будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура

О том, как негатив вокруг картины иногда помогает, о силе любви и о многом другом

Заведующий кафедрой "Прагматика культуры" ГУ ВШЭ; управляющий рекомендательным сервисом "Имхонет"; глава Фонда научных исследований «Прагматика культуры» Александр Долгин с помощью данных "Имхонета" рассказывает об особенностях восприятия публикой фильма "Утомленные солнцем - 2"  Никиты Михалкова. Вопросы задавал Олег Попов.

Что Вы можете сказать об «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова?

Фильм трудно принят зрителями и критиками – интересно разобраться, почему так вышло. Ведь Михалков – автор большого числа высокорейтинговых и знаковых картин: «Свой среди чужих…», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров»…

И вдруг такой низкий зрительский рейтинг – что-то около «пятерки» по десятибалльной шкале, т.е. «средне». Ни один из предыдущих фильмов режиссера не съезжал до такой отметки. И ведь известно, что «Утомленные солнцем 2» не какая-нибудь его проходная вещица, а работа с полной выкладкой.

Распределение оценок по фильмам Н.Михалкова
ГодНазвание фильмаРаспределение оценокСредняя оценка
2010Утомленные солнцем 25,2
2007127,6
2005Статский советник7,1
1998Сибирский цирюльник7,2
1994Утомленные солнцем7,3
1993Анна: От шести до восемнадцати6,9
1991Урга: территория любви7,2
1990Автостоп6,8
1987Очи черные7,2
1983Без свидетелей8,2
1981Родня8,0
1979Несколько дней из жизни Обломова8,10
1978Пять вечеров8,4
1977Неоконченная пьеса для механического пианино8,2
1975Раба любви7,8
1974Свой среди чужих, чужой среди своих8,2

В своих рассуждениях я исхожу из статистики зрительских оценок и отзывов на рекомендательном портале Имхонет. Обычные рейтинги мало чем способны помочь в столь сложной ситуации. Необходима тонкая информация, в частности, распределение оценок, чтобы было видно, какой процент зрителей как «проголосовал» за фильм. И не просто количество тех или иных баллов – нужно понимать, кто именно какую оценку поставил. На Имхонете каждый балл «привязан» к профилю пользователя, это позволяет рассматривать суждение в контексте прочих высказываний человека, его интересов и социо-демографических данных. Благодаря этому же видны группы людей, стоящих за тем или иным отношением к фильму, понятна логика действий.

В частности, можно разложить все оценки «Утомленных солнцем-2», на те, что поставили поклонники Михалкова и его недоброжелатели. Это возможно благодаря тому, что на Имхонете есть раздел «Персоны» где пользователи оценивают известных людей. У Михалкова здесь отчетливо положительная статистика:

Распределение оценок по Н.Михалкову в разделе «Персоны»

Как оценивают фильм «Утомленные солнцем 2» поклонники Михалкова и его недоброжелатели?

Невооруженным глазом видно, что отношение к личности переносится на творчество. Фильму влепили необычайно много «колов» (что означает «хуже не бывает») – явное следствие переноса отношения к Михалкову как деятелю культуры на оценку снятой им картины. Следствием стала сбитая вниз средняя оценка.

Вот как воспринимают фильм люди разных возрастов, мужчины и женщины…

Наиболее критичны к фильму зрители от 35 и старше. Женщины приняли фильм заметно лучше, чем мужчины.

Кривая оценок по «Утомленным солнцем-2» не имеет ярко выраженного максимума, это случай так называемого «равномерного распределения». Пару слов о том, что это значит. Аналитиками Имхонета разработана классификация фильмов на основании двух показателей: 1) усредненной оценки кинозрителей, 2) плотности распределения оценок – попросту говоря, насколько единодушно люди выставляют тот или иной балл (в математике это называется разбросом). В зависимости от среднего балла выделяются пять категорий фильмов:

  • выдающиеся,
  • высокооцененые,
  • среднеоцененные,
  • низкооцененные,
  • предельно низкооцененные.

(Выдающиеся фильмы имеют среднюю оценку от «восьмерки» и выше, а отстойные – ниже 3.5)

В случае среднеоцененного кино в зависимости от единодушия оценок зрителей встречаются два подвида:

  1. равномерное распределение оценок (когда разные зрители поровну выставляют баллы от 1 до 10,
  2. двухполюсное распределение – с полярными оценками (когда одни наставили «троек», другие «девяток»).

Интересующий нас фильм Михалкова оказывается где-то между этих двух вариантов.

