будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Р.М. Фрумкина
Июль 2, 2025
Культура
Фрумкина Ревекка

Наш человек в Гонолулу

Наш человек в Гонолулу
98_frumkina

В ответ на публикацию на «Полит.ру» одного из моих текстов я получила через ЖЖ сообщение от неизвестного мне лица. Среди прочего там была красивая цитата из какого-то англоязычного блога:

"We have become an INSTANT society. Everything has to be now! I read all the time and my sons father did but our son wont read a story book and never has, although he can read very well, he says its boring. I try to put aside half an hour for reading each night but it isn’t working (Я читаю постоянно, и отец моего сына читал, а наш сын не будет читать книги – и никогда не читал, хотя читать хорошо умеет. Говорит, что это скучно. Я стараюсь каждый вечер выделять по полчаса на чтение, но это не помогает).

Я заинтересовалась и написала комментарий с просьбой сообщить что-нибудь о себе. Вот что рассказывает о себе Саша, ныне – студент Университета Гонолулу (авторский текст дан с минимальными сокращениями).

Школьные годы

Родился я 18 февраля 1980 года в поволжском городе Чебоксары. До 6-го класса включительно я учился в обычной школе в своем районе. Был, естественно, отличником: очень мне нравились математика и естественные науки (физика, химия, астрономия, география). Читал я всегда много, благо и книг дома у нас было много.

Родители всегда любили читать: папа - историческую литературу, мама – книги по специальности: она замечательный повар. Папа высшего образования не получил; кажется, он закончил электромеханический техникум. Всю жизнь проработал на Чебоксарском тракторном заводе, дойдя до зам. начальника цеха.

Сначала меня интересовали географические атласы: помню, как я внимательно изучал карты. Потом я начал рисовать «свои», придуманные, страны. Кстати, мне это очень помогло: позже, в старших классах по всем географическим тестам у меня были высшие баллы.

После географических атласов я перешел на научно-популярную литературу: я читал о Копернике и Галилее, книги по занимательной физике и т.д. Книг дома стало не хватать, и я записался в ближайшую районную библиотеку: я помню, как библиотекари поинтересовались, почему я читаю только научно-популярную литературу и ничего из художественной. Я не нашелся, что ответить...

После шестого класса жизнь моя изменилась: родители решили перевести меня в другую школу: это был 1992 год; только что у нас открылся лицей №1. Я перешел сразу из 6-го в 8-й класс, так как 7-го класса в лицее не было. Сдал какие-то вступительные тесты, предварительно за неделю прорешав с папой учебник по алгебре за 7-й класс. С русским языком у меня особых проблем никогда не было.

Годы в лицее были очень продуктивны для меня в интеллектуальном плане: моими любимыми предметами были литература и языки (русский, английский, французский). У меня были замечательные учителя: по литературе в 8-9 классах - Людмила Абрамовна Шумилова (она же преподавала русский язык в 8-11 классах); в 10-11 классах - Диана Владимировна Абашева, преподаватель филологического факультета Чувашского педуниверситета (тогда она была кандидатом наук, позже стала доктором); Людмила Сергеевна Шестернякова (английский), Алла Борисовна Джаганянц (французский).

Людмила Абрамовна помогла мне открыть настоящую литературу: Пушкина и Лермонтова, Гоголя, русскую поэзию (Боратынский, Вяземский, Тютчев). Мы учили отрывки из Катулла и Овидия; знаменитый монолог Гамлета "To be, or not to be", сонеты Шекспира и отрывки из Байрона в оригинале (!). Она же привила мне любовь к слову.

С Дианой Владимировной Абашеевой пришли в мой мир Достоевский и Тургенев, Лев Толстой и Гончаров, Чехов и Булгаков (я упоминаю только моих любимых писателей). Кстати, именно Достоевский - мой самый-самый. Помимо "Преступления", которое положено читать по программе, я сам прочел "Братьев Карамазовых", "Бесов", "Идиота". Эмоциональное влияние, которое оказал на меня Достоевский, трудно объяснить: задел он во мне что-то очень глубокое; я местами даже плакал.

