Заведующий кафедрой "Прагматика культуры" ГУ ВШЭ; управляющий рекомендательным сервисом "Имхонет"; глава Фонда научных исследований «Прагматика культуры» Александр Долгин с помощью данных "Имхонета" рассказывает об особенностях восприятия публикой фильма "Утомленные солнцем - 2" Никиты Михалкова. Вопросы задавал Олег Попов.
Фильм трудно принят зрителями и критиками – интересно разобраться, почему так вышло. Ведь Михалков – автор большого числа высокорейтинговых и знаковых картин: «Свой среди чужих…», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров»…
И вдруг такой низкий зрительский рейтинг – что-то около «пятерки» по десятибалльной шкале, т.е. «средне». Ни один из предыдущих фильмов режиссера не съезжал до такой отметки. И ведь известно, что «Утомленные солнцем 2» не какая-нибудь его проходная вещица, а работа с полной выкладкой.
Год | Название фильма | Распределение оценок | Средняя оценка |
2010 | Утомленные солнцем 2 | ![]() | 5,2 |
2007 | 12 | ![]() | 7,6 |
2005 | Статский советник | ![]() | 7,1 |
1998 | Сибирский цирюльник | ![]() | 7,2 |
1994 | Утомленные солнцем | ![]() | 7,3 |
1993 | Анна: От шести до восемнадцати | ![]() | 6,9 |
1991 | Урга: территория любви | ![]() | 7,2 |
1990 | Автостоп | ![]() | 6,8 |
1987 | Очи черные | ![]() | 7,2 |
1983 | Без свидетелей | ![]() | 8,2 |
1981 | Родня | ![]() | 8,0 |
1979 | Несколько дней из жизни Обломова | ![]() | 8,10 |
1978 | Пять вечеров | ![]() | 8,4 |
1977 | Неоконченная пьеса для механического пианино | ![]() | 8,2 |
1975 | Раба любви | ![]() | 7,8 |
1974 | Свой среди чужих, чужой среди своих | ![]() | 8,2 |
В своих рассуждениях я исхожу из статистики зрительских оценок и отзывов на рекомендательном портале Имхонет. Обычные рейтинги мало чем способны помочь в столь сложной ситуации. Необходима тонкая информация, в частности, распределение оценок, чтобы было видно, какой процент зрителей как «проголосовал» за фильм. И не просто количество тех или иных баллов – нужно понимать, кто именно какую оценку поставил. На Имхонете каждый балл «привязан» к профилю пользователя, это позволяет рассматривать суждение в контексте прочих высказываний человека, его интересов и социо-демографических данных. Благодаря этому же видны группы людей, стоящих за тем или иным отношением к фильму, понятна логика действий.
В частности, можно разложить все оценки «Утомленных солнцем-2», на те, что поставили поклонники Михалкова и его недоброжелатели. Это возможно благодаря тому, что на Имхонете есть раздел «Персоны» где пользователи оценивают известных людей. У Михалкова здесь отчетливо положительная статистика:
Распределение оценок по Н.Михалкову в разделе «Персоны»
Невооруженным глазом видно, что отношение к личности переносится на творчество. Фильму влепили необычайно много «колов» (что означает «хуже не бывает») – явное следствие переноса отношения к Михалкову как деятелю культуры на оценку снятой им картины. Следствием стала сбитая вниз средняя оценка.
Вот как воспринимают фильм люди разных возрастов, мужчины и женщины…
Наиболее критичны к фильму зрители от 35 и старше. Женщины приняли фильм заметно лучше, чем мужчины.
Кривая оценок по «Утомленным солнцем-2» не имеет ярко выраженного максимума, это случай так называемого «равномерного распределения». Пару слов о том, что это значит. Аналитиками Имхонета разработана классификация фильмов на основании двух показателей: 1) усредненной оценки кинозрителей, 2) плотности распределения оценок – попросту говоря, насколько единодушно люди выставляют тот или иной балл (в математике это называется разбросом). В зависимости от среднего балла выделяются пять категорий фильмов:
(Выдающиеся фильмы имеют среднюю оценку от «восьмерки» и выше, а отстойные – ниже 3.5)
В случае среднеоцененного кино в зависимости от единодушия оценок зрителей встречаются два подвида:
Интересующий нас фильм Михалкова оказывается где-то между этих двух вариантов.
