Этот фестиваль – яркий пример парадоксальности российской культурной политики. Казалось бы, Псков с его уникальным историческим ландшафтом, с древними храмами и фресками Мирожского монастыря, которые находятся под охраной ЮНЕСКО, наконец, с пушкинской усадьбой в Михайловском должен был стать одним из центров культурного туризма, местом проведения крупнейших театральных и музыкальных фестивалей. Между тем, город с трудом удерживает у себя единственный театральный фестиваль. Кажется, ни 200-летний юбилей поэта, ни магия самого его имени, не смогли изменить позиции Пскова и Пушкинского театрального фестиваля на культурном рынке страны. В разные годы в фестивале принимали участие крупнейшие режиссеры – Олег Ефремов и Деклан Доннеллан, Анатолий Васильев и Петр Фоменко, Юрий Любимов и Эймунтас Някрошюс, Геннадий Тростянецкий и Марк Розовский. Лаборатория Пушкинского фестиваля представляет трибуну крупнейшим ученым-пушкинистам – Станиславу Рассадину, Сергею Фомичеву, Владимиру Непомнящему.
Но спектакли по-прежнему идут в убогом здании театра им. Пушкина, построенном еще в 1904 году как Пушкинский народный дом и с тех пор, кажется, ни разу не ремонтировавшемся. Заработная плата главного режиссера театра составляет менее 3 тысяч рублей в месяц. Убогая театральная аппаратура не может дать хотя бы элементарного приближения к техническим условиям тех театров, которые участвуют в фестивале. Два-три местных спонсора вкладывают в фестиваль небольшие деньги, но они не могут существенно изменить ситуацию.
Идеология Пушкинского фестиваля целиком связана с именем Владимира Рецептера. Ему важно показать не только самое лучшее, но и самое характерное в подходе театров к Пушкину. И если в прошлые годы на фестивале высокая культура торжествовала, то в нынешней его программе оказались спектакли, которые пытаются встроиться в масскульт, адаптировать Пушкина для молодой аудитории. Самым показательным в этом смысле был спектакль Музыкального театра и Русского театра драмы Республики Карелия (Петрозаводск) «Маленькие трагедии», в котором классическая опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» последовательно смонтирована с рок-спектаклем «Пир во время чумы». Нелепость такого сочетания, тем не менее, отражает тот простой факт, что постмодернистские стратегии в преломленном виде внедрились в нижние этажи культуры, стали частью массового сознания.
Другое направление фестивальной программы оказалось целиком связано со студенческими работами или работами молодых актеров. В этом смысле фестиваль обнаружил то, как воспринимают Пушкина совсем молодые театральные люди. Работа актерского факультета Международного славянского института в Москве построена вокруг повести Пушкина «Метель». Режиссер Александр Огарев развернул свободную игровую структуру, в которой молодым актерам предложено сложное перемещение от внешней, холодной стилизации к спонтанной, радикальной импровизации, при которой личность открывает себя со всей возможной интимностью. Глубоко личные истории актрис, переживших чувства, сходные с теми, что переживает героиня пушкинской повести, сочетаются с игрой во французский шансон или с фрагментами из других пушкинских произведений. Сказочное, притчевое, пародийное смешаны в этой работе примерно так же, как в спектаклях Анатолия Васильева и его «Школы драматического искусства».
Вообще, постмодернистская игра, свобода в обращении с пушкинскими текстами свойственна почти всем спектаклям фестиваля. Студенты Петербургской театральной академии (СПАТИ) показали в постановке Владимира Рецептера спектакль «Жил на свете рыцарь бедный», в котором соединены «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времен» и само стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный». Вольная композиция Рецептера сделана так, что Альбер в конечном итоге оправдан. Бежав из дома, он многое пережил, вернулся Блудным сыном к отцу, который умер, и, одержимый любовью к Прекрасной даме, наконец, был спасен ею (или самой Девой Марией) от смерти.
Молодые актеры БДТ и Пушкинский театральный центр показали работу Ивана Стависского «БАЛбесы» (по трем сказкам Пушкина). Погоня за словом «бес» стала для них сюжето- и смыслообразующей. Это дало неожиданные результаты, и – если бы не капустник, к которому все свелось - спектакль мог бы стать интересным событием театральной пушкинистики.
Фестиваль окончился 10 февраля, в день смерти Пушкина. По традиции у могилы Пушкина в Святогорском монастыре была отслужена лития, на которой с «пушкинской» речью выступил постоянный гость фестиваля, ученый секретарь Пушкинской комиссии, профессор Сергей Александрович Фомичев.