Князь Мышкин всегда был и остается моим любимым литературным героем: он мне очень близок по духу.

Был еще у нас очень интересный предмет - "Традиционная русская народная духовность". Здесь мы говорили о мифологии различных народов, и я впервые услышал о Леви-Брюле и Элиаде; узнал об этимологическом анализе.

Как-то попалась мне книга Ю. В. Откупщикова "К истокам слова"; я читал ее и не мог остановиться. Эта книга оказалась судьбоносной: я твердо для себя решил, что я хочу быть лингвистом. И тут меня как прорвало: я записался в республиканскую библиотеку, сидел там целыми днями (на каникулах – тоже), читая "Мифы народов мира", труды Лосева и Вяч. Вс. Иванова; очень много работал со словарями - Фасмера, Срезневского и т.д.

Конспекты я делал в общей тетради, которую почему-то озаглавил "теория лингвогенеза". Не знаю, насколько прочитанное мне было понятно, но мне было настолько интересно, что окружающий мир как бы переставал для меня существовать.

Мне всегда нравился английский язык. Его я начал учить с 5-го класса, то есть с 1990 года. Не знаю почему, но проблем у меня с языками вообще особо никогда не возникало; многие отмечали, что у меня хорошее произношение. Уже в США я узнал у друзей и знакомых (довольно сильно «надавив» - иначе правду не сказали бы), что у меня английский практически безукоризненный, хотя есть иногда едва уловимый акцент, особенно когда я волнуюсь. С 8-го класса я участвовал во всех олимпиадах: в своем лицее я всегда был первым, а в 11-м классе я занял первое место по городу, обойдя даже учеников из английской спецшколы.

В старших классах всегда наступает момент, когда надо решать свою судьбу. У меня, насколько я себя помню, особенных трудностей с выбором не было: иняз или филфак (общее языкознание или германистика). Так как в нашем городе на филфаках (их тогда было два) учат только русистике, я подал документы в иняз Чувашского педагогического университета (тогда он назывался пединститутом).

Медали у меня не было - ведь я всегда избирательно интересовался школьными предметами – прежде всего языками и языкознанием, а остальные учил «постольку поскольку». Поэтому пришлось сдавать все три экзамена - надо сказать, удалось все сдать на пятерки.

Институт

1996-2001 годы, когда я учился в инязе, были едва ли не лучшими в моей жизни. Я еще успел застать "золотой" преподавательский состав факультета: это М. С. Панкова, В. А. Чумакова, С. А. Прохорова, Н. В. Александрова, Е. М. Зерняев. Большую роль в моем становлении сыграл Евгений Матвеевич Зерняев (к сожалению, ныне покойный), который у нас на первом курсе вел введение в языкознание. Евгений Матвеевич закончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза уже после того, как вернулся с фронта; он был по-настоящему влюблен в языки и лингвистику.

Я до сих пор помню его лекции: Е.М. был очень представителен, говорил интересно и просто. По понедельникам, после лекций, он дополнительно оставался с теми, у кого были дополнительные вопросы или они что-то не поняли. Только вот студенты мы были не слишком прилежные и после 7 вечера не особенно хотели учиться…

Латинский язык у нас вела Маргарита Кузьминична Лаптева. Я очень много дополнительно занимался сам, разбирал учебники Тронского и Соболевского, пытался проследить этимологию слов. Сильно увлекся сравнительно-историческим языкознанием (у меня этот интерес был еще со школы) и постоянно сидел в библиотеке.

Я часто думаю, что место, где ты родился, может очень сильно определить судьбу. Как же я хотел учиться на ОТиПЛе филфака МГУ! Но моей семье Москва была не по карману: середина 90-х были очень тяжелыми временами, зарплату иногда не платили по полгода. А уже после иняза не по карману мне была бы аспирантура при Институте языкознания РАН: сами подумайте, на что бы я жил в Москве?

