будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Невзрачный оплот демократии

Невзрачный оплот демократии
kirill_kobrin_98

 

Политическая осень 2010 года началась для Европы цыганами, которых изгоняли из Франции. Сначала эта история носила вполне локальный характер, но затем -- усилиями так называемых «европейских бюрократов», а также не шибко умных и поворотливых французских министров и прессы, которая никак не могла понять, что же на самом деле происходит: то ли торжество справедливости, то ли апофеоз государственного неорасизма, – болгарские и румынские цыгане на целый месяц стали главными героями континентальных дискуссий. Особенно забавно было наблюдать российскую гамму чувств: те, кто поближе к власти, злорадствовали, указывая на совершенно невозможные прегрешения против прав человека, совершаемые, так сказать, на одной из родин демократии, те, кто полиберальнее, в один голос утверждали, что все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо и справедливо, как никогда. Должны же добропорядочные французы как-то защищать себя! Самый восхитительный аргумент звучал так: «А вы хотели бы, чтобы рядом с вашим домом поселились цыгане?». Довольно часто этот вопрос задавали бывшие компатриоты, поселившиеся в европейских странах; методологически небезынтересно было бы устроить подобный опрос среди местных жителей, поменяв «цыган» на «русских». Хотели бы они? Нет ответа. Да и что тут спрашивать, когда они, русские, уже там живут – и никто их не «депортирует» на «родину». Вот тоже забавный вопрос: если речь идет о цыганах, то о какой «родине» может идти речь?

На первый взгляд, ситуация выглядела так. Евросоюз в своем стремлении к бесконечной экспансии принимал в свои ряды одно государство за другим. Если вспомнить, что главных страны в ЕС две – Франция и Германия, – то и ответственность за наполеоновские планы расширения границ европейской цивилизации, либеральных взглядов, ответственной социальной политики и мультикультурализма Париж несет большую, чем, к примеру, Лондон или Рим. Рукоплеща, французы наблюдали за тем, как в Союз вступают Чехия со Словакией, Румыния с Болгарией. Затем энтузиазм несколько охладел: чехи оказались крайне неприятными корыстолюбцами и евроскептиками (после того, естественно, как их приняли в ЕС!), словаки избирали правительства одно неприличнее другого и враждовали с венграми как в каком-нибудь 1918 году, а Румыния с Болгарией и вовсе. Нет-нет, на правительственном уровне София и Будапешт вели себя просто как паиньки (не считая туманных невыполненных обещаний относительно борьбы с коррупцией и мафией), но здесь «людской материал» подкачал. Получив возможность покинуть свои бедные пенаты, болгары и особенно румыны бросились на Запад – и правильно сделали. Человек должен стремиться к счастью, так записано в конституциях нужных стран. Здесь речь шла не о счастье (хотя это золотозубое балканское счастье существует только в фильмах Кустурицы), а о побеге из нищеты. Никто никогда не запрещал людям искать фортуну в чужих землях, а Евросоюз вообще был создан отчасти для этого. Вот таким образом болгарские и румынские цыгане оказались во французских городах.

Заметим – речь не идет о «нелегальных иммигрантах»; перед нами -- граждане стран ЕС. Учитывая, что в демократическом (и особенно послевоенном европейском) обществе неприлично определять людей по этническому признаку, просто граждане Евросоюза, ничего больше. Род занятий некоторых из них, конечно, слегка отличается от того, чем снискивают себе хлеб насущный провинциальные французы – но не шибко. Разве нет французов-бандитов? Французов-проституток? Французов-наркодилеров? Что же до концентрации представителей именно такого рода занятий в цыганских поселках, возникших на окраинах французских городов, то это дело полиции и местных властей – профилактика преступности и борьба с ней. Думаю, успех был бы здесь не меньший (но и не больший), чем в любом арабском пригороде Парижа.

И вот этих самых граждан Евросоюза выделяют по этническому признаку и – исходя из проделанной интеллектуальной работы – высылают из страны. Всех. И тех, кто нарушал закон. И тех, кто его не нарушал. И маленьких детей, и стариков, и инвалидов. Полицейская акция, основанная на этнической стигме. Конечно, все было сделано не без пардонов и мерси: никого не били, наоборот, даже дали денег и билет в один конец. Но отсутствие концентрационных лагерей не делает эту затею менее расистской: французские власти совершенно ясно показали, что в своей политике исходят из принципа «коллективной ответственности», трактуя ее совершенно недвусмысленным национальным образом. Мол, если у этих людей неправильная кровь, пусть изволят покинуть нашу почву. Самое интересное, что с этим согласились многие во Франции, да и не только в ней. Против были, конечно же, правозащитники, социалисты и … те самые евробюрократы, на которых нынче принято вешать всех несъеденных в Корее собак.

Именно они подняли скандал, обвинив Париж в расизме и прямой лжи – после того, как стал известен текст внутреннего распоряжения министерства внутренних дел Франции, где было прямо указано, какого именно этнического характера незаконные поселки должны быть снесены. Французские министры принялись врать, мол, такого документа не было, но после того, как им был предъявлен злополучный циркуляр, на момент склонили голову. Чтобы тут же поднять ее и начать изрыгать проклятия в адрес собственного же излюбленного детища – ЕС. Впрочем, скандал в конце концов замяли, обвинения вряд ли приведут к действительным евросоюзовским мерам против Франции, но казус не забылся – и явно будет еще использован всеми заинтересованными сторонами. А сторон этих больше, чем кажется.

«Цыганский скандал» разыгрался в то самое время, когда во Франции законодательно запрещали публичное ношение мусульманской женской одежды, закрывающей лицо (бурки, паранджи, всего чего угодно). Недалекие журналисты (и неутомимое племя «экспертов») тут же завели разговоры о «новой европейской ксенофобии» -- цыган выселяют, а бурку запрещают. Но если дать себе труд хотя бы немного подумать, становится ясно – мораль, которую можно вывести из этих двух историй, совершенно противоположная. Болгарских и румынских цыган преследуют во Франции за то, что они – «цыгане», выделяя их по этническому признаку из массы граждан демократического Евросоюза. Здесь мы видим нарушение универсального принципа, на котором строится жизнь в послевоенной Европе; принцип этот был принят после окончания Второй мировой именно для того, чтобы не допустить повторения нацизма. Мусульманские покрывала запрещают не только потому, что окружающие не понимают, с кем они имеют дело в школе или на почте, но и оттого, что такого рода знаки говорят – перед вами мусульманка. Ничего плохого, конечно же, в мусульманах нет, это понимают все (надеюсь, все); речь идет о том, что в этой ситуации «мусульманин» предшествует «гражданину», принцип религиозный – универсальному. То, что произошло этой осенью во Франции – типичный пример шизофрении современного западноевропейского сознания: пропагандируя универсальные демократические принципы, власти (при, надо сказать, энтузиастической поддержке части населения) в своей ежедневной политической практике исходят из идеологических предпосылок столетней давности, времен позднего романтизма. А главным защитником незамутненной демократии становятся довольно скучные и, на первый взгляд, совершенно незначительные люди, заседающие в диковинных комитетах и комиссиях в Брюсселе и Страсбурге.

См. также другие тексты автора:

  • Спектакль в Богемии
  • Жемчужный промысел
  • «Женский вопрос» в сентябре
  • С официальным дружеским визитом
  • Ангелы преисподней
  • Красное и черное
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).