Распределение оценок по фильму «Утомленные солнцем 2»
Вообще равномерное распределение оценок характерно для картин, неоднозначно воспринятых публикой. Часто это артхаус, который кто-то понял, кто-то – нет. Либо фильмы, затрагивающие острые социальные темы, поляризующие общество. Пример последнего – «Борат», собравший внушительную кассу при такой же средней, как у Михалкова, оценке.
Распределение оценок по фильму «Борат»
Он спровоцировал социально желательное отношение к фильму как к чему-то нежелательному. Проще говоря, «Утомленных солнцем 2» стало модно ругать.
Мне негатив вокруг картины скорее помог: ожидания не были завышены, поэтому все сильное, все получившееся в фильме воспринималось как бонус. У меня твердое ощущение, что производство этой ленты – история не про халяву, а про самоотдачу. Что это гамбургская попытка. Прямое, не ерническое художественное высказывание сегодня продуцировать особенно сложно. (Параллели с тарантиновскими ублюдками, звучащие в профессиональной критике, на мой взгляд, не корректны.) Многие сочли фильм неудачным, я – нет. Это не значит, что меня так уж проняла финальная сцена с умирающим от ран девственником, но подобные «пережатые», слезоточивые эпизоды погоды не делали. На них можно закрыть глаза. Не забудем и об алиби блокбастера, а «Утомленные солнцем 2» – это блокбастер. И оценивать его нужно – как продукт для многих. По законам жанра блокбастер – слоеный пирог из месседжей, рассчитанных на разное восприятие. Это своего рода «Катюша» для пальбы по социальным площадям. Отчасти он тем и интересен – возможностью отрефлексировать высказывание, адресованное не тебе, а Другому, и понять этого Другого через предложенный ему уровень.
А в рецензиях, сформировавших негативное отношение к фильму, акценты, на мой взгляд, расставлены нарочито просто. Это примета времени: всякую проблему, всякое переплетенье сил и правд сводить к полярным высказываниям, к одномерной логике. Таково следствие переноса демократии на культуру, когда один человек – один голос. Поскольку публика, в своей массе, воспринимает простые конструкции и не воспринимает сложные, критики, как многие публичные глашатаи, склонны идти у нее на поводу. Добро бы упрощение было шагом навстречу аудитории, но вульгаризация и обеднение мысли стали нормой в обществоведческих профессиональных кругах. Однако я, кажется, вторгся на чуждую мне территорию субъективности.
Это и можно, и нужно делать. Восприятие потребителей должно стать базой для культурной политики. Это ведь ни много ни мало – инструмент обратной связи между производителем и потребителем. Вот главное, чего не достает культуре и другим общественным секторам! Вот обо что, в частности, споткнулся БОР (бюджет, ориентированный на результат), который пыталось внедрить правительство. Чтобы работать на результат, нужно договориться о том, что под ним понимать! А этого так никто до сих пор и не понимает.
Я предлагаю считать результатом впечатление/влияние, которое культурный продукт оказывает на потребителя. Данные, накапливающиеся в соцсетях в интернете, в частности на Имхонете, позволяют замерить этот ранее неуловимый показатель. Например, когда государство решает, кому давать деньги на производство кино, оно может опереться на отношение зрителей к предыдущим работам данного режиссера/продюсера. А не только на рейтинги и кассовые сборы. Последние отражают скорее то, что люди пошли в кино, чем то, что они оттуда вынесли. Бокс-офис – неверный ориентир. Это видно, например, по «Самому лучшему фильму», у которого сборы были лучше некуда, а средняя оценка на Имхонете «очень плохо». Звездные исполнители и промо-бюджет перевесили качество. Кстати, ни то ни другое не сработало на «Самом лучшем фильме 2», который едва отбил затраты на производство.
Распределение оценок зрителей по «Самому лучшему фильму»
Распределение оценок зрителей по «Самому лучшему фильму 2»
Название | Год | Бюджет фильма, $ | Кассовые сборы в мире, $ | Средняя оценка |
Самый лучший фильм | 2008 | 4 500 000 | 30 496 695 | 3,5 |
Самый лучший фильм 2 | 2009 | 10 000 000 | 12 830 025 | 3,3 |
Во главу угла должен быть поставлен показатель, который я называю силой любви. Попросту говоря, это сумма положительных оценок зрителей, т.е. тех, кому фильм понравился. Ведь именно на них он повлиял – оказал некий эффект, важный для культурной политики. Остальные прошли мимо. Абсурдно складывать позитивные суждения с негативными и усреднять. Мало ли почему кому-то что-то не нравится, может оно в принципе этому человеку не подходит!? В таком случае качество произведения может быть совершенно не причем. Культурный продукт не обязан тотально нравиться. Иначе будет поставлен крест на авангардном, поисковом, дискуссионном кино, двигающем отрасль. Целевая группа и эффект от кино, которого может ожидать государство, измеряются не в целом по поголовью, а по той части общества, которую этот фильм взволновал, встряхнул. (Под этим углом зрения, при желании, можно выявить и аудиторию Михалкова.)