Итак, после окончания иняза в 2001 году я начал работать: сначала на переводческом факультете Чувашского госуниверситета, потом перешел на кафедру английской филологии и переводоведения в свою альма-матер – то есть в педуниверситет. Работал много; неприлично много – просто чтобы выжить. По основному месту работы у меня всегда было не менее полутора ставок – а еще курсы, частные уроки, переводы и т.д.

Один год я работал все семь дней в неделю! Уходишь из дома в 7-8 утра, приходишь в 9, а то и 10 часов вечера. На науку не оставалось никакого времени - если не считать написания ежегодных статей в сборник кафедры, которые я старался делать добросовестно, а не использовать свой диплом или переделывать свои же предыдущие публикации.

Ощутимый вакуум я заполнял с помощью "Вопросов литературы" и телеканала "Культура". Лингвистические журналы мне были недоступны. Ползарплаты я тратил на современные словари и учебники по английскому языку. Но все это было не то.

С точки зрения науки я, конечно, ничего не сделал полезного в тот период, зато набрался очень полезного опыта: познал всю прелесть вузовской бюрократии и нищенское положение преподавателя вуза. С другой стороны, я стал лучше разбираться в людях благодаря студентам: на занятиях по английскому языку часто обсуждаются житейские проблемы, и говорить можно (и нужно) все, что хочешь.

В целом же меня не устраивал такой ход вещей: никакого свободного времени, наукой заниматься невозможно, а в Москве – если бы я и поступил в аспирантуру - мне было бы просто не на что жить.

Тогда (в 2005 году) я решил подать на стипендию Фулбрайта (The Fulbright Graduate Student Program), которую и получил на два года, 2006-2008. Так я оказался на Гавайях. (University of Hawaii at Manoa, College of Languages, Linguistics and Literature, Department of Second Language Studies).

В декабре этого года я заканчиваю магистратуру по специальности Second language acquisition (в здешней интерпретации – это исследование того, как и почему люди изучают иностранные языки).

Меня, конечно, больше интересует теоретическая лингвистика. А поскольку здесь предметы никто не навязывает, то я в свое удовольствие и занимался познанием теории языка. Сфера моих интересов - синтаксис (генеративные направления, Minimalist Program), лингвистическая типология, немного морфология, и, конечно же, психолингвистика (только она здесь какая-то однобокая: либо генеративная, либо коннекционистская).

Мне очень нравится "американская" система обучения в вузе: занятия проходят обычно в форме семинаров; группы небольшие (часто 5-8 человек). Сначала дается задание (как правило, статья в 20-40 страниц из научного журнала; часто нужно прочитать 2-3 статьи к одному занятию); потом нужно составить вопросы по статье и заранее разместить их на интернет-портале по данному курсу (там преподаватели размещают статьи, план занятий с четкими критериями оценки, требования – причем все это делается заранее, сразу после первого занятия).

В аудитории кто-то представляет статью, потом идет обсуждение. Очень важно принимать активное участие в дискуссии (за это вы получите оценку в конце семестра). По каждому предмету нужно провести самостоятельное исследование и по его итогам написать небольшую научную работу, строго придерживаясь требований по написанию/оформлению научных публикаций в вашей области.

У каждого преподавателя есть свой отдельный кабинет, где он работает и, кроме того, в определенные часы принимает студентов, т.е. идет постоянное общение между преподавателем и студентом.

Планирую поступить в докторантуру: очень хочу заниматься наукой и преподавать в вузе. Здесь я могу заниматься наукой, доступ есть ко всему - даже в библиотеку ходить необязательно: все журналы в электронном варианте можно читать с домашнего компьютера. Впрочем, читать книги с экрана я не особенно люблю, так что в библиотеки - в нашем университете их несколько - хожу почти каждый день. Библиотеками вне кампуса я пока не пользовался, т.к. все библиотеки объединены в одну сеть, и если что-нибудь нужно из другой библиотеки, вы заказываете это по Интернету: через неделю получите книгу (если библиотека на континенте; из Европы получится немного дольше; за все платит университет). Статьи тоже заказываете через Интернет: доставка занимает 1-5 дней. На кампусе есть и медиатека (фильмы, аудио), работающая по библиотечной системе.