Распределение оценок по фильму «Утомленные солнцем 2»

Вообще равномерное распределение оценок характерно для картин, неоднозначно воспринятых публикой. Часто это артхаус, который кто-то понял, кто-то – нет. Либо фильмы, затрагивающие острые социальные темы, поляризующие общество. Пример последнего – «Борат», собравший внушительную кассу при такой же средней, как у Михалкова, оценке.

Распределение оценок по фильму «Борат»

С премьерного показа потянулся "негативный" медиа-шлейф. Как он повлиял на отношение к фильму в целом?

Он спровоцировал социально желательное отношение к фильму как к чему-то нежелательному. Проще говоря, «Утомленных солнцем 2» стало модно ругать.

Каково Ваше собственное, зрительское, отношение к фильму?

Мне негатив вокруг картины скорее помог: ожидания не были завышены, поэтому все сильное, все получившееся в фильме воспринималось как бонус. У меня твердое ощущение, что производство этой ленты – история не про халяву, а про самоотдачу. Что это гамбургская попытка. Прямое, не ерническое художественное высказывание сегодня продуцировать особенно сложно. (Параллели с тарантиновскими ублюдками, звучащие в профессиональной критике, на мой взгляд, не корректны.) Многие сочли фильм неудачным, я – нет. Это не значит, что меня так уж проняла финальная сцена с умирающим от ран девственником, но подобные «пережатые», слезоточивые эпизоды погоды не делали. На них можно закрыть глаза. Не забудем и об алиби блокбастера, а «Утомленные солнцем 2» – это блокбастер. И оценивать его нужно – как продукт для многих. По законам жанра блокбастер – слоеный пирог из месседжей, рассчитанных на разное восприятие. Это своего рода «Катюша» для пальбы по социальным площадям. Отчасти он тем и интересен – возможностью отрефлексировать высказывание, адресованное не тебе, а Другому, и понять этого Другого через предложенный ему уровень.

А в рецензиях, сформировавших негативное отношение к фильму, акценты, на мой взгляд, расставлены нарочито просто. Это примета времени: всякую проблему, всякое переплетенье сил и правд сводить к полярным высказываниям, к одномерной логике. Таково следствие переноса демократии на культуру, когда один человек – один голос. Поскольку публика, в своей массе, воспринимает простые конструкции и не воспринимает сложные, критики, как многие публичные глашатаи, склонны идти у нее на поводу. Добро бы упрощение было шагом навстречу аудитории, но вульгаризация и обеднение мысли стали нормой в обществоведческих профессиональных кругах. Однако я, кажется, вторгся на чуждую мне территорию субъективности.

Можно ли государству как-то использовать базу рекомендательного сервиса, если она эксплицирует отношение общества?

Это и можно, и нужно делать. Восприятие потребителей должно стать базой для культурной политики. Это ведь ни много ни мало – инструмент обратной связи между производителем и потребителем. Вот главное, чего не достает культуре и другим общественным секторам! Вот обо что, в частности, споткнулся БОР (бюджет, ориентированный на результат), который пыталось внедрить правительство. Чтобы работать на результат, нужно договориться о том, что под ним понимать! А этого так никто до сих пор и не понимает.

Я предлагаю считать результатом впечатление/влияние, которое культурный продукт оказывает на потребителя. Данные, накапливающиеся в соцсетях в интернете, в частности на Имхонете, позволяют замерить этот ранее неуловимый показатель. Например, когда государство решает, кому давать деньги на производство кино, оно может опереться на отношение зрителей к предыдущим работам данного режиссера/продюсера. А не только на рейтинги и кассовые сборы. Последние отражают скорее то, что люди пошли в кино, чем то, что они оттуда вынесли. Бокс-офис – неверный ориентир. Это видно, например, по «Самому лучшему фильму», у которого сборы были лучше некуда, а средняя оценка на Имхонете «очень плохо». Звездные исполнители и промо-бюджет перевесили качество. Кстати, ни то ни другое не сработало на «Самом лучшем фильме 2», который едва отбил затраты на производство.

Распределение оценок зрителей по «Самому лучшему фильму»

Распределение оценок зрителей по «Самому лучшему фильму 2»

Бюджеты «Самого лучшего фильма» и «Самого лучшего фильма 2»
НазваниеГодБюджет фильма, $Кассовые сборы в мире, $Средняя оценка
Самый лучший фильм20084 500 00030 496 6953,5
Самый лучший фильм 2200910 000 00012 830 0253,3

Во главу угла должен быть поставлен показатель, который я называю силой любви. Попросту говоря, это сумма положительных оценок зрителей, т.е. тех, кому фильм понравился. Ведь именно на них он повлиял – оказал некий эффект, важный для культурной политики. Остальные прошли мимо. Абсурдно складывать позитивные суждения с негативными и усреднять. Мало ли почему кому-то что-то не нравится, может оно в принципе этому человеку не подходит!? В таком случае качество произведения может быть совершенно не причем. Культурный продукт не обязан тотально нравиться. Иначе будет поставлен крест на авангардном, поисковом, дискуссионном кино, двигающем отрасль. Целевая группа и эффект от кино, которого может ожидать государство, измеряются не в целом по поголовью, а по той части общества, которую этот фильм взволновал, встряхнул. (Под этим углом зрения, при желании, можно выявить и аудиторию Михалкова.)

