будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Трофимова Татьяна

Напоминание вне времени

Рубинштейн Л. Духи времени. М.: КоЛибри, 2008.

«Одной из характерных и, увы, неистребимых особенностей нашей культурной ситуации является необходимость время от времени заново объяснять, кто есть кто и что есть что. Историко-культурная амнезия – хоть и досадное, но непременное условие протекания культурных процессов, и с этим приходится считаться», – так начинается первая часть нового сборника избранной прозы поэта и эссеиста Льва Рубинштейна под названием «Духи времени», вышедшего в издательстве «КоЛибри». Этим же – нельзя не признать – практически исчерпывающе объясняется и его цель.

Уже много лет Лев Рубинштейн пишет эссе на разнообразные темы в такие издания, как «Итоги», «Еженедельный журнал», «Большой город», «Грани.ру», «Полит.ру» и многие другие. Лаконичные, емкие тексты, всегда тонко и точно подмечающие характерные проявления тех или иных процессов внутри отдельно взятой личности, общества и даже государства. «Духи времени» – уже третий сборник избранных прозаических текстов Рубинштейна. Первая книга «Случаи из языка» вышла в 1998 году в петербургском издательстве Ивана Лимбаха, вторая – «Погоня за шляпой» – в 2004 году в «Новом литературном обозрении».

На этот раз в основу сборника был положен отчетливый тематический принцип, который в результате дал и абсолютно ясное построение. Описанное в первой же главке первой части явление историко-культурной амнезии, заставляющей россиян вновь и вновь забывать о пережитом историческом опыте, характеризуется тем, что требует непрерывного напоминания, акцентирования первооснов, указания на сходства. Эффект, который Рубинштейн опять же лаконично и емко отображает в формульной строке, знакомой с детства по бесконечной докучной сказке, – «На колу – мочало».

Процедура борьбы с этой историко-культурной амнезией разделена на шесть тематически монолитных частей, в каждой из которых в нескольких штрихах обрисовывается одна из сторон реальности настоящего или прошлого. Национальный вопрос в многонациональной стране – тема первой части («На колу – мочало»); 50-е годы, расколотые напополам смертью Сталина и выпавшие как единое десятилетие из культурной памяти, – второй («О том, чего не было»); отражение политических и социальных процессов в словах и их значениях – третьей («Семантический сдвиг»). Отдельные наблюдения над различного рода явлениями легли в основу четвертой части «Апология одного места», а над особенностями репрезентации - в основу пятой («Фирменная упаковка»). Единственная часть, тематическую связь в которой можно было бы обозначить как «прочее», – завершающая под названием «Бобровая струя».

Однако именно здесь достоинства сборника со стройной композицией начинают плавно переходить в его недостатки. При кажущейся предельной логичности построения текста прагматика сборника, надо признать, осталась все же мало продуманной. Что отчасти, конечно, связано со сложным жанром эссе, которое в случае Рубинштейна имеет определенную цель расстановки акцентов и, более того, занимает уникальную нишу между непосредственной действительностью и аналитическим ее осмыслением под заранее заданным углом зрения с определенной подборкой фактов.

Рубинштейн умело указывает, но не поучает, акцентирует, но не искажает. Все эссе подобны по своей функции музыкальному камертону – чуткий на ухо читатель всегда услышит ложность или странность «звучания» ситуации, а лишенный внутреннего слуха прочтет лишь обычное описание случая из жизни. Часто люди говорят о том, что по текстам Рубинштейна как бы сверяют свои ощущения: чтобы понять, почудилось или вправду, достаточно открыть эссе. Учитывая, что они появляются не в режиме книжки, а равномерно каждую неделю как реакция на разного рода явления, – вполне действенный метод.

В ситуации же издания сборника подобного рода текстов издатели явно не решили, по какой дороге им идти. То ли сделать акцент на фиксации момента, то есть собственно функции эссе Рубинштейна в ситуации периодического издания, то ли заставить читателей воспринять их как вневременные зарисовки, своего рода произведения искусства, самодостаточные вне еженедельного контекста. Следствием первого стало, очевидно, разбитие на тематические главы с выносом в первую часть определяющей в данном случае мысли про историко-культурную амнезию. Следствием второго – снятие не только указания на источники, но и вежливой по отношению к читателю даты написания в конце каждого текста. При том, что все части, а порой и отдельные главки-эссе, относятся к разным годам – как по предмету разговора, так и по моменту создания. И если первое более-менее можно определить по ходу повествования, то второе ниоткуда прямо не следует. Ряд же текстов и вовсе требует установления даты, поскольку написанные по случаю эссе теряют при отсутствии указания на него заметную часть прелести. Не говоря уже о том, что легко датировать те или иные приметы времени можно лишь тогда, когда на повестке дня хотя бы не стоит вопрос историко-культурной амнезии, вынесенный, к слову, в начало книги.

Погнавшись за двумя целями сразу, издатели текстов Рубинштейна, конечно же, не испортили. Скорее, мимоходом поддавшись все той же историко-культурной амнезии по отношению к многолетнему опыту издания сборников (не говоря уже об антологиях, пускай и слишком академичных для данного случая, но вполне поддерживающих правила хорошего тона), создали продукт, определенно распадающийся на оболочку и содержание. А потому, несмотря на скрепляющую силу разом и предисловия от Петра Вайля, и послесловия от Григория Чхартишвили, свели функцию сборника к простому овеществлению всего, что ранее существовало главным образом в Сети. Опять же в целях борьбы, надо думать, все с тем же «непременным условием протекания культурных процессов».

Обсудить статью
Трофимова Татьяна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).