будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Никулин Александр

Небоскребная внесебятица: манифест метрополиса

Небоскребная внесебятица: манифест метрополиса
nypl-koolhaas5
Рэм Колхас показывает на место в Rose Main Reading Room Нью-Йоркской публичной библиотеке. на котором он постоянно сидел. пока писал книгу. Фото Jori Klein из блога A Daily Dose of Architecture

«Мне нужен мир иной, огромный как нелепость…
Поэтическое здание веков – небоскреб…»
Николай  Глазков. «Манифесты Небывализма», 1939 год

Первая книга выдающегося архитектора и интеллектуала современности Рема Колхаса, написанная им в 1978 году, быстро принесшая ему славу, опубликована теперь и в России в замечательном переводе Анастасии Смирновой (Колхас H. Нью-Йорк вне себя : ретроактивный манифест Манхэттена / пер. с англ. А. Смирновой — М.: StrelkaPress, 2012).

Свою книгу о нью-йоркских небоскребах на острове Манхэттен Колхас создал в жанре манифеста, причем манифеста особенного, как он сам назвал его – ретроактивного.

В своем изначальном позднелатинском значении манифест - «manifestum» - означает не что иное, как «призыв». К чему же призывала книга Рема Колхаса -  да еще неким особым ретроактивным способом? В своем кратком введении автор в форме нескольких тезисов-метафор достаточно точно и емко объяснил, про что и каким образом написана его книга.

«Нью-Йорк вне себя» есть поэтическая метафизика общей природы небоскребов на примере Манхэттена. Метафорически говоря, Манхэттен - это Розеттский камень XX века. Манхэттену присуща собственная жизненная программа: «существовать в мире, целиком созданном людьми, иначе говоря, жить внутри фантазии…». Это весьма амбициозное намерение, которое возможно осуществлять лишь «никогда ничего не формулируя в открытую».

Следуя далее принципам своей поэтической метафизики, Колхас постулирует: во-первых, Манхэттен - это экстаз от архитектуры, а во-вторых, архитектурное проектирование Манхэттена - это парадигма для эксплуатации перегрузки. Автор книги стремится обосновать модель «культуры перегрузки» на примере Манхэттена. При этом он намерен создать книгу не только об историческом, но также и гипотетическом Манхэттене, реконструируя его, так сказать, идеально. В этом и заключается главный принцип ретроактивности книги, ее активистской обращенности вспять: каким в разные времена стремился стать Манхэттен? Каким становился? А каким мог бы стать?!

Конечно, этот головокружительно неповторимый Манхэттен создавался несколькими поколениями людей самых разных профессий и мировоззрений; среди них кроме собственно архитекторов были инженеры и строители, бизнесмены и политики, да и, в конце концов, самые разнообразные слои граждан нью-йоркцев, ради которых созидался этот остров небоскребов.

По мнению Колхаса, звезды-созидатели этого города, его наиболее выдающиеся проектировщики, как это и свойственно большинству звезд, не имели ни времени, ни желания к систематически рефлексивному обдумыванию и описательству: чего и как они творили на Манхэттене!? Вот за них эту работу и решил проделать Рэм Колхас, скрывая, таким образом, свои амбициозные интеллектуальные намерения под самоуничижительной маской литературного негра.

Композиция книги основывается на развертывании самой пространственной структуры Манхэттена - регулярных решеток улиц и кварталов. Первые пять частей посвящены аналитической хронике историко-идейных доминант жизненного развития Манхэттена, отражающих развитие манхэттенизма как еще внятно не сформулированного учения. Его последняя часть представляет собой собственную серию метрополисных проектов автора, направленных «от бессознательного проектирования к фазе проектирования сознательного».

Прежде всего, надо отметить, что метрополисный манифест Колхаса состоит из мастерского монтажа, затейливого конструирования самых разнообразных стилистических приемов. Эпиграфы и цитаты, хроники и репортажи, афоризмы и анекдоты, фотографии и картины, чертежи и схемы - все это разнообразие небоскребным потоком кратких главок-этажей остроумия и оригинальности рвется к читателю из решеток Манхэттена. Очевидно, что эту книгу писал не только даровитый архитектор-дизайнер, но также и талантливый литератор-драматург. Через это свое персональное много- и межстилье Колхас дробит и вновь собирает пространства Манхэттена.

Между делом автор кратко и четко фиксирует главные формально-юридические вехи во многом определившие судьбу Манхэттенизма.

