будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Карась Алена

«Наше все» во Пскове

Этот фестиваль – яркий пример парадоксальности российской культурной политики. Казалось бы, Псков с его уникальным историческим ландшафтом, с древними храмами и фресками Мирожского монастыря, которые находятся под охраной ЮНЕСКО, наконец, с пушкинской усадьбой в Михайловском должен был стать одним из центров культурного туризма, местом проведения крупнейших театральных и музыкальных фестивалей. Между тем, город с трудом удерживает у себя единственный театральный фестиваль. Кажется, ни 200-летний юбилей поэта, ни магия самого его имени, не смогли изменить позиции Пскова и Пушкинского театрального фестиваля на культурном рынке страны. В разные годы в фестивале принимали участие крупнейшие режиссеры  – Олег Ефремов и Деклан Доннеллан, Анатолий Васильев и Петр Фоменко, Юрий Любимов и Эймунтас Някрошюс, Геннадий Тростянецкий и Марк Розовский. Лаборатория Пушкинского фестиваля представляет трибуну крупнейшим ученым-пушкинистам – Станиславу Рассадину, Сергею Фомичеву, Владимиру Непомнящему.

Но спектакли по-прежнему идут в убогом здании театра им. Пушкина, построенном еще в 1904 году как Пушкинский народный дом и с тех пор, кажется, ни разу не ремонтировавшемся. Заработная плата главного режиссера театра составляет менее 3 тысяч рублей в месяц. Убогая театральная аппаратура не может дать хотя бы элементарного приближения к техническим условиям тех театров, которые участвуют в фестивале. Два-три местных спонсора вкладывают в фестиваль небольшие деньги, но они не могут существенно изменить ситуацию.

Идеология Пушкинского фестиваля целиком связана с именем Владимира Рецептера. Ему важно показать не только самое лучшее, но и самое характерное в подходе театров к Пушкину. И если в прошлые годы на фестивале высокая культура торжествовала, то в нынешней его программе оказались спектакли, которые пытаются встроиться в масскульт, адаптировать Пушкина для молодой аудитории. Самым показательным в этом смысле был спектакль Музыкального театра и Русского театра драмы Республики Карелия (Петрозаводск) «Маленькие трагедии», в котором классическая опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» последовательно  смонтирована с рок-спектаклем «Пир во время чумы». Нелепость такого сочетания, тем не менее, отражает тот простой факт, что постмодернистские стратегии в преломленном виде внедрились в нижние этажи культуры, стали частью массового сознания.

Другое направление фестивальной программы оказалось целиком связано со студенческими работами или работами молодых актеров. В этом смысле фестиваль обнаружил то, как воспринимают Пушкина совсем молодые театральные люди. Работа актерского факультета  Международного славянского института в Москве построена вокруг повести Пушкина «Метель». Режиссер Александр Огарев развернул свободную игровую структуру, в которой молодым актерам предложено сложное перемещение от внешней, холодной стилизации к спонтанной, радикальной импровизации, при которой личность открывает себя со всей возможной интимностью. Глубоко личные истории актрис, переживших чувства, сходные с теми, что переживает героиня пушкинской повести, сочетаются с игрой во французский шансон или с фрагментами из других пушкинских произведений. Сказочное, притчевое, пародийное смешаны  в этой работе примерно так же, как в спектаклях Анатолия Васильева и его «Школы драматического искусства».

Вообще, постмодернистская игра, свобода в обращении с пушкинскими текстами свойственна почти всем спектаклям фестиваля. Студенты Петербургской театральной академии (СПАТИ) показали в постановке Владимира Рецептера спектакль «Жил на свете рыцарь бедный», в котором соединены «Скупой рыцарь», «Сцены из рыцарских времен» и само стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный». Вольная композиция Рецептера сделана так, что Альбер в конечном итоге оправдан. Бежав из дома, он многое пережил, вернулся Блудным сыном к отцу, который умер, и, одержимый любовью к Прекрасной даме, наконец, был спасен ею (или самой Девой Марией) от смерти. 

Молодые актеры БДТ и Пушкинский театральный центр показали работу Ивана Стависского «БАЛбесы» (по трем сказкам Пушкина). Погоня за словом «бес» стала для них сюжето- и смыслообразующей. Это дало неожиданные результаты, и – если бы не капустник, к которому все свелось - спектакль мог бы стать интересным событием театральной пушкинистики.
Фестиваль окончился 10 февраля, в день смерти Пушкина. По традиции у могилы Пушкина в Святогорском монастыре была отслужена лития, на которой с «пушкинской» речью выступил постоянный гость фестиваля, ученый секретарь Пушкинской комиссии, профессор Сергей Александрович Фомичев.


 

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).