будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура
Даниэль Александр

Недопустимый объект гиперссылки

Недопустимый объект гиперссылки
98_daniel

Несколько месяцев назад, а точнее — 1 июля этого года, общество «Радонеж» провело круглый стол под названием «Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляды». Некоторые выступления участников этого мероприятия, а в особенности — интервью митрополита Кирилла, данное им по итогам круглого стола радиостанции «Радонеж», наделали много шуму. Митрополит, в частности, похоронил без отпевания «так называемое правозащитное движение», заявив, что оно себя скомпрометировало, что «наиболее известные так называемые правозащитные организации, действующие в общенациональном масштабе», занимаются тем, что «профессионально борются с Русской Православной Церковью», и что они «не любят Россию» («это еще очень мягкое выражение», добавил владыка Кирилл; надо понимать, что более адекватным выражением было бы «ненавидят Россию»).

Лейтмотивом многих выступлений на этом круглом столе было утверждение о коренном различии между «православным» и «либеральным» подходами к правам человека. По мнению «радонежцев» (я буду называть их так, потому что знаю многих православных и даже весьма церковных людей, которые вовсе не разделяют их взглядов, а гораздо ближе по своему мировоззрению к «либералам»), православие понимает свободу как «свободу от греха», а либеральное мировоззрение — как «свободу греха». Далее следовали вполне фантастические картины современной правозащитной деятельности «либерального» толка, которая будто бы направлена в основном на защиту прав геев и лесбиянок…

Не обошлось и без дежурных (и ставших, кажется, обязательными после майского послания Президента Путина Федеральному собранию) упоминаний о западных грантах и, соответственно, политическом заказе, выполняемом правозащитниками. Дешевая одесская мудрость «кто вас ужинает, тот вас и танцует» в устах Президента Российской Федерации не кажется чем-то удивительным и необычным: это — нормальный уровень мышления современного политика. А вот услыхать подобное от образованных и интеллигентных людей — священнослужителей и мирян, — было, действительно, странно и неожиданно. Но я не об этом.

Среди всего наговоренного «радонежцами» на их круглом столе мелькнула одна здравая и вполне симпатичная мысль: между людьми, придерживающимися разных взглядов на права человека, возможен и желателен диалог. И пусть эта мысль не очень вязалась с обвинениями «либералов» в прямом служении мировому злу и в патологической ненависти к России и православию — сама по себе она заслуживала внимания.

И вот, во исполнение этой идеи митрополита Кирилла и его единомышленников, две вполне либеральные московские общественные структуры — информационно-аналитический Центр «СОВА» и организация ЮРИКС («Юристы за конституционные права и свободы») — учинили на минувшей неделе двухдневную конференцию «Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения», пригласив «радонежцев» к участию в ней. Те довольно живо откликнулись: на конференцию пришли такие видные представители этого течения как священники о.Всеволод (Чаплин) и о.Владимир (Вигилянский), председатель «Радонежа» Евгений Никифоров и другие сторонники и сочувственники митрополита Кирилла (сам Кирилл, правда, не пришел; что ж, действительно, на все правозащитные тусовки ходить — митрополитов не напасешься). Собственно, каждая из рассматривавшихся тем, — равноправие религиозных объединений, «деструктивные» религиозные течения, соотношение между религиозным и светским образованием, проблема «радикального» ислама и так далее, — подавалась с двух сторон, двумя докладчиками, «либералом» и «радонежцем». Впервые, кажется, оппоненты могли высказать друг другу в лицо все, что они думают друг о друге: о слугах Князя мира сего, продавшихся безбожному Западу, с одной стороны, и о мракобесах в рясах и без оных, стремящихся превратить Православие в новую государственную идеологию, — с другой.

И высказали. В конце концов — именно это.

А так все хорошо начиналось. Осторожно-осторожно, уважительно-уважительно, чтобы, не дай Бог, не обидеть собеседника, высказывали как те, так и другие свои заветные друг к другу претензии (честно говоря, зал, в основном — либерально-правозащитный, особой толерантности по отношению к инакомыслию не проявил; отдельные правозащитники выражали свое несогласие с «радонежцами» весьма эмоционально, «и это еще мягко сказано», как выражается в подобных случаях владыка Кирилл, но я говорю не о зале, а о выступавших). Почти все выступления оппонентов-содокладчиков были направлены друг к другу не лоб в лоб, а «по касательной»; и, по-моему, это происходило не столько от непривычки к полемике, сколько от деликатности чувств. Конечно, с обеих сторон имели место и вороватые взгляды под стол, дабы выяснить длину хвоста собеседника, а также степень раздвоенности его копыт; но взгляды эти бросались украдкой, так что никому обидно не становилось. Лепота и благорастворение воздухов.

