будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 17, 2025
Культура

Неделимое искусство

Неделимое искусство
arkus_1
Любовь Аркус.. Источник: Энциклопедия отечественного кино

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Кинокритик, издатель, мастер курса на кафедре киноведения СПбГУКиТа Любовь Аркус отвечает на вопросы "Полит.ру".

Любовь Юрьевна Аркус родилась в 1960 г. В 1984 г. окончила сценарно-киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Л. Зайцевой, А. Медведева). Создатель (1989, совм. с А. Голутвой) и главный редактор кинематографического журнала "Сеанс", с 1993г. учредитель и главный редактор издательства "Сеанс". С 2007г. - учредитель Мастерской "Сеанс".

"Полит.ру": Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать? 

Любовь Аркус: Я думаю, что российский кинематограф не занимает никакого особого положения в ряду других искусств, и не только искусств, но и вообще во всей гуманитарной области. Кризис испытывает современное общество, современная культура, не только российская, но и мировая. Это признак времени, которое абсолютно негуманитарно, оно «не беременно» никакими идеями, в нем нет энергии. Кризис в кино – это частный случай общей ситуации.

Жанр, например – одна из самых энергетических вещей на свете. Жанр в такой же степени, если не в большей, зависит от энергии, как и авторское искусство. Поэтому жанровое и популярное кино пребывают в кризисе. И если индивидуальные усилия могут преодолеть это неэнергетическое время, то люди, которые делают кино для массового зрителя, преодолеть его не могут, прежде всего потому, что этой энергии нет у самого зрителя. А на профессии, на формулах далеко не уедешь, это всем известно.

"Полит.ру": Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?

Л.А.: В Америке с профессионализмом все в порядке, и тем не менее таких фильмов, как "Почтальон звонит дважды", или "Тутси", или даже "Мосты округа Мэдисон" - такого тоже нет. И нет таких комедий, нет таких триллеров. Единичные случаи бывают, но огромные технологии и огромные бюджеты сегодня являются главным показателем. И что с того? Собственно говоря, это контент для торговых моллов. И я считаю, что это такой же кризис, как у нас. Для популярного кино нужно не меньше энергии и не меньше таланта.

"Полит.ру": Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?

Л.А.: Кинообразования в России не существует. И его точно не найти в профильных вузах. Я имею в виду и ВГИК, и наш Киноуниверситет в Петербурге, и Высшие курсы. Мы все наблюдаем такую вещь: когда в кино приходят талантливые люди, самым загадочным образом оказывается, что они не учились во ВГИКе. Когда я делала номер "Ровесники", я точно знала, что если я читаю какую-нибудь фигню, написанную непонятными словами, то ее автор – студент ВГИКа или нашего Университета. А если есть живая человеческая речь, какие-то свежие мысли и идеи, значит этот человек скорее всего не имеет отношения к нашим вузам. Почему это так – вопрос для огромной диссертации. Прежде всего, я думаю, потому, что у нас до сих пор все построено на принципе индивидуальных мастерских, которые ведут режиссеры, операторы и т.д. Для того, чтобы принцип мастерских работал, нужны мастера. Я не хотела бы говорить про всех, потому что среди преподавателей есть, наверное, добросовестные и талантливые люди. Но для того, чтобы построить все на принципе мастера, он должен быть мощной личностью и при этом обладать педагогическим талантом. Мы все знаем, что таким человеком был Михаил Ильич Ромм. Огромный процент шедевров 60-70-х годов – плоды работы его учеников. Сейчас таких мастеров нет, но это только одна из причин.

Вторая заключается в том, что система киновузов не изменилась с советских времен и давно устарела. Но для того, чтобы сдвинуть ситуацию с места, нужны колоссальные усилия. На мой взгляд, все гораздо проще построить с нуля и открыть какое-то количество маленьких киношкол.

"Полит.ру": Какие кинопрофессии в наибольшем дефиците сегодня?

Л.А.: Недефицитных профессий в кино только две – операторы и художники-постановщики. Это происходит потому, что именно эти два факультета до сих пор работают по-настоящему. Они выпускают специалистов, и эти специалисты работают. Что касается всего остального: нужны редакторы - профессия, которую вообще отменили. Дальше идут сценаристы, а следом и режиссеры, и актеры.

"Полит.ру": Если бы вас попросили прочитать лекцию о кино для кинозрителей, какую тему Вы бы выбрали?

Л.А.: Я бы, наверное, показала какой-нибудь свой любимый фильм, например, "Дорогу" Феллини, и поговорила бы с ними об этом фильме. Тогда они бы поняли, что в этом фильме есть сто, или двести, или тысячи фильмов одновременно. Это кино, каким кино должно быть. Весь мир смотрел этот фильм, но при этом никто не называл его арт-хаусом. Можно было бы показать и "Летят журавли". Я бы выбрала фильм из той эпохи, когда не было разделения на арт-хаус и массовое кино. Фильм, который смотрели миллионы – и при этом шедевр. Я бы попыталась им объяснить, что кино не делится на арт-хаус и не арт-хаус.

"Полит.ру": Что такое МакГаффин?

Л.А.: В концепции нашего разговора можно сказать, что кинообразование в России для нас всех – это некий МакГаффин. То, о чем все говорят, все его ищут и понимают, что это большая проблема, от решения которой действительно может что-то зависеть. Мы не можем, конечно, придать нашему времени энергии, но если что и может произвести подвижки, то это кинообразование.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).