будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Усыскин Лев

Неправдоподобие

На экране 1962 год. Где-то на Ленинских Горах сержантик-водитель позирует уличному фотографу на фоне вверенного глянцевого представительского автомобиля. Позирует и так и эдак, мимо девушки проходят, разумеется, одетые по моде тех лет. Играет какая-то иностранная легкая музыка… Мы смотрим на это все – и нам уже скучно.

Итак, мы имеем не слишком частый случай: многие, даже откровенно слабые фильмы умудряются в начальных кадрах намертво приковать к себе заинтересованный глаз зрителя. Да это и не столь уж сложно: любой сценарист или режиссер знает, что, начиная фильм, располагает авансом зрительского внимания – первыми пятью-десятью минутами. Создавая этот кусок ленты, ему почти не нужно заботиться ни об увязке его с другими частями (ибо это первый эпизод, это с ним станут увязываться прочие фрагменты), ни о каком-либо особом смысловом наполнении: здесь важно лишь зрелище, зрелище в чистом виде, задающее эстетическую тональность всего произведения. Практически любой профессиональный режиссер в состоянии с этой задачей справиться.

Тем показательнее здесь фиаско «Водителя для Веры». Начало не обманывает: фильм в самом деле скучноват, натужен и лишь к концу обретает маломальское напряжение, причем довольно поверхностного рода. Посмотрев «Водителя», о нем не хочется больше думать, тем более едва ли кому-нибудь захочется смотреть его повторно, хотя бы и по телевизору. Сюжет, интрига, декорации, игра актеров (за исключением Богдана Ступки в роли старого генерала – тот, напротив, хорош исключительно) – все здесь одноразовое как презерватив или бумажный носовой платочек.

Слегка поразмыслив, начинаешь находить причины указанной неудачи. В самом деле, зададимся, скажем, вопросом: а почему, собственно, 62-й год? Почему не 67-й или не 75-й? Фоновая политическая коллизия – острое противостояние функцонерских кланов армии и КГБ – как раз характерна не для 62-го года (тогда-то борьба, закончившаяся смещением Хрущева, шла внутри партаппарата и сравнительно вегетарианскими методами), а для существенно более поздней эпохи – середины и конца семидесятых годов, когда схлестнувшиеся наследники Брежнева породили довольно длинную цепочку загадочных смертей генералов, генеральных конструкторов и т.д. Шестьдесят второй же – это год Новочеркасского расстрела. И вообще эпоха Хрущева – это период довольно многочисленных массовых волнений по всей территории СССР: от Караганды до Грозного и Рязанской области, зачастую подавленных силой оружия. Но подобными сюжетами наше кино пока почему-то не заинтересовалось.

И все-таки – шестьдесят второй. Атрибуты эпохи старательно подбирались, собирались и вывешивались в кадр. Атрибутов – полно, а эпоха не появилась. В чем здесь секрет? А вот в чем: предположим, вы выходите на улицу, и вас окружают «атрибуты» этой улицы в той пропорции, в какой они реально на ней присутствуют – машины, дома, люди… Теперь другой случай: вы вспоминаете эту же улицу. В этой ситуации пропорции присутствия тех же атрибутов в вашем сознании совсем иные: непропорционально большое место занимает что-то необычное или, напротив, особо-характерное, или особо точно соответствующее вашему эмоциональному состоянию. Иначе говоря, образ прошедшего всегда эмоционально окрашен, всегда о чем-то говорит, помимо числа на календаре. Причем для подобного окрашивания порой достаточно одной-двух деталей – и все. Остальную работу по формированию достоверной реальности сделает сознание зрителя. Именно поэтому мы ходим в театр, воспринимаем искусство графики и т.п.

Вернемся к ленте Павла Чухрая. Приходится признать, что здесь этого эмоционального окрашивания эпохи не обнаруживается. Просто ремесленная похожесть, созданная с полнейшим творческим равнодушием, похожесть деталей, порой даже нарочитая – и в свете этого равнодушия лишенная достоверности.

Впрочем, в остальном – не лучше. Главный герой может сколько угодно рассказывать о том, что он послевоенный детдомовский сирота. Не верится. Кто хоть раз видел детдомовских, никогда не поверит ни на секунду. Детдомовские бывают разными, но такими – никогда! Да и вообще военнослужащие срочной службы с такими интонациями не разговаривают. Особенно с начальством. Тем более в 62-м, когда служили долго.

Герой А.Панина, кэгэбешник Савельев, тоже недостоверен, но по-другому. Сам актер вполне справился с традиционной для себя ролью подлеца в погонах. Но именно традиционность здесь нарушает правдоподобие: мы чувствуем, что герой со всеми потрохами перенесен в фильм из какого-то оказавшегося под рукой сериала. Да и вообще: что это за капитан госбезопасности в штатском, сопровождающий армейского генерал-лейтенанта чуть ли не в сортир? Но здесь мы вступаем в область натяжек сценария – столь же неправдоподобного, как и образ эпохи.

В целом все это почти комично: генерал, хранящий секретные бумаги в домашнем сейфе; служебный автомобиль, паркующийся в сарае на генеральской даче; шофер этого автомобиля – солдат срочной службы, на сей даче живущий и столующийся. Поездка генерала в Москву – непременно в Кремль, как будто там в самом деле имеются какие-либо армейские (а не кэгэбешные) организации. Возвращение из Москвы: на аэродроме генерал-лейтенанта встречает лишь один шофер, и только. Или адмиральский катер, названный в честь адмиральской дочери простым советским именем «Анжела». Наконец, недоеденный генералом бутерброд с черной икрой, которым горничная угощает шофера – и невдомек бедолажке, что в 62-м подобную еду в СССР никто не держал за деликатес…

Всего этого не было, потому что не могло быть никогда. Такая развесистая клюква в духе Павла Лунгина – обычно ее производят на иностранные деньги для иностранного же рынка. Безусловно, не бывает кино без «модифицирования» реальности, но и в этом процессе всегда имеется некоторая мера, задающая границу между художественной условностью и халтурой. Мера, определяемая уважением к зрителю, точнее – к его интеллектуальному и культурному уровню. По большому счету это вопрос конвенции, своего рода зеркало. Если принять, что уровень «Водителя для Веры» – уровень мэйнстрима, «добротное российское кино», то приходится констатировать, что наш «широкий зритель» в плане восприятия – безнадежный троечник, и только.

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).