будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Борисова Марина

Новые времена

Новые времена
1000017939
фото: RCD. Offtop.ru

Начался фестиваль Шостаковича – один из масштабных проектов Московской филармонии этого сезона, который продлится до конца года и будет проходить на трех площадках — Большом и Малом залах консерватории и Концертном зале им. Чайковского. Как и  прошедший в январе Моцартовский фестиваль, Шостакович-фест сложился благодаря круглой дате —юбилею со дня рождения главного российского композитора 20-го века. Правильней было бы сказать – главного советского композитора, родившегося 25 сентября 1906 года.

Содержание фестиваля — инструментальная  музыка Шостаковича. Все крупные жанры минус музыкальный театр, по ведомству которого числятся жутковатая опера «Нос» по Гоголю, многострадальная опера «Леди Макбет Мценского уезда» (во второй редакции – «Катерина Измайлова») по Лескову и несколько балетов, комплиментарных по отношению к новому режиму – «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей». Горевать по поводу отсутствия произведений для сцены в филармонической афише не стоит – все, кроме «Носа» (сегодня он есть в репертуаре Мариинского театра), поставлено в последнее время в Большом театре, и пройдет на его Новой сцене как раз в сентябре. Главные карты филармонического феста соответствуют ведущим жанрам творчества Шостаковича: симфония, концерт, квартет. Квартеты обещаны все в исполнении Квартета им. Бородина, симфонии – в большинстве (11 из 15-ти) в исполнении коллективов, игравших мировые премьеры Шостаковича (БСО им. Чайковского с  Владимиром Федосеевым, ГАСОР им. Светланова с Мстиславом Ростраповичем, Оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича с Александром Дмитриевым).

Но, честно говоря, для того, чтобы сегодня понять, что значит Шостакович для искусства 20-го века и для нашей жизни в этом веке, хватило бы одних симфоний, даже будь их вдвое меньше. Их эмоциональная и смысловая насыщенность так велика, что требует дозировки: искусство такого замеса уже слишком контрастно гламурному блеску реальности. От века Шостаковича, ушедшего из жизни в 1975-м, нас отделяет не так уж много лет. Однако трудно сегодня представить композитора, сущностно столь далекого от нашего времени в своих фундаментальных проявлениях. Любой фрагмент музыки Шостаковича показывает, что еще четверть века назад симфоническая музыка понималась как нечто серьезное, пассионарное и драматическое, с помощью которого автор строил картину вселенной, изнуряя себя мучительными вопросами на тему «человек – мир».  В этом смысле Шостакович имел выдающего предшественника — австрийского композитора Густава Малера, который в своих девяти симфониях мучительно решал этот вопрос на экзистенциональном уровне. Шостакович жил в другое время и в другой стране, где вопрос жизни и смерти решался уже не в метафизическом, а в реальном значении: переживаемый европейским индивидуумом страх смерти превратился у советского homo sapiens  в биологический ужас перед жизнью. После того, как власть в знаменитой редакционной статье «Сумбур вместо музыки» выразила свою позицию по отношению к опере «Леди Макбет Мценского уезда» (Шостакович прочитал газету, выйдя из поезда погулять на промежуточной станции), страх стал базовым психологическим аспектом его творчества. В каком-то глубинном смысле его симфонии и квартеты представляют историю жизни человека в невыносимых для жизни обстоятельствах. Чтобы почувствовать сегодня, что испытали наши соотечественники в 20-м веке,  достаточно послушать хотя бы одну из симфоний Шостаковича – железный век проявлен в них так же безжалостно, как в «Реквиеме» Ахматовой.

Сегодня, когда музыка Шостаковича вышла из своего исторического контекста, мы сталкивается с принципиальным обстоятельством: воспроизведение нот превратилось в безболезненный, энергетически статичный процесс. Сказать, что это плохо,  недостаточно:  так играть Шостаковича невозможно. Музыкантов упрекнуть не в чем: болевые ощущение ушли из нашего  прагматичного,  устремленного к комфорту существования, а дирижеров, ответственных за пассионарность, возможно, не осталось. И если коллективы, с которыми Шостакович был когда-то кровно связан, не адекватны музыке, которую они играют, зачем они выходят на сцену?

На открытии фестиваля Оркестр Санкт-Петербургской филармонии исполнил Десятую симфонию. Неужели только для того, чтобы убедить, что оркестровое исполнительство в России переживает не самые лучшие времена?

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).