Механизмы финансирования как стержень культурной политики должны быть завязаны на обратную связь между произведением и его аудиторией, на репутацию производителя, строящуюся на основании постфактумных оценок, скапливающихся в соцсетях третьего поколения. Фильм должен фокусировать на себе внимание целевых групп и кругов – их состав и величина могут приниматься в расчет при разработке культурной политики.
При субсидировании кино важен баланс индикаторов: выручка, обратная связь с потребителями, мнение экспертов... Крен в сторону какого-либо одного из этих показателей дезавуирует любые благие намерения.
Название фильма | Средняя оценка |
1966 | |
Андрей Рублев | 8,66 |
Берегись автомобиля | 8,14 |
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика | 8,36 |
1967 | |
Три тополя на Плющихе | 8,14 |
Хроника пикирующего бомбардировщика | 8,35 |
1968 | |
Бриллиантовая рука | 8,49 |
Доживем до понедельника | 8,25 |
Еще раз про любовь | 8,18 |
Золотой теленок | 8,23 |
На войне как на войне | 8,44 |
Служили два товарища | 8,26 |
Старая, старая сказка | 8,15 |
Малыш и Карлсон | 8,39 |
Фильм, фильм, фильм | 8,22 |
1969 | |
Не горюй! | 8,14 |
Ну, погоди! | 8,23 |
Преступление и наказание | 8,15 |
Винни-Пух | 8,59 |
1970 | |
Бег | 8,47 |
Городской романс | 8,46 |
Жил певчий дрозд | 8,54 |
1971 | |
12 стульев | 8,14 |
Джентльмены удачи | 8,37 |
Долгие проводы | 8,34 |
Офицеры | 8,51 |
Проверка на дорогах | 8,30 |
Винни-Пух идет в гости | 8,65 |
1972 | |
,,, А зори здесь тихие | 8,47 |
Большая перемена | 8,18 |
Горячий снег | 8,12 |
Солярис | 8,21 |
Опасный поворот | 8,42 |
Винни-Пух и день забот | 8,61 |
1973 | |
Бременские музыканты | 8,20 |
В бой идут одни "старики" | 8,61 |
Иван Васильевич меняет профессию | 8,58 |
Плохой хороший человек | 8,24 |
Семнадцать мгновений весны | 8,30 |
1974 | |
Зеркало | 8,50 |
Свой среди чужих, чужой среди своих | 8,26 |
Безумный день или женитьба Фигаро | 8,32 |
Звезда пленительного счастья | 8,19 |
1975 | |
Ирония судьбы, или С легким паром! | 8,12 |
Они сражались за Родину | 8,42 |
Ежик в тумане | 8,31 |
1976 | |
12 стульев | 8,20 |
20 дней без войны | 8,38 |
Аты - баты, шли солдаты… | 8,41 |
Белый Бим Черное ухо | 8,28 |
Восхождение | 8,69 |
Дни Турбиных | 8,35 |
Неоконченная пьеса для механического пианино | 8,25 |
Котенок по имени Гав | 8,11 |
1977 | |
По семейным обстоятельствам | 8,34 |
Подранки | 8,30 |
Служебный роман | 8,46 |
1978 | |
Обыкновенное чудо | 8,44 |
Пять вечеров | 8,39 |
Трое из Простоквашино | 8,43 |
1979 | |
Клуб самоубийц или приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) | 8,10 |
Место встречи изменить нельзя | 8,62 |
Москва слезам не верит | 8,48 |
Несколько дней из жизни И, И, Обломова | 8,14 |
Отпуск в сентябре | 8,43 |
Сталкер | 8,36 |
Тот самый Мюнхгаузен | 8,47 |
Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Знакомство, Кровавая надпись) | 8,64 |
1980 | |
Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Король шантажа, Охота на тигра, Смертельная схватка) | 8,54 |
Каникулы в Простоквашино | 8,43 |
1981 | |
Мужики! | 8,11 |
Тайна третьей планеты | 8,