будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура

Независимому кино нужны частные истории

Венецианский кинофестиваль «Mostra-63» закрыт; разбор полетов произведен. Наиболее удачным он стал, скорее, для независимого кинематографа: столько «indies», как в этот раз, в Венецию не приезжало еще никогда. Поскольку в профессиональной среде нынешний год уже окрестили «годом независимого кинематографа», мы решили узнать, что же такое это за загадочное «современное независимое кино». Оксана Воронюк — молодой режиссер, живущая в Берлине, получила приглашение в Венецию со своим вторым международным фильмом «Розы для тебя», до этого она дебютировала на фестивале «Берлинале». На Венецианском фестивале она встретилась с Владиславом Поляковским, чтобы рассказать ему, каково сегодня в Европе быть независимым кинематографистом.

Оксана, расскажите для начала что такое «независимый кинематограф» сегодня, каковы принципиальные отличия по сравнению с «мейнстримом»: сюжеты, зрительская аудитория?

Во-первых, принципиальной — в оригинальном значении этого слова — разницы я не вижу. Все мы занимаемся примерно одним и тем же. Разница есть, но она не такая большая, как принято считать. Крупные мэйджоры вкладывают в фильмы большие деньги и должны получать их обратно, поэтому «голливудские» фильмы — для массовой аудитории, они в первую очередь развлекают зрителя. То есть, кино в принципе должно вызывать у зрителя какие-то эмоции, если это хорошее кино. Голливудское кино должно вызывать позитивные эмоции. Независимым в этом плане проще, мы не связаны контрактами и вольны показывать, что нам вздумается.

А что может вздуматься?

Мне кажется, должен быть некий месседж, сообщение. Режиссер, как писатель или художник, должен рассказать зрителю частный опыт, частную жизнь — невыдуманную, но такую, чтобы зритель поверил. Такую, какую он сам мог бы прожить, или с каковой мог бы столкнуться. Только это всегда было и будет интересно.

Просто частная жизнь? Должно же быть что-то, чего зритель еще не видел миллион раз.

Да. Но настоящая «частная жизнь» - всегда неповторима. Всегда найдется что-то, что будет не так, как у всех. Все наши жизни похожи, но при этом уникальны. Независимое кино принято называть интеллектуальным, потому что, рассказывая историю частного человека, оно может вскрыть те или иные проблемы, о которых «не принято говорить вслух в хорошем обществе».

То есть, необходим социальный подтекст, острая проблематика?

Ее не нужно добавлять специально, она и так есть. Возьмите любую жизнь: мою, свою. Мы каждый день сталкиваемся с тем, о чем не говорят. Проблем в современном мире множество: глобализация и смешение культур, неприятие, возникающее при этом. Этнические конфликты. Наркомания. Расслоение населения, подавляющая бедность. О чем бы мы ни захотели сказать, что-то из этих проблем войдет в нашу историю. Наш язык честнее нас — он не может умалчивать, даже если очень хочется. В этом и есть смысл интеллектуального кино: ставить некие вопросы и задачи, далекие от «развлечения публики». Нет, не думайте, я очень люблю голливудское кино, оно способно вызывать очень сильные эмоции и просто «сдвигать с места». Просто нужны разные фильмы.

Ну, хорошо. Положим, я хочу быть независимым режиссером. С чего мне начать? Образование? Где мне найти спонсора?

Образования, я думаю, не требуется. Нужно просто отчетливо представлять себе, что именно ты хочешь сказать. Я приехала в Берлин как актриса, снималась в каких-то фильмах. Мне захотелось попробовать себя режиссером – сначала просто снимать, не важно что. Я стала сотрудничать с крупной киностудией, снимала «под заказ», что заказывала компания. Как говорится, шаг влево, шаг вправо! Завязались сами собой какие-то контакты, нашлось какое-то количество денег, и я решила снять свой первый фильм, на собственные средства. Фильм прошел конкурс и попал на показ «Берлинале», прошел удачно. Я начала работать над вторым, и он уже получил приглашение в Венецию. Я думаю, в России в этом плане сложнее, вряд ли кто-то серьезно готов поддерживать независимые культурные инициативы. В Европе, напротив, к этому относятся очень серьезно -  не требуется много денег или «блата» - я вообще забыла здесь это слово.

И что, вот просто так любой может снять любительский фильм и попасть на крупнейший кинофестиваль в мире?

Ну, я думаю, нет (улыбаясь). Во-первых, у меня были кое-какие навыки – все-таки я уже работала режиссером. Во-вторых, мне кажется, нужно действительно что-то иметь в виду. То есть, история может быть вашей или кого-то из ваших друзей, но история должна быть актуальной, она должна быть созвучной своему времени. Сейчас люди немного привыкли к глобализации, эпоха «марок и брэндов» постепенно заканчивается. Из внутреннего протеста человек все больше замыкается: в себе, в узком кругу своих друзей и родственников, работы и постоянных увлечений, прочь от объединяющегося глобального мира. Человек, наконец, начинает спокойно вести свою частную жизнь без претензии на, упаси боже, публичность и мировую известность. И такому современному человеку все больше интересны не громкие эффекты, а такая же частная жизнь, которую ведет он сам. Ему интересно – как это происходит у других. Мне кажется, это – именно то, что созвучно нашему времени – причем, «частная эпоха» только начинается, только наступает.

Ну, в России, я думаю, большинство людей пока бы не отказалось от мировой известности…

Россия, к сожалению, несколько отстает в своем культурном развитии: ничего с этим поделать нельзя, это надо просто признать. Слишком много масштабных перемен выпало на долю России в ХХ веке, слишком много социальных, политических и экономических потрясений – ну не до культуры тут.

Хорошо, а если поговорить о вас – о чем ваши фильмы, что они сообщают зрителю?

Сюда я приехала с фильмом «Розы для тебя». Будете смеяться, это совершенно обычная любовная история, история из моей же жизни. Казалось бы – что интересного? Нюанс в том, что это моя история, которую я рассказываю не «с точки зрения кинематографа», а со своей, частной и личной. Вы смотрите фильм моими глазами, не как зритель, подглядывающий за чужой жизнью, не как наблюдатель и судья — но как будто вы сами и есть главный герой, как будто все это происходит с вами. Типичность и кажущаяся «клишейность» сюжетов в наше время становится положительной: новых сюжетов, новых стратегий придумать невозможно. Это было понятно еще очень давно. Но их и не нужно. Никому не нужны изощренные хитросплетения, если они не имеют ничего общего с реальностью. Смотрите: я рассказываю вам историю, только вы же и являетесь ее главным героем, и вы узнаете в герое себя, вы не отождествляете – вы и есть он. Вы делаете те же ошибки, совершаете те же поступки. Это моя история, частного человека: именно такового – с вами никогда еще не происходило, вы становитесь мной и проживаете мою жизнь. Это некий опыт познания, в своем роде. Вы видите что-то, чего не замечали, не знали. Или просто – вы видите те же вещи глазами другого человека, пробуете себя на его месте.

То есть – независимое кино ставит своей целью познавательную работу, созидание или преломление некого актуально-современного смысла?

В общем и целом, — да. Кино – это искусство, причем в современном мире – самый распространенный его вид. Надо осознавать ложащуюся на тебя ответственность, кино должно – а независимое кино просто-таки обязано! – предоставлять зрителю некое новое понимание, новое знание о внутреннем или внешнем мире человека. Это взаимный процесс: как человек, ты проживаешь жизнь с теми или иными деталями и нюансами; как режиссер – ты предоставляешь свой опыт зрителю, даешь ему возможность поставить себя на твое место, увидеть мир еще и так.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).