будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Идлис Юлия

О поэтах и поэзии

О поэтах и поэзии
idlis.gif

Пора, наконец, признаться: я, прости господи, литератор. Хуже того – поэт. (Есть еще вариант «поэтесса», но об этом уже даже и говорить не хочется.) Как таковой, я принадлежу к явственно маргинальному сообществу, которое еще, к тому же, своей маргинальностью гордится. Ибо высокое искусство несовместимо с низкими практическими заботами, стремлением заработать и потратить, с легкой жизнью, с красивой жизнью… да и с жизнью вообще.

Маргинальность в искусстве автоматически ассоциируется с непродажностью, а непродажность в некоторых случаях выливается в воинствующую антикоммерцию. Пускай, мол, поэт лежит в канаве, ты, дескать, осуждать его не вправе. Дар слова не покупается и не продается, он вообще не для того, чтоб его трогать грязными руками, в которых перед этим лежали зеленые американские бумажки. Вся жизнь поэта – сплошная мука, ему не пристало есть, работать, ходить по магазинам. Он может только пить и гордо соглашаться: да, я – тунеядец.

Читая фамилию поэта на сборнике сколь угодно прекрасных стихов, мы готовы вообразить себе что угодно в обозначенном выше русле – от немытого и нечесаного пьяницы до сумасшедшего инженера. Но при этом мы совершенно не готовы принять то, чем видит поэта, например, налоговая инспекция: гражданина с таким-то доходом, собственностью, паспортными данными, пропиской и местом фактического проживания.

При этом общество в лице его глянца все время предпринимает попытки рассказать самому себе о существовании современных (живых!) поэтах. В идеале, конечно, встретить их в светской хронике какого-нибудь «Vogue»: «X, банкир; У, поэт». Но такой поэт у нас только один – А.А. Вознесенский. Остальные – которые тоже по умолчанию «поэты», вроде прошлогоднего лауреата одноименной премии Кушнера, - в светской хронике как-то не появляются. Поэтому вместо поэтов глянцевому обществу приходится довольствоваться образом поэта.

Образ поэта в глянце получается понятно, глянцевым. При этом визажисты, получив задание подготовить поэта для съемки, скептически осматривают его, про себя приходят к неутешительным выводам и начинают свой сизифов труд, засучив рукава. Потом, положив последний мазок грима на лицо многострадального литератора, визажисты восхищаются: надо же, какой(ая) красивый(ая) получился(ась). Потому что поэт – это человек, который не обязан быть красивым (а если он – да, так это бог неожиданно помог визажисту), носить стандартный размер одежды (а если он – да, так это бог протянул руку помощи стилисту), быть адекватным и социализированным (а если он – да, так это бог услышал молитвы администратора съемки). 

И снимают поэтов – за всякими исключениями деловых, работающих или как минимум взрослых и разумных людей – в каких-то странных позах, с заломленными руками и запрокинутой головой («Афиша»), с цирковыми зонтиками, воздушными шариками, на рельсах («Домовой»), в стилизованных одеждах («Vogue») и еще бог знает как. Страшно подумать, что пришлось бы пережить героям этих съемок, если бы фантазия фотографов и стилистов не удержалась в рамках приличия. Впрочем, их тоже можно понять: снимать поэтов в естественных условиях – это как фотографировать порнозвезд на паспорт. Все время кажется, что по-настоящему их характеризует не лицо, а тот ракурс, который мы запомнили из подросткового видео.

А снимать поэтов надо, потому что в последнее время они входят в моду вместе с советским ретро – и примерно на тех же правах. Широкая публика, насмотревшись «В круге первом» и наслушавшись телепередач о неподцензурной поэзии, самиздате, стадионах Евтушенко и Нобелевской премии Бродского, хочет всего этого – вместе с отделанным под подвалы Лубянки модным кафе и коллекцией советского фарфора на этажерке. 

В этом качестве маргинальное сообщество поэтов – стильное дополнение к любому светскому событию, вроде презентации глянцевого журнала «Biangel» или музыкального фестиваля «Крещендо». Классическая музыка, государственная инициатива, овеянная легендами Серебряного века «Бродячая собака», степенная публика, готовая увидеть непонятных людей, путающих перчатки, говорящих метафорами, то и дело срывающихся на трагический шепот… Людей, к которым приближаются с опаской, потому что непонятно, как их употреблять в современном обществе. 

О чем с ними разговаривать – непонятно. У романиста еще можно спрашивать про тиражи, продажу прав на экранизацию, гонорары и общественную жизнь. А у поэта??? Не про извивы же поэтического языка, в самом деле. Что обычному человеку-то с этих извивов.

При этом престиж поэзии как занятия (а не как продукта) в современном обществе необычайно высок, несмотря на мизерные тиражи поэтических сборников и камерность литературной жизни в большом городе. Тот же визажист в перерыве между взмахами кисточкой благоговейно спрашивал меня: «А ты стихи пишешь, да? Вот здорово… Я в детстве тоже стихи писал…» - «а стал, прости господи, визажистом», так и читается в его глазах. 

Тем, кто «снаружи», как всегда, кажется, что сообщество маргиналов таит в себе неизъяснимые прелести для посвященных, в то время как маргиналы-то изо всех сил пытаются притвориться такими же, которые снаружи, и представляются кто журналистом, кто копирайтером, кто врачом, кто менеджером, а вовсе не загадочным «поэтом». 

А это, в свою очередь, вызывает страшное разочарование у общества, которое хочет иметь полноценных маргиналов, а не очередных менеджеров среднего звена. Ибо вопрос «как вы зарабатываете?», обращенный к «поэту», звучит, по меньшей мере, странно. Это все равно что у ангела спросить, где он берет свой кусок амброзии с нектаром. Уж конечно, он его получает не за то, что пишет колонки про маргинальное сообщество поэтов, а вовсе за другое. За что-нибудь неземное и таинственное, которого мы и не видели никогда. 

См. также: статью Лизы Биргер "Молодые и некрасивые"

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).