Хотя Роберт Фишер уже более трех десятилетий не совершает ни одного открытия за шахматной доской, ему принадлежат два весьма ценных изобретения: часы Фишера и шахматы Фишера. Остановимся на последнем.
Известно немало игр, похожих на классические шахматы и вместе с тем отличающихся от них. В одних используется необычная доска, в других необычные правила, в третьих на доске появляются необычные фигуры. А иногда встречаются две или даже три «необычности» вместе.
Играть на доске 16х12 в начале прошлого века предложил чемпион мира Хосе Рауль Капабланка, таким путем он хотел избежать казавшейся ему неотвратимой «ничейную смерть» шахмат. Игра велась удвоенным комплектом фигур, и для победы достаточно было заматовать любого из двух королей противника. Матч между Капабланкой и венгерским гроссмейстером Мароци, состоявшийся в 1929 году, закончился победой автора игры со счетом 3:1. Партии длились до 100 ходов и тянулись часов по десять. Поскольку опасность «ничейной смерти» оказалась преувеличенной, изобретение Капабланки распространения не получило.
В игре «до первого шаха» все, как в настоящих шахматах, но выигрывает не тот, кто первым ставит мат, а тот, кто первым объявляет шах! В «шахматах без шахов» все, как в классике, но объявлять шах запрещено, вернее, первый же шах должен быть матом. В «шахматах с шахами», наоборот, если шах есть, его надо объявлять (любым способом). В шахматных поддавках мата нет, а победителем становится тот, кто первым отдаст все свои фигуры, включая короля.
Безграничное море игр возникает при появлении на доске сказочных или волшебных фигур, наделенных фантастическими свойствами. Особенно популярны фигуры-звери: собаки, волки, пантеры, верблюды, жирафы, зебры, всадники и т. д. В старинных играх доску посещали мудрецы, шуты и другие экзотические личности. Некоторые фигуры имеют «военные должности»: гренадеры, саперы, солдаты, офицеры, генералы. После Первой мировой войны на доске появились грозные фигуры танков и самолетов, а после Второй мировой была изобретена атомная боба. Эта страшная фигура ставится на любое поле доски и «взрывается», уничтожая все вокруг себя в заданном радиусе.
Получить новую игру можно без введения особых правил, достаточно в исходной позиции поменять местами некоторые фигуры. В результате классическая теория дебютов полностью теряет свое значение. Пешки обычно остаются на своих местах, а фигуры каким-то образом размещаются за пешечным частоколом.
Гроссмейстер Давид Бронштейн лет тридцать назад предложил поступать иначе. Пешки по-прежнему на своих местах, а белые и черные фигуры по очереди расставляются за ними, правда, с одним ограничением - слоны у каждой стороны разнопольные. В такие шахматы еще в 1978 году Бронштейн сыграл матч с американским гроссмейстером Бисгайером и выиграл 3,5:0,5.
Вот мы и подошли к фишеровским шахматам, главная особенность которых заключается в нестандартной начальной позиции. Пешки стоят на привычных местах, а расположение фигур за ними определяется жребием. При этом должны выполняться три условия: 1) слоны разнопольные, 2) ладьи находятся по разные стороны от короля, 3) белые и черные фигуры расположены симметрично.
Как показывает подсчет, расстановок, удовлетворяющих этим условиям, в общей сложности существует 960. Поэтому фишеровские шахматы называют также рэндом («random» можно перевести как «выбранный наугад») или рэндом-960.
Идея таких шахмат не оригинальна – только что мы упомянули подобное изобретение Бронштейна, правда, у него не требовалось соблюдать второе и третье условия. Однако благодаря авторитету Фишера именно его шахматы приобрели популярность в мире, в том числе среди гроссмейстеров. Дело дошло до того, что теперь каждый год проходит первенство мира по фишеровским шахматам.
Смысл игры – сохраняя основные принципы шахмат, избавиться от плавания в бесконечном море вариантов и от изнурительной домашней подготовки, связанной прежде всего с применением компьютера. И правда, в современных шахматах собственное творчество начинается после 30 ходов, а то и позднее. Объем дебютной информации достиг угрожающих размеров, и шахматисты находятся под давлением дебютной базы, уже сейчас содержащей миллионы партий.
Чтобы игра вновь стала состязанием интеллектов, а не голой памяти, Фишер и предложил свой вариант. В нем классическая дебютная теория полностью отпадает, и самостоятельная борьба идет с первых ходов.
Летом 2001 года в немецком городе Майнце в рамках крупного фестиваля впервые состоялся серьезный матч в рэндом: венгр Петер Леко выиграл у англичанина Майкла Адамса - 4,5:3,5. Через год здесь же прошел первый в истории опен-турнир по фишеровским шахматам. Сенсаций не произошло – сильнейшие в обычной игре вновь оказались впереди, а победителем стал российский гроссмейстер Петр Свидлер.
В 2003 году организаторы фестиваля пошли еще дальше - провели почти официальный поединок на первенство мира в рэндом между победителями двух предыдущих турниров - Леко и Свидлером. Одержав победу в последней, решающей партии, чемпионский титул завоевал Свидлер – 4,5:3,5. На сей раз прошел также отборочный опен-турнир к матчу в следующем году. Претендентом на рэндом-корону стал гроссмейстер Левон Аронян – 9,5 из 11.
Минул год, и состоялся новый поединок, Свидлер – Аронян. Опять борьба завершилась победой Свидлера в последней партии, счет матча 4,5:3,5. Петр отстоял свой чемпионский титул, а претендентом стал венгерский гроссмейстер Золтан Алмаши – 9,5 из 11.
В 2005 году в Майнце вновь отличился Свидлер - он обыграл Алмаши 5:3 и в третий раз завоевал звание чемпиона мира в рэндоме. А претендентом, как и два года назад, стал Аронян – 10 из 11, позади остались Бакро, Дреев, Морозевич, Широв…
Итак, в 2006-м вновь состоится матч на первенство мира по фишеровским шахматам Свидлер - Аронян. Планируется провести и женский чемпионат.
В конце 2005 года Кирсан Илюмжинов на одной из пресс-конференций объявил, что выделяет миллион долларов для проведения в Элисте крупного турнира по фишеровским шахматам. Президент ФИДЕ надеется, что на него приедет и Фишер собственной персоной, причем будет жить в коттедже, подаренном ему Илюмжиновым еще в середине 90-х.
Фишер не раз заявлял, что готов сразиться в свои шахматы с любым гроссмейстером - хоть с Каспаровым, хоть с Крамником. Нет сомнений, что миллион долларов ради того, чтобы Фишер прилетел из Исландии в столицу Калмыкии, Илюмжинов отыщет. Однако сомнительно, что шахматный король сядет за доску – что в классическую игру, что в его собственную, фишеровскую. Впрочем, чего только не случается в шахматах?!
Фото Роберта Фишера с сайта Chessportal.ru.