Похоже, что у «Шапито-шоу» успех уже случился. Во всяком случае, после первых показов на ММКФ об кино только и говорят, и мы очень рады за Марину Потапову, Сергея Лобана и за их друзей. Они успели ввязаться d большое дело, ужаснуться, отчаяться и спасти его, когда, казалось бы, надежд уже и не было.
Интересно, что сами создатели, как герои учебников по киноискусству, уже «перевернулись». Месяц назад мы спрашивали у них, зачем им нужен прокат, а тут они уже сами стали любимцами публики, и этот вопрос качественно изменился. Теперь не посмотреть «Шапито-шоу» западло.
Еще вот что говорил Лобан про перспективы фильма в прокате: «можно начинать с любой части фильма, там есть незавершенные линии. И если ты посмотрел только одну часть, ты выходишь из кинотеатра с чувством незавершенного гештальта, и завтра идешь на вторую серию. Существует стереотип в сознании, что все двухчастевые части проваливались. Но если проанализировать ситуацию, то это были просто плохие фильмы». В качестве примеров плохих фильмов он привел «Обитаемый остров» и «Параграф 78».
Ничего не боятся. Нахальные, кошмар. Когда намекнули, что в фильме «чувствуется влияние Звягинцева», Марина сказала, что сразу после появления Звягинцева они обратили на него самое пристальное внимание, потому что опознали в нем своего персонажа - эрзац-звезду, эрзац-Тарковского. И в этом качестве он на них влияние и оказал.
Марина и Сергей страдают оттого, что хищнический рынок не дает возможности заявляться двумя режиссерами - Лобан и Потапова. Марина картинки любит, а не буквы. Просто надо же кому-то писать сценарий. «Ненавижу тексты, бумагу. Ненавижу писать. Сценарий – это схема, каркас, он нужен для совершенно другого».
Они уверены, что делать фильм лучше самим, без продюсера, чтобы исключить давление. Чтоб не пересказывать все перипетии – можно сказать коротко: то, что «Шапито» добралось до экранов – чудо. В случае с «Шапито» подюсеры понимали, что вложенные деньги не вернуть, но хотели помочь состояться. Лобан вел себя так, будто такая возможность у них будет, но при монтаже получилось, что всем занимался сам. «Ты находишься в такой чудовищной мобилизации, когда кажется, что только одним способом можно это решить, чтобы все не рухнуло». Ну, в искусстве-то всегда так, если способов много, это уже не искусство.
Однако, при всей своей художественной изощренности эти «свои-2000» наивные как дети: удивлялись сколько, оказывается, надо платить за караоке-исполнения в фильме общеупотребительных песен. Надо же!
Петр Николаевич Мамонов для них настоящий отец родной и опекает их проекты, по-отечески ощущает ответственность. «Он прочитал первый вариант сценария и говорит: «все, я участвую, можно всем говорить». А это важно для инвестора. И у него был небольшой гонорар, по сравнению, скажем, с «Царем». Гонорары мы здесь палить, на всякий случай, не будем.
Мамонов формировал свою роль сам. Второй вариант сценария ему не понравился, и он шел по роли ощупью, потому что все изменилось. «Изначально это должен был быть простой мужичонка, а во втором – социально активный человек, другой совсем». На съемках он купил себе капитанскую фуражку, и ходил в ней «очень королевски». А еще подружился с хозяином дома, бывшим милиционером, рассказывал ему про фильм, тот был очень воодушевлен и предлагал поучаствовать деньгами.
Мы расспрашивали Сергея и Марину про «Свои-2000». Лобан сказал, что «это эфемерная конструкция», а Марина его поправила, сказала, что они оба-два все-таки центр группировки, и если они с ним разойдутся, то и группировка может исчезнуть.
Тут опять, значит, возвращаемся к хищническому рынку. Чем плохо, что у фильма заявлен один режиссер – за Лобаном закрепляется статус, и инвесторы нового фильма понимают, кому они дают деньги. Если первой заявить Потапову - ей деньги не доверят, получается, это будет ее первый фильм. Лобан - за то, чтобы фильм делался группой, и известность делилась поровну: «Я хочу, чтобы мы были как The Residence, но наши продюсеры настояли, чтобы на фильме написали мое имя, и мне это отвратительно. Но было бы нестрашно, если бы вообще не было авторства. А так получается подстава».
«Лобана наняли на работу, а «Свои-2000» для инвесторов - какая-то сомнительная организация, - сказала Марина. – Нам бы вообще юрист не помешал. Мы люди творческие…»
Про любимых режиссеров Сергей шутит, что ему нравится Фрэнк Капра. Марина хотела бы снимать, как Фассбиндер. Еще много называли фамилий, но это они, конечно, морочат голову, потому что делают фильм, как пойдет. А в этом и есть главное умение и, как любит говорить Ицкович, чуйка.
Оба они за то, чтобы во всем убирать посредников. Читают электронные книги и качают музыку из Интернета. Романтик Лобан считает, что в кино и политике тоже пропадут посредники: «святые люди встанут во главе государства. Это процесс стремительный и необратимый». Он думает, что политикам будет выгодно быть искренними, а не манипулировать людьми. В кино будет так: «кино как информация или история, ценности не должно представлять. Ценность имеет пребывание в кинотеатре». C интернетом одна проблема – там слишком много всего. Тут, по мнению, помогут всякие рекомендательные сервисы.
А сами они, «Свои-2000» открыли новый проект - naparapet.ru. Это система крауд-фандинга, вы регистрируетесь, создаете проект и говорите, что для этого нужно. А другие пользователи могут помочь деньгами или «жизнью», т.е. помогать, тратить свое время. Сами они намерены в будущем двигать свои проекты с помощью этого сайта. «Это исключит продюсера полностью, как категорию. Вся система построена по принципу инвестирования, за любую инвестицию предполагается отдача. Ты вкладываешься, и это твой сад, ты растишь проект, как ребенка». «Для зрителя эта ситуация круче, он может сам выбрать, какой фильм ему смотреть потом».
Лобан и Потапова – ненормальные, не обязательно даже их слушать, достаточно на них посмотреть. Поэтому им можно доверять. Уважаемые хищнические капиталисты, дайте им денег, они их потратят на новый фильм! Ненормальные же.