Что же взорвало мирную дискуссию?

Автор этих строк выступал на конференции — естественно, в качестве представителя «либерального» лагеря. Но, будучи неисправимым очернителем всего живого и прогрессивного, исподтишка подглядывал не только за идеологическим противником, но и за братьями по разуму — правозащитниками. И видел, что накаляло оба стана, вокруг чего на самом деле вскипели, в конце концов, страсти. При том, с обеих сторон — вокруг одного и того же.

Во-первых, ни те, ни другие внутренне не готовы были вносить коррективы в сложившуюся у них стройную картину мироздания. Когда «правозащитники» говорили «клерикалам», что они вовсе не враги России и Православной Церкви, не агенты влияния, послушно исполняющие все повеления заокеанских хозяев, мондиалистов, атлантистов и прочих нехороших англоязычных людей, — «клерикалы», кося глазом, вежливо помалкивали (до поры до времени), явно не желая обижать хозяев поля и столь же явно не веря не единому их слову. Когда «клерикалы», как на духу, клялись, что они вовсе не покушаются на светский характер российской государственности, глазом косить начинали «правозащитники» — и тоже не верили ни одному слову (признаться, я и сам не очень в это поверил — ну, так я и не говорю, что я чем-то лучше и толерантнее своих единомышленников; просто иногда забавно бывает посмотреть на себя со стороны).

Во-вторых, и это самое занятное, каждая сторона, оценивая нынешнее положение вещей, почитает себя безнадежно проигравшей.

Либералы (надоело ставить кавычки) глубоко убеждены в том, что нынче, в эпоху победоносного путинизма, Русская Православная Церковь УЖЕ играет роль идеологической инстанции, УЖЕ срослась с правящей элитой и стала ее органической частью, УЖЕ глубоко внедрилась в государственный механизм вообще и в системы народного образования в частности. Высказанное радонежцами предположение, что в борьбе с клерикализацией школы они, либералы, сумели одержать победу, до глубины души изумило и оскорбило «победителей».

Радонежцы изначально чувствовали себя на этой конференции первыми христианами на арене римского цирка, были вполне готовы ко львам и страшно возмутились даже не тем, что им приписываются злостные (с чьей-то точки зрения — благие) намерения, а тем, что их обвинили в «успешности». С их точки зрения, православие — молитвами либералов и прочих служителей мирового зла — превратилось в России в гонимую и угнетенную конфессию. Вот, даже курс «Основы православной культуры», который совсем уже было удалось пробить в качестве учебного предмета в средней школе, изгнан из нее интригами правозащитников, сайентологов и западно-ориентированного истеблишмента.

Покойный Бернард Шоу, послушав тех и других, непременно разразился бы каким-нибудь классическим парадоксом. Например: «Российское общество — это общество, безнадежно разобщенное единством своих ценностных установок». В данном случае спорящих разъединили аж две общие нравственные (но вовсе не мировоззренческие) максимы. Первая: «человек должен во что бы то ни стало сохранять верность собственным взглядам». И вторая: «быть победителем — позорно».

Да и как могло быть иначе, если спорили между собой московские интеллигенты, с общим прошлым, общими знакомыми, когдатошними общими врагами и нынешними общими знакомыми?

* * *

А при чем здесь конфликт между клерикальным (не обязательно религиозным!) и секулярным (не обязательно светским и атеистическим!) отношением к правам человека?

Такой конфликт, несомненно, существует, и обсудить его было бы крайне интересно. Кажется, на конференции «Свобода совести и светскость государства» не очень удалось сделать это на достойном уровне. Что ж, достоинство первого блина в том и состоит, что он — первый.

Что же до собственно божественных материй, то почти все участники конференции тщательно избегали соскальзывания в богословские споры. И это правильно. Когда автор этих заметок, готовясь к дискуссии, скачивал с сайта «Радонежа» выступления участников июльского круглого стола, мой политкорректный компьютер почему-то счел нужным прибавлять к каждому скачанному тексту предупреждение следующего содержания:

«ОШИБКА! НЕДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕКТ ГИПЕРССЫЛКИ».

По-моему, это тоже правильно.

Даниэль Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).