1807-год – создана комиссия по созданию новой модели городского развития, которая через несколько лет предложила «разлиновать» город-остров на 2028 кварталов. Так еще даже на незаселенных территориях острова возникла матрица, структурирующая все его будущее развитие, - в этом вся суть знаменитой манхэттенской решетки. В ее основании лежал примитивный коммерческий расчет продажи земельных участков, обернувшийся, в конечном счете, одним из самых смелых актов предвидения развития западной цивилизации.

1916 год - закон о зонировании, определяющий максимально допустимый объем здания для каждого участка или квартала на территории Манхэттена, - таким образом, и в воздухе острова устанавливаются непререкаемые границы для будущих высотных построек.

Между этих двух дат пролегла целая эпоха великого технического развития XIX века, к которому именно Манхэттен оказался невероятно восприимчив. Так, в 1850-е годы этот город имел в целом еще вполне сельский вид. Но именно здесь устраивают ярмарку, на которой возводят два великих технических сооружения тогдашнего мирового уровня: новую улучшенную версию знаменитого лондонского Хрустального дворца и самое высокое сооружение в мире середины XIX века – смотровую вышку – башню Лэттинга, высотой 110 метров, с высоты которой можно было обозреть весь остров Манхэттен. В манхэттенском Хрустальном дворце выставлялись всякого рода технические и культурные диковины. Именно здесь изобретатель Отис первым в мире демонстрирует свое детище – лифт - этот столп и утверждение истины высотного строительства. А потом будут Бруклинский мост (1870-1880-е годы) и неудержимо рвущиеся ввысь первые прото-небоскребы конца XIX века.

Но автор совсем немного уделяет внимания собственно техническим аспектам знаменитых сооружений Манхэттена. Его интересует, прежде всего, сам дух фантастического созидания и времяпрепровождения, осенивший остров эпохи стали и электричества к концу XIX века. Например, Колхас увлекательно и подробно описывает бум фантастического изобретательства аттракционов, сооружений, развлечений на маленьком островке Кони-Айленд, примыкающем к Манхэттену. О, тогдашняя реальная жизнь на этом острове излета викторианской эпохи, кажется, была круче всей виртуальной жизни нынешних международных МТV и отечественных «Дом-2». Естественно, аттракцион «Американские горки» открыли именно на этом острове. Впрочем, там тогда был открыт целый заповедник искусственно и искусно сильно действующих ощущений, таких как «Бочки любви», «Рельсовые лошадки», «Луна-парк». Со временем на «Кони-Айленд» выросла целая «Страна грез», состоявшая из таких территорий, как: «Страна Лилипутия», «Пулей-с-горы», «Гибель Помпеи», «Сотворение мира», «Конец света», «Каналы Венеции», «Катание на санях в горах Швейцарии», «Бой с огнем», «Веселая чехарда», а также аттракционы дрессированных зверей. Внутри всех этих аттракционов публику чрезвычайно колбасило от всяческих имитаций рождений и гибели человечества, мира организованной анархии карликов, искусственных потопов, землетрясений, пожаров, столкновений. А над всеми аттракционами возвышались диковинные, фантастические разномерные и разнокалиберные башни-сооружения-муляжи острова развлечений Кони-Айленда.

Конечно, не всем нью-йоркцам нравились подобного рода островные  забавы. Изначально этот остров, в особенности - его береговые линии были местом отдохновения, прежде всего, хорошо образованных и состоятельных граждан Нью-Йорка. Именно такие островитяне отзывались критически о низкопробных развлечениях масс, беспрерывно прибывавших сюда в поисках непрерывно острых ощущений. Впрочем, и русский писатель Максим Горький, посетивший Нью-Йорк и Манхэттен в начале XX века, также не скрывает своего отвращения от созерцания «Страны грез» Кони-Айленда. В связи с этим Колхас замечает: «Отвращение Горького иллюстрирует дилемму современного интеллектуала: при встрече с людскими массами, которыми он в теории восхищается, он испытывает мгновенную неприязнь. Признаться в своем отвращении он не может; он скрывает его, объясняя заблуждения масс разлагающим влиянием эксплуатации». Горький полагал, что в это царство веселящейся скуки следовало бы добавить очистительного огня. И великий пролетарский писатель накаркал - в конце концов, «Страну грез» Кони Айленда опустошил чудовищный пожар с катастрофическими последствиями, после которого аттракционный Кони-Айленд уже никогда не мог возродиться в своих прежних размерах. Впрочем, как показывает Колхас, искры технологии фантастического не исчезли вместе с пожаром на острове, они лишь переметнулись с Кони-Айленда на сам Манхэттен, воплотившись в доселе нигде не виданном буме небоскребного созидания, в котором каждый отдельный небоскреб стремился стать универсальным миром «страны грез».

