неизменный во времени». В результате (во многом, усилиями представителей французской школы «Анналов») «история» стала постепенно перемещаться из «времени» в «пространство», от собственно «истории» – к «исторической антропологии». Исследователь решительно «выходит вон» из того времени и той культуры, которую он изучает, и, тем самым, оказывается в другом пространстве и как бы вне времени, и уже оттуда наблюдает за объектом своего исследования. Он – антрополог, проводящий полевые исследования; только вот людей, поведение которых он изучает, уже давно нет в живых. «Короли-чудотворцы» Марка Блока похожи уже на ирокезских вождей, а не на христианнейших государей великой европейской страны. Чуть позже появился структурализм, окончательно отделивший «антропологию» от «истории»: «история структур» и «культурных кодов» есть не «история» (во всех смыслах), а «изменение».

            Стоит вспомнить об исторических обстоятельствах этого процесса «отказа от истории». Этот культурный жест, безусловно, носил модернистский характер и был следствием ужасающей первой мировой войны. Европейцы (а чуть позже американцы – но несколько по-иному) от «истории» «устали», они хотели проснуться от ее «кошмара», освободиться от нее, чтобы история больше не отправляла их в идиотские окопы. Одним из главных инструментов пробуждения от «истории» стал вневременной «миф», который в двадцатые-тридцатые годы стали с разных сторон «исследовать», «узнавать», «возрождать», «создавать». Конечно, то, что делал Пропп, сильно отличалось от манифестов сюрреалистов, докладов в парижском Коллеже Социологии и, особенно, от идеологической практики нацизма; но исторически все эти вещи являются производными одной эпохи. Спустя примерно сорок лет от «истории» стали отказываться уже не модернисты, а постмодернисты – и совсем по другим причинам. Увядание универсалистских модернистских концепций предопределил временный успех крайнего релятивизма; именно он растворил историю в «историческом нарративе» лишив ее любого смысла, кроме жанрового.

            В конце концов, и в этом процессе была поставлена точка. Причем, как мне представляется, точка очень жирная, толщиной в шесть с лишним сотен страниц. Кажется, последний классик «Анналов», Жак Ле Гофф, в 1996 году выпустил гигантский том – биографию Людовика IX Святого. Любопытно, что мощнейшее течение в европейской гуманитарной мысли, которое началось с критики «позитивистов», громоздивших в своих трудах мириады фактов, организованных в соответствии с самым примитивным (по мнению, скажем, того же Марка Блока) принципом, закончилось выразительной манифестацией этого самого порочного принципа. Ле Гофф, писавший свой опус магнум долгие годы, просто утонул в гигантском количестве фактов, тщательно им подобранных; «жанр» отомстил ему со всей постмодернистской изобретательностью – этот томина представляет собой смесь повествовательных кусков в духе самых распоследних Лависса и Рамбо c риторическими упражнениями в худших традициях анналистских середнячков. Читать сочинение Ле Гоффа, конечно можно и нужно – но как барочный трактат, эдакую «Анатомию меланхолии» Бертона, как тщательную опись «лавки древностей времен Людовика Святого» – множество событий, имен, названий, одинаково важных и одинаково неважных, россыпь плодов ученых трудов антиквария. Больше всего это напоминает именно сочинения английский антиквариев XVI-XVIII веков, этих замечательных аматеров, изгнанных потомками из области «настоящей историографии». Так за что, спрашивается, боролись?

            Да, сегодня историография находится даже не в кризисе, даже не в упадке – в состоянии отсутствия. «Остранение», с которым исторический антрополог взирал на прошлое собственных культур и традиций, исчерпано как прием. Но это не значит, что следует «возрождать» славные традиции Виноградова, Сеньобоса или Моммзена. Возрождать вообще ничего не нужно (да и невозможно). Пока же «прямое» чтение опытов авторефлексии, предложенное нам составителем «Истории субъективности», может помочь прочистить сознание и настроить его на формулирование новой исторической реальности.

См. также другие тексты автора:

  • Герой нашего времени
  • Непраздные мозговые игры
  • Отсутствие мандаринов
  • Увидеть Каддафи и умереть
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).