будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

О народности в искусстве

О народности в искусстве
kirill_kobrin_98

Отсвистел и отплясал очередной День Святого Патрика – по всему миру прошлись колонны развеселых забулдыг в зеленом и оранжевом, выпиты океаны «Гиннесса» и озера виски, бесшабашные Dubliners и Pogues в очередной раз поведали городу и миру о бродягах, пияницах и девушке из Дублина по имени Молли Мэлоун. Публика, как обычно, разделилась на две части – одни веселилась от души, другие ворчали по поводу придурковатого рекламного события, нарочно придуманного, чтобы втридорога сбыть излишки портера. Правы и те, и другие, конечно; однако в этот раз скептики нанесли удар в самое сердце Дня Святого Патрика.

            Нет-нет, они не усомнились в физическом существовании патрона Ирландии – этим занимаются только ученые, которые никак не могут договориться: то ли вовсе не было никакого Патрика, то ли их было двое, то ли население острова крестил некий епископ Палладий, а все лавры присвоил себе бесстыжий бритт. Такие споры обычных людей не занимают, и правильно – мы никогда не узнаем, существовал ли король Артур, Святой Патрик или Великий Гомер; надо иметь смирение и мужество сказать себе это слово: «ни-ко-гда». В конце концов, те, кто в Бога верует, в христианского конечно (точнее даже – в католического), должен верить и в существование Святого Патрика и во все его деяния, вроде изгнания из Ирландии змей и жаб. Кстати, пресмыкающихся там и вправду нет.  Тех же, кто не верует, или верует, но в других богов, вопрос историчности фигуры святого покровителя острова особенно не может занимать – это, так сказать, частная проблема, на любителя. Досужие люди (тоже своего рода святые) представят вам длинный список книг, статей и документов, перелопаченных ими в поисках истины, остальные лишь поднимут заздравные пинты. Или, опять-таки, не поднимут. Скажем, в этом году в каком-то городке в Нью-Гемпшире решили праздновать День Святого Патрика всухую – чтобы (а) не оскорблять общественную нравственность видом перепившихся горожан, (б) доказать, что истинному ирландцу (точнее – истинному американцу, еще точнее – истинному нью-гемпширцу) и без спиртного ништяк. Идея странная, если не сказать, вздорная – никто никого не заставляет праздновать этот день, не хочешь – не надо, не нравится вид нализавшихся земляков – не ходи в этот день в даунтаун. Но если уж хочешь – то почему тогда надо давиться кока-колой? Это же не детский утренник! Что же до представителей ислама, или скажем, буддизма, то им Святой Патрик не ближе и не дальше Саванароллы или Людовика XIV, так что их мнение в данном контексте не звучит.

            Удар был нанесен не по тому, кого вспоминают 17 марта, а по той музыке, которая при этом непременно звучит. На сайте британской «Гардиан» некто Эд Пауэр в своем блоге призывает: «Празднуете День Святого Патрика? Делайте это без Pogues…». Этот подрыватель основ задает невероятно актуальный (и столь же идиотский) вопрос: «Такие группы как Pogues и Dropkick Murphys известны во всем мире как создатели ”ирландского саунда”. Но насколько они аутентичны?». Здесь – еще не начав читать его текст – хочется задать вопрос этому умнику: «Аутентичны чему? Звукам, которые издавали друиды и филлиды? Песням угнетенных ирландцев XIX века? Фольклорным коллекциям романтических националистов времен fin-de-siecle? Музыке, звучащей в ”Улиссе”? Саунду The Dubliners или The Irish Rovers?». Но эти тонкости, в которых, между прочим, и заключается суть дела, нашего ругателя не интересует. Его занимает другое; собственно две идеи:

1.      Ирландские группы, играющие по всему миру «ирландскую музыку», не выражают подлинного «ирландского духа». Они, некоторым образом, «экспортный вариант», ансамбль «Березка», хор имени Пятницкого, оптом и в разнос торгующий «ирландскостью».

2.      Эти псевдонародные группы мешают всему миру наслаждаться истинной современной ирландской музыкой, командами, которые по-настоящему актуальны, космополитичны и не имеют никакого отношения к национальным стереотипам.

Что же, взгляд, хотя и варварский (на наш – не-ирландский – вкус), но отчасти верный. Современному аргентинцу явно надоело, что его непременно считают роковым танцором танго. Немца (кроме тех, кто сидит в биргартенах) не заставишь слушать баварские трели. Мы с вами вряд ли пойдем размахивать треухами на концерте Надежды Бабкиной в каком-нибудь немецком городе. Вообще, эта манера западных людей воспринимать нас – нынешних высокотехнологичных космополитов, цитирующих Тома Уэйтса или Сержа Гейнсбура на языке оригинала – в качестве носителей загадочной русской души, водки, селедки, толстоевского, сталенина и живаго горбачева, чудовищно раздражает. Точно также, как должно раздражать представление об американце, состоящем, на манер арчимбольдовых картин, из гамбургеров, элвиса, политкорректности и домика в пригороде. И раздражает. Только раздражаться здесь надо только на самого себя. О других-то мы именно так и думаем!

            Истинно народная музыка – это не фолк-консервы. Эта та музыка, которую сегодня поют люди определенной национальности, определенной страны или (как в случае с разъехавшимися по всему миру ирландцами) определенного языка. В отличие от дозвуказаписывающих времен, когда эти песни сочинял сам «народ» (что бы мы ни вкладывали в это понятие), сейчас их пишут специальные люди, те же Pogues, например. Они поют о сегодняшней жизни, о происшествиях в больших и маленьких городах, о пьянстве, любви, наркотиках, безденежье, о чем угодно. Даже когда такие люди исполняют действительно народные (традиционные) сочинения, сам нынешний контекст радикально меняет их содержание -- как скажем пиянственнейшая The Irish Rover, превращенная в анархо-алкоголический гимн всепьянейшим Шейном Макгоуэном. Или его же версия Dirty Old Town, которую всерьез подумывают сделать новым гимном Ирландии – в то время, как этот шедевр был написан английским собирателем и исполнителем фолка Эваном Макколом (и посвящен он североанглийскому шахтерскому городку). Ничего специфически ирландского здесь нет – в том смысле, какой любители «аутентичного» вкладывают в любое завывание на местном языке в сопровождении кельтской же арфы и скрипочки. Просто есть песни, их поют люди, в жилах которых течет кровь Кухулина и Пирса Броснана, и в этих песнях они рассказывают о детстве в Ирландии, о юности в каком-нибудь ужасном Шеффилде, о потасовках в мельбурнском баре, о Рождестве в Нью-Йорке, лучше которого нет ничего – достаточно послушать такое вот: http://www.youtube.com/watch?v=NrAwK9juhhY Этот беззубый шланг в черных очках и есть самая, что ни на есть, аутентичность. Какие тут, к черту, друиды?

См. также другие тексты автора:

  • Happy Monday
  • Печень модерниста
  • Заметки книжного червя
  • Великое покаяние
  • Чайки… чайки… чайки…
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).