будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Парамонов Борис

Ностальгия по коню

Ностальгия по коню
paramonov2

Солженицын в «Письме к вождям СССР» среди прочих претензий высказал ту, что погубили коня, вывели его из деревенского обихода. Действительно, выясняется, что овес куда лучше нефти и дорожал, надо думать, не таким галопом. С другой стороны, самый главный конь, или, если угодно, лошадь – и не кобыла, а кляча – никуда не делась: Россия. На этом, извините за выражение, скотском хуторе нет уже ни пса Снежка, ни борова Наполеона, но мерин Боксер по-прежнему трудится, вкалывает, «мантулит» (помнят ли нынче это слово?). Да и Оруэлл ни к чему, куда уместней вспомнить щедринского Конягу, а еще лучше – лошадь из сна Раскольникова, которую  жестокий извозчик захлестал до смерти.

Эти литературные реминисценции приходят мне в голову по литературному же поводу - или, скорее, кинематографическому. Посмотрел я фильм «Не хлебом единым», сделанный С. Говорухиным по роману Дудинцева. Тут же его, на американский лад – украсив обложку киногероями – и переиздали. Не знаю, станет ли Дудинцев в очередной раз таким же хитом, каким он был в 1956 году. Молодому, да и не совсем молодому – если ему не семьдесят – русскому трудно представить, какая это была сенсация. И литературная, и политическая, и какая хотите. Это был какой-то национальный ренессанс, какое-то Сретение: ныне отпущаеши, мог бы сказать, допустим, М.М.Пришвин, не умри он за два года до этого, в пятьдесят четвертом (Сталина пережил, слава Богу).

Дудинцева загнобили, а впоследствии принято стало говорить, – причем среди интеллигентов – что книга вообще-то так себе, шум объясняется исключительно политикой. Я никогда не был с этим согласен. Роман отнюдь не лишен художественных достоинств. Дудинцев умел писать словами, находил острые выразительные детали, создавал запоминающиеся образы – если хотите, типичные. Таким был его Дроздов, номенклатурный начальник крупного ранга, вообще все московские министерские чиновники. Главный герой, изобретатель, - фигура схематичная, но нарочито схематичная, он и должен быть таким, как бы иконописным мучеником. Зато очень хороша влюбленная в него Надя, жена Дроздова. Замечательно найдено: Лопаткин  Надю не любит, это она его, можно сказать, домогается, этакая Магдалина у ног Христа – если не евангельская, так из Эндрью Ллойда Вебера.

Вообще не было замечено (да и кому нужно было?), что на жанровой глубине роман Дудинцева – сказка, с добрыми и злыми волшебниками, Надя – фея. Тогда говорили, что «Не хлебом единым» – социалистический реализм с человеческим лицом. Но социалистический реализм, как показала С. Кларк, лежит в русле сказочной поэтики. И на этом фоне у Дудинцева отнюдь не казались чужеродными, наоборот, впечатляли острые жизненные реалии.
Вот что мы прочитали на первой же странице романа:

«Прорвав дыру в большом картонном коробе, он (Дроздов) доставал оттуда ярко-оранжевые апельсины и рассовывал по карманам. Потом махнул кучеру и, грубо срывая корку с апельсина, заспешил к жене. Та спокойно приняла очищенный и слегка разделенный на дольки плод, и они пошли, наслаждаясь солнечным зимним днем. (…) Пропустив Дроздовых и выждав еще с минуту, ребята бросались на дорогу, на оранжевые корки, затоптанные в снег. С веселыми и удивленными криками они хватали и прятали яркое, пахучее чудо – таких корок еще никто не видывал в этом степном и недавно еще совсем глухом районе».

Трудно сейчас представить, каким нокаутом – после всех кубанских казаков и счастливых сталинских колхозников – были для читателей эти строчки.
Апельсины из Марокко – они потом пошли.

Увидев в лавке видеокассету, я удивился: кому это сейчас в России нужно? Посмотрев фильм, понял, почему он сделан. А сделан фильм неплохо – в зрительном ряду умело стилизован под советские сталинских же годов. Резко изменен конец. Конец у Дудинцева, говорили,  был в журнале смягченно переделан, услащен. В фильме в финале сделали солженицынскую шарашку: хорошо придумано, такие, как Лопаткин, и должны быть на шарашке. А то, что энтузиасты-зэки борются за неограниченный рабочий день, взято из повести И. Грековой «За проходной» - еще один оттепельный новомирский хит.

Самая концовка совсем хороша. Хороший начальник (в романе – Галицкий) привозит Надю с лопахинским (в романе - дроздовским) ребенком к шарашке, а его вызывает к себе в кабинет и разрешает подойти покурить к окну: «Там получше вид, чем из вашего подвала». Лопаткин видит Надю и ребенка, машет им рукой. Похоже, он скоро будет освобожден, но пока что смотрит на мир сквозь решетку.

Вот это и есть самая правда о России. Не дудинцевская и не солженицынская. И не говорухинская – «какую Россию мы потеряли». Мы ее, оказывается, не теряли, она всегда была и остается именно такой: вот-вот заживем, завтра реабилитация, уже в окошко покурить позволяют. Но решетку всё не снимают: Лопахины, эти коняги, всё одно пахать будут. Хуже другое: им не дают пахать, совсем как у Дудинцева.

Ситуация эта не советская, а русская, архетипическая. У Блока написано - «На поле Куликовом». Завтра, вроде бы, и победа. «Сейчас твой час настал: молись!»
Или у Блока же: «Опять, как в годы золотые, // Две стертых треплются шлеи». Главное русское слово – опять.

Дудинцев, оказалось, не злободневную книгу написал, ставшую знаком какого-то определенного времени, а на вечные русские времена. Вот почему она волнует в сегодняшнем воспроизведении.

Согласен: Блок для Дудинцева и Говорухина – слишком. Соразмернее – оттепельщик Наум Коржавин: «А кони всё скачут и скачут, // А избы горят и горят». Но ведь и Коржавин ложится – на Некрасова.

Мы не гении, но тема у всех одна.

Есть в Америке понятие – ностальгическое чтение. Таким чтением для меня надолго стал Дудинцев. Ассоциации, как говорится, узко биографические. Я уходил в армию в сентябре 1956-го, увидев уже обложку и содержание девятого номера «Нового мира». Потом из армии преждевременно, в марте следующего года, выбыл, попав под хрущевское «миллионное» сокращение. Так сказать, персональная оттепель. Первые же приятели, встреченные на улице, всё еще продолжали говорить о Дудинцеве.

Конечно, приятно было после армии погрузиться в такую атмосферу. В армии о Дудинцеве не говорили. Но и дедовщины не было.

Вот тут и решай: всё ли в России повторяется или становится хуже.

Парамонов Борис
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).