Механизмы финансирования как стержень культурной политики должны быть завязаны на обратную связь между произведением и его аудиторией, на репутацию производителя, строящуюся на основании постфактумных оценок, скапливающихся в соцсетях третьего поколения. Фильм должен фокусировать на себе внимание целевых групп и кругов – их состав и величина могут приниматься в расчет при разработке культурной политики.

При субсидировании кино важен баланс индикаторов: выручка, обратная связь с потребителями, мнение экспертов... Крен в сторону какого-либо одного из этих показателей дезавуирует любые благие намерения.

Производство знаковых отечественных фильмов по годам
Примеры знаковых отечественных фильмов
Название фильмаСредняя оценка
1966
Андрей Рублев8,66
Берегись автомобиля8,14
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика8,36
1967
Три тополя на Плющихе8,14
Хроника пикирующего бомбардировщика8,35
1968
Бриллиантовая рука8,49
Доживем до понедельника8,25
Еще раз про любовь8,18
Золотой теленок8,23
На войне как на войне8,44
Служили два товарища8,26
Старая, старая сказка8,15
Малыш и Карлсон8,39
Фильм, фильм, фильм8,22
1969
Не горюй!8,14
Ну, погоди!8,23
Преступление и наказание8,15
Винни-Пух8,59
1970
Бег8,47
Городской романс8,46
Жил певчий дрозд8,54
1971
12 стульев8,14
Джентльмены удачи8,37
Долгие проводы8,34
Офицеры8,51
Проверка на дорогах8,30
Винни-Пух идет в гости8,65
1972
,,, А зори здесь тихие8,47
Большая перемена8,18
Горячий снег8,12
Солярис8,21
Опасный поворот8,42
Винни-Пух и день забот8,61
1973
Бременские музыканты8,20
В бой идут одни "старики"8,61
Иван Васильевич меняет профессию8,58
Плохой хороший человек8,24
Семнадцать мгновений весны8,30
1974
Зеркало8,50
Свой среди чужих, чужой среди своих8,26
Безумный день или женитьба Фигаро8,32
Звезда пленительного счастья8,19
1975
Ирония судьбы, или С легким паром!8,12
Они сражались за Родину8,42
Ежик в тумане8,31
1976
12 стульев8,20
20 дней без войны8,38
Аты - баты, шли солдаты…8,41
Белый Бим Черное ухо8,28
Восхождение8,69
Дни Турбиных8,35
Неоконченная пьеса для механического пианино8,25
Котенок по имени Гав8,11
1977
По семейным обстоятельствам8,34
Подранки8,30
Служебный роман8,46
1978
Обыкновенное чудо8,44
Пять вечеров8,39
Трое из Простоквашино8,43
1979
Клуб самоубийц или приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля)8,10
Место встречи изменить нельзя8,62
Москва слезам не верит8,48
Несколько дней из жизни И, И, Обломова8,14
Отпуск в сентябре8,43
Сталкер8,36
Тот самый Мюнхгаузен8,47
Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Знакомство, Кровавая надпись)8,64
1980
Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Король шантажа, Охота на тигра, Смертельная схватка)8,54
Каникулы в Простоквашино8,43
1981
Мужики!8,11
Тайна третьей планеты8,12
Жил-был пес8,95
Пластилиновая ворона8,40
1982
Покровские ворота8,47
Полеты во сне и наяву8,16
1983
Пацаны8,19
Юнона и Авось8,48
Падал прошлогодний снег8,78
1984
Жестокий романс8,17
Любовь и голуби8,32
Мой друг Иван Лапшин8,30
Формула любви8,36
1985
Иди и смотри8,13
1986 
Кин-дза-дза!8,14
1987
Завтра была война8,38
Асса7,80
Холодное лето пятьдесят третьего8,20
1988
Собачье сердце8,66
1991
Облако-рай8,12
1997
Вор7,60
Брат7,70
1998
Окраина8,20
2003
Идиот8,18
2006
Остров8,22
2007
Ликвидация8,14

Статистика подготовлена Артемом Лебедевым, Игорем Захаровым (Имхонет).

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).