Именно здесь - в США! - я впервые смог свободно читать "Вопросы языкознания": подходишь к полке в библиотеке, берешь и читаешь (почему-то до сих пор нет электронной версии этого журнала, а ведь это главный лингвистический журнал России!). Вообще здесь больше литературы на русском языке, чем в университетской библиотеке в моем городе в России. Притом все в свободном доступе: сам смотришь по каталогу, выписываешь/распечатываешь номера и идешь к стеллажам, сам берешь, что нужно с полок и - вперед! Именно здесь я открыл для себя учебник по общему синтаксису Я.Тестельца, "В круге первом" Солженицына, и "О нас - наискосок" Фрумкиной.

Последняя книга произвела на меня особое впечатление. Не помню, чтобы какая-то другая книга была мне так близка по духу. Ваши работы мне чем-то напоминают по духу книги Стивена Пинкера. <…> Ваш учебник по психолингвистике нашел уже (пока что в Интернете). Не знаю, как Вы относитесь к авторским правам: если Вам это неприятно, то я удалю файл и достану книгу в печатном варианте. Кстати, вчера прочитал Ваше эссе про нашу аспирантуру: как же мне все это знакомо - со слов знакомых и из личного опыта.

Природа, люди, быт

Первое, что поражает на Гавайях - климат: тепло круглый год (средняя температура +25), зимой ниже +15 (ночью) не бывает. Прозрачный океан, пальмы, разнообразные птицы своим пением приветствуют меня по утрам. Люди тут - как все люди, но здесь действует фундаментальное правило: любить мы вас не обязаны, но ваши права мы уважаем. У меня здесь появились хорошие друзья – из США, Индии.

Вы спрашивали, где я живу. Снимаю комнату (есть один сосед) в 2-комнатной квартире с очень большим балконом. Там я оборудовал свой "офис": стол, ноутбук, книги, папки. За три года у меня здесь возникла небольшая библиотека (книг 70-80, в основном по лингвистике). Благо климат позволяет, я работаю на балконе большую часть дня. Готовлю себе сам, и очень мне это нравится (дома за собой такой наклонности не замечал); поэтому каждый день готовлю что-нибудь новое. Продукты покупаю только натуральные, в сети магазинов Whole Foods . Мое коронное блюдо - Chicken Parmesan.

Медицинскую страховку пришлось купить самому, а если что нужно, обычно иду в поликлинику на кампусе (там для студентов дешевле). Такси здесь до аэропорта 35 долларов; вечер в хорошем кафе в среднем 30-40 долларов. Все это я могу позволить. Вот домой съездить денег нет - очень дорого - минимум полторы тысячи долларов…

Вы знаете, меня часто спрашивают, хочу ли я остаться здесь или приехать домой. Так вот, я обычно отвечаю: я хочу жить и работать там, где я нужен; где меня ценят, и там, где я могу реализовать себя как профессионал и как личность. Когда я работал в России, у меня создалось впечатление, что там я никому не нужен.

См. также:

  • Ревекка Фрумкина. Дауншифтинг и downshifting
  • Ревекка Фрумкина. Книга, с книгой, о книгах, без книг…
  • Ревекка Фрумкина. Взрослые размышления о чтении для детей
  • Ревекка Фрумкина. Институты и «институты»
  • Ревекка Фрумкина. Вера, наука, любовь
  • Ревекка Фрумкина. «И с отвращением читая жизнь мою…»: книга как событие жизни
  • Ревекка Фрумкина. А был ли мальчик-то?
  • Ревекка Фрумкина. Психолингвистика как проект
  • Ревекка Фрумкина. Магия в/о
Фрумкина Ревекка
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).