будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Наше дорогое искусство

Наше дорогое искусство
kobrinb

Делать деньги очень легко. Эдриан Энтони Джилл, британский остроумец, ресторанный критик и, конечно же, бывший алкоголик, как-то пригласил в гости знаменитого художника Дэмьена Херста. У Джилла в коллекции был анонимный портрет Сталина и он попросил Херста пририсовать что-нибудь к картине. Херст обвел красным кружочком сталинский нос. Некоторое время спустя портрет выставили на аукцион со стартовой ценой чуть меньше десяти тысяч фунтов. Картина ушла за сто сорок тысяч; девять с лишним тысяч за Сталина, сто тридцать тысяч – за красный кружочек Херста. Надо знать, кого звать в гости, а в доме всегда должны быть краски.

В этом месяце на лондонском аукционе Кристиз "Штудия к портрету II" Фрэнсиса Бэкона продана за 14 миллионов фунтов. Цена немалая, но объяснить ее можно – вещь известная, а художник мертв и ничего уже не нарисует. А вот за Питера Дойга, находящегося в добром здравии и хорошей творческой форме, на Сотбис выложили пять миллионов семьсот тысяч фунтов. Известный арт-дилер Ивор Брака, торговавший здесь Ауэрбахом, ядовито заметил: "Это как если бы Кубок Англии выиграла команда из городка Макклсфилд". Не исключено, что Брака просто мстил – его Ауэрбах ушел всего за 1.7 миллиона. И вообще успех Питера Дойга можно при желании объяснить. Его пейзаж навеян знаменитым триллером рубежа 70 - 80-х годов "Пятница, 13-е"; фильм Шона Каннингема хороший, известный, даже классический, значит и картина Питера Дойга должна быть неплохой. Не исключено, что фильм обошелся продюсерам дешевле, чем картина – покупателю. Тем не менее, Кэрол Кадваладр задает в "Обзервере"совершенно неприличный вопрос: "Стоит ли искусство этих денег?".

Вопрос неприличный, ибо не имеет отношения к делу. Экономика современного искусства, точнее – рынка современного искусства (да и рынка искусства в целом), имеет отношение как к разным символическим капиталам, так и к разнообразным вовсе не символическим капиталам всевозможного происхождения. Что же до "художественной ценности" произведений искусства, то нечего прикидываться – в этом контексте ее просто не существует. На этом рынке, с одной стороны, представлены большие деньги, сделанные, чаще всего, в тех частях света, где деньги делаются быстрее всего, с другой – предметы неясного назначения (и порой неясного происхождения), которые, исходя из мнения "экспертного сообщества", считаются достойными названия "произведение искусства" и могут считаться очень выгодным способом вложения средств и приобретения социального статуса. Не хуже недвижимости. В те самые дни, когда на лондонских аукционах торговали Дойгом и Андреасом Гурски (фотографический диптих, на котором запечатлен американский супермаркет, ушел за миллион семьсот тысяч фунтов) в лондонском районе Белгрэйвия предлагали купить четыре пентхауса, каждый по 84 миллиона. В сущности, можно поменять четырнадцать Дойгов на один пентхаус, добив одним Гурски. Или за ту же жилплощадь можно выложить пятьдесят двойных фотографий супермаркетов. Разве это не повод засучить рукава и взяться за кисть или фотоаппарат?

Перед нами биржа – мало отличающаяся от фондовой. Вы делаете рискованные вложения и – если кураторы и критики не переменят моду и биржевые индексы "настоящей экономики" не упадут – через несколько лет получаете уровень прибыли, сопоставимый с доходами от наркотраффика. (В прошлом году Ивор Брака продал трех Ауэрбахов по смешной цене от 600 до 800 тысяч фунтов. Через год такая же картина стоит в два-три раза больше.) Ну а если вы консервативны – в вашем распоряжении нетленные ценности от Ренуара (6.1 миллионов фунтов) до уже упомянутого Бэкона. На фондовой бирже учитываются различные факторы – политические, метеорологические, эпидемиологические. На бирже искусства смотрят на метрику художника, на его послужной список, справляются о количестве работ, их местонахождении и, конечно же, интересуются национальной принадлежностью.

Вот это самое интересное. Национальность лица покупающего и лица продаваемого. Старший директор Сотбис Хелен Ньюман, пережившая арт-лихорадку и быстрый крах конца восьмидесятых ("тогда с мая по июнь, вместе с японскими банковскими процентными ставками, наш рынок рухнул") ссылается на настоящий интернационал озабоченных прекрасным богатеев: "Сейчас огромное количество богатых людей – из России, из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, все покупают". В основном, как мы видим, люди, выросшие в атмосфере нефти и газа. Вольноотпущенники Запада, крезы и тримельхионы второго и третьего мира, скупающие прекрасные творения мира первого – так это выглядит поначалу. На самом же деле, это местные ВОХРовцы, охраняющие (за известную и немалую плату) безопасность нефте-, газо- и деньго-потоков с условного Востока на условный Запад. ВОХРовцы тоже хотят сладкой жизни; люди из Сотбис объясняют им, что contemporary art есть важная часть urban life (dolce vita, в переводе на человеческий). А потом, через некоторое время, ВОХРовцы вспомнят и о национальной гордости. К примеру: "Все современное искусство сейчас очень модно и самое модное – современное китайское искусство". Это говорит Джорджина Эдэм из Art Newspaper. Простодушный любитель искусства, подслушавший разговор, согласно кивает головой. Как же, как же! Китай – страна великой традиции, ширмы, драконы, иероглифы, красные фонарики... Но Джорджина Эдэм возвращает нас с небес искусства Поднебесной на землю: "Все покупают в предвкушении, что у китайцев в будущем будет еще больше денег. И они захотят купить назад свое искусство". И она права. Русские уже пришли в Лондон за своим Айвазовским, а несколько дней назад – за своими Булатовым и Чубаровым. Кэрол Кадваладр в статье в "Обзервере" цитирует одного лондонского эксперта: "Арт-рынок сейчас – мыльный пузырь... Так было в восьмидесятые, разве что появилось новое поколение профанов. И это новое поколение – русские. Они украшают свои интерьеры. Они – не коллекционеры". Цинично сказано. Но это цинизм бессильный, цинизм искусного кулинара на службе у обжоры Тримельхиона.

Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).