Саму идею манхэттенского небоскреба афористичный Колхас определяет как двуликую утопию. Каковы же особенности этой двуликой утопичности?

В начале XX века американской жажде фронтира уже было тесно на земле, она выплескивалась в небо; вместе с аэропланом братьев Райт туда стремились и небоскребы. Двуликая утопия штурмовала небесный фронтир, сплавив воедино для этого три революционные градостроительные идеи: 1. Многократное воспроизведение мира; 2. Захват башни; 3. Дом-квартал. Из чего создавался этот сплав, кто над ним работал? Колхас подробно разбирает историю возведения, пожалуй, самых колоритных и знаменитых небоскребов Нью-Йорка: отеля «Уолдорф-Астория», Эмпайр-Стейт-Билдинг, спортивного клуба «Даунтаун Атлетик», Рокфеллеровского Центра. При этом кратко и ярко описываются творческие и деловые искания самих проектировщиков и создателей небоскребов, таких как: Харви Уайли Корбет, А. Стюарт Уокер, Леонард Шульце, Илай Жак Кан, Уильям Ван Ален, Ральф Уоккер, Д.Э. Уорд, Эдна Кауэн, Рэймонд Худ, Уоллес К. Харрисон, Ле Корбюзье и ряд других замечательных архитекторов. Не забывает Колхас охарактеризовать и инициативы большого бизнеса в экономике, этике и эстетике небоскребов, чему свидетельство, например, влияние на архитектуру и культуру Манхэттена таких миллионеров, как Уильям Уолдорф Астор и Джон Д. Рокфеллер-младший.

Конечно, колхасовское описание небоскребов не ограничивается лишь обозрением вариантов и расчетов архитектурных контуров. Автора этой книги небоскребы интересуют, прежде всего, как культурно-философские и социально-психологические феномены. Вот почему он так часто проникает-погружается в многоэтажную небоскребную плоть, обнаруживая, что небоскребы, подобно атомным подлодкам или космическим кораблям, спроектированы для автономного (или почти автономного) обитания социумов, причем громадных, часто живущих в многоэтажной роскоши, достойной фантазии сказок «Тысячи и одной ночи». Там среди павлиньих галерей и зоосадов экзотических животных, в спортивных залах, где клиенты едят гигантских креветок прямо в боксерских перчатках, меж водопадов звуков и телодвижений музыкальных театров, в фантастических интерьерах, созданных привлеченными специальными заказами из-за границы гениями Гауди, Риверой, Дали, - там проводились невиданные доселе социальные эксперименты нового урбанистического существования человечества. Именно там формировалась та самая культура перегрузки нашего времени, исследование которой, прежде всего, и являлось целью книги Колхаса.

Золотым веком манхэттенизма стали межвоенные 1910 – 1930-е годы. Во второй половине XX века происходит своеобразное манхэттенское «скукоживание». В послевоенное время как экономически, так и эстетически Манхеттен уже не развивается столь оригинально и бурно, его послевоенная архитектура, по мнению Колхаса, есть «месть бухгалтера довоенным грезам бизнесмена».

И тогда, в 1970-е годы (время написания этой книги), Колхас предлагает для Нью-Йорка некоторые свои собственные архитектурные замыслы, стимулирующие развитие новой социальной фантазии метрополиса. В книге кратко приводятся колхасовы архитектурно-философские проекты: «Город плененного земного шара» (1972), отель «Сфинкс» (1975-1976), Новый Остров Благоденствия (1975-1976), отель «Дворец Благоденствия» (1976).

Книга завершается фантазией-притчей «История бассейна» (1977), в которой рассказывается о диковинном плавательном бассейне-корабле, спроектированном безымянным студентом-конструктивистом в Москве 1923 года. При помощи этой посудины, приводящейся в движении силой людей, плывущих внутри нее в обратном направлении, в 1930-е годы советские архитекторы-конструктивисты совершают побег из зловещего сталинского СССР. Хотя конструктивисты по Москве-реке гребут прямо по направлению к золотым куполам Кремля, обратная сила их плавательного механизма выталкивает их из СССР в направлении нью-йоркских небоскребов. Сорок лет конструктивисты в своем бассейне плавают-скитаются по пустынным волнам мирового океана в поисках земли обетованной для смелых современных архитектурных экспериментов – они прокладывают курс на Манхэттен. В конце концов, они причаливают к заветному острову, где в результате совместной встречи советских и американских архитекторов происходит столкновение взаимных неудовлетворенности и непонимания, - конец книги.

Если попробовать кратко изложить формулу культуры перегрузки метропролиса, то она будет равна: решетка городских кварталов + лоботомия между формой и содержанием небоскребов + схизма-раскол внутренних небоскребных интерьеров. Эту формулу сам Колхас более подробно поясняет следующим образом:

«Решетка – как любая другая система деления территории метрополиса на максимальное количество различных режимов – описывает архипелаг из многих «городов внутри города». Чем сильнее каждый остров отстаивает свои особые ценности, тем больше укрепляется архипелаг как система…

Благодаря двойному разрыву связей - лоботомии с ее разделением архитектуры фасада и архитектуры интерьера и схизме, которая превращает архитектуру интерьера в последовательность небольших автономных проектов, эти сооружения отдают свою внешнюю оболочку на откуп одному только формализму, а начинку - одному только функционализму.

Таким образом, не просто раз и навсегда разрешаются противоречия между формой и содержанием, но возникает город, в котором построенные на века каменные монолиты прославляют непостоянство метрополиса.

Только в XX столетии следование этим трем постулатам позволило высотным домам Манхэттена стать и архитектурными сооружениями, и сверхэффективными машинами для жизни…»

Эта формула Колхаса парадоксально метафорическим образом смело соединяет три основных филосософско-мировоззренческих подхода к пониманию не только метрополиса, но во многом и человеческого мира в двадцатом веке. Как известно, сейчас любой профессор философии в любом университете вам скажет, что мировоззрение человечества в XX веке в основном определили три взгляда на мир, изложенные Марксом, Ницше и Фрейдом. Многие замечательные мыслители пытались синтезировать их концепции в единый подход (ну, хотя бы два из этих учений в одно). Несмотря на ряд полученных интересных результатов органический философско-социологический синтез марксизма, ницшеанства и фрейдизма в цельный мировоззренческий взгляд на мир до сих пор никому произвести не удалось. Впрочем, на одном отдельно взятом острове (Манхэттен) в рамках одного особо написанного манифеста, по крайней мере, эстетический синтез марксизма, фрейдизма и ницшеанства Колхасу осуществить удалось, причем тем самым коварным манхэттенским способом - «ничего не формулируя в открытую». Не цитируя Маркса-Ницше-Фрейда, но оперируя яркими фактами, образами, метафорами, связанными с вышеупомянутыми тремя концепциями, Колхас добился потрясающего культурологического эффекта. В мотивах манхэттенской решетки улиц и кварталов восстают черты знаменитого марксистского отчуждения общества (смотри приведенные в книге фрагменты фресок Диего Риверы). В манхэттенской фасадной лоботомии гнездится борьба между фрейдистским бессознательным и сознательным (смотри в книге великолепные иллюстрации Мариен Фрисендорп и рисунки Сальвадора Дали), в манхэттенской схизме небоскребных интерьеров проступает раскольничья веселая наука Ницше (смотри иллюстрации ко всей книге). Так Рем Колхас, интуитивно безошибочно соединяя социологизм, психологизм и эстетизм великих веяний нашего времени, создает новый культурологический сплав современного гуманистического интеллектуализма. Именно гуманистического. В этой в целом сурово ироничной по стилю книге, безусловно, присутствует напряженное сочувствие автора к разнообразным жизненным трагедиям метрополисных перегрузок.

Невозможно читать без волнения, какая участь постигла из-за пожара на Кони-Айленде не только людей, но и дрессированных животных, ставших «жертвами забвения собственных инстинктов: ожидая команды дрессировщиков, они бросились спасаться слишком поздно… Слоны, гиппопотамы, лошади и гориллы мечутся, «объятые пламенем». Львы носятся по улицам в смертоносной панике, наконец-то свободные убивать друг друга на пути к спасению… Спустя много лет после пожара выживших животных видели на Кони-Айленд и даже в центре Бруклина, где они все еще показывали старые трюки…».

Не забывает автор книги напомнить, каким соблазном в начале новой высотной эры становилось открытие каждого нового небоскреба для многих несчастных, стремившихся свести свои счеты с жизнью, непременно бросившись вниз с новейшей небоскребной верхушки. Не случайно Колхас, описывая финал ссоры между Диего Риверой и Нельсоном Рокфеллером из-за создания и уничтожения портрета коммуниста Ленина на фреске капиталистического небоскреба, приведшей к массовым столкновениям между протестующими рабочими и разгоняющих их полицейскими, ставит точку в этой истории финальным фактом репортажной хроники: полицейская дубинка повредила спину семилетней девочке.

И весь этот метрополисный манифест прошит телетайпно краткими строками многочисленных афоризмов Колхаса, вот лишь несколько почти случайно выхваченных примеров:  «…Манхеттен есть вечный спор о пользе… Манхеттен – это контр-Париж и анти-Лондон… Игла и Шар – начало и конец Манхеттена… Манхеттен – это скопление множества возможных, но так и не случившихся катастроф…».

Придравшись к последнему утверждению, можно сформулировать и некоторые критические замечания в адрес книги. Конечно, от скопления катастроф «возможных и невозможных» не застраховано ни одно место на Земле, чему свидетельство не только нью-йоркский теракт 11 сентября 2001 года, но и многие другие исторические и современные события в истории как центральных метрополисов, так и маргинальных деревень. Кстати о деревнях, иногда афористичный Колхас стремится найти сущностные сходства Манхеттена с деревней, например: «Манхэттен как набор из 2028 колоссальных домов-фантомов образующих мегадеревню… – это фантастически увеличенная версия Нового Амстердама». Но все подобного рода метафоры звучат уж слишком абстрактно. Так и про Москву даже ленивый пошутит хоть раз в жизни: «большая деревня». Но дьявол в подобного рода метафорических сравнениях скрывается в мелочах. А вот их-то, как правило, трудно растолковать. Колхас мало поясняет свои сельские ассоциации в связи с Манхэттеном.

Наконец, центральной темой книги является «перегрузка». Ее ощущениями и образами пронизан весь текст. Но, на наш взгляд, этого, прежде всего, эмоционально-эстетического подхода к «перегрузке» недостаточно. «Перегрузка» также должна быть сильнее осмыслена аналитически и логически.

Книга эта создавалась в 1970-е годы, и, хотя чувствуется, что автор ее созидал из подручного небоскребного материала на века, тем не менее, дух именно семидесятых, безусловно, запечатлелся в этой книге (ведь всякий настоящий манифест взывает к вечности с точки зрения именно своего момента времени). Главная особенность духа 1970-х, как известно, - нарастание по всему земному шару признаков глобального интеллектуального пессимизма, которые, на наш взгляд, отразились в названии таких утопических проектов предложенных Колхасом, как: «Город плененного шара» и «Сфинкс». В наше также весьма пессимистическое время можно было бы развить эти проекты, предложив в противоположное продолжение его идей вообразить город «Ускользающего земного шара» с девизом-эпитафией философа Сковороды: «Мир меня ловил, ловил и не поймал» или следующий за отелем-небоскребом «Сфинкс» отель-небоскреб «Эдип» с черными-слепыми глазницами гигантских окон под крышей.

Вновь возвращаясь во времена бума манхэттенизма - в первую треть XX века, особо отметим насколько притягательным был высотный образ Америки для русской культуры. Буржуазный Северянин мечтал о той самой перегрузке, когда: «Трагедию жизни превращу в грезофарс… Ананасы в шампанском!… Из Нью-Йорка - на Марс».

И Нью-Йорком грезили пролетарские беспризорники Сергея Есенина, которые «… без пива вдрызг. Все бредят Нью-Йорком, Всех тянет в Сан-Франциск». Что уж говорить о большевиках - их стремление догнать и перегнать высотные темпы Америки на долгие годы стало допингом для гиперперегрузки всей страны.

В свою очередь Колхас для постижения Нью-Йорка довольно часто использует цитаты и образы, связанные с Россией. Не только мнение Горького, но также мнения Достоевского и Маяковского приводятся в книге. А в уже упомянутой притче с советским плавательным бассейном, нам кажется, проступает даже история по мотивам «Страшной мести» Гоголя, когда стремление двигаться в предопределенном направлении приводит к прямо противоположному результату.

Сейчас во многих местах земного шара стремятся в небо все новые небоскребы гораздо круче манхэттенских, - неудержимо растут новые высотные территории метрополисов. Но в их истории Манхэттен навсегда останется незабываемо первым, когда, памятуя о том, что «нет простого пути от Земли к звездам», вне себя от небоскребной перегрузки подобно Гагарину манифестировал: «Поехали!»

Настоящий манифест, как и настоящее вино, становится с годами только прелестнее, яростнее взывая к фантазии нашей совести, то есть к свободе. У нас в стране была неплохая книжная серия «Библиотека всемирной литературы». Не настало ли теперь в России время для новой серии «Библиотека всемирного манифеста»?! Там среди манифестов, освобождающих униженных и оскорбленных, третьи сословия и средние классы, пролетариев и крестьян, женщин и детей, малые народы и сексуальные меньшинства, манифест Рема Колхаса о высвобождении башен и небоскребов, безусловно, займет достойное место.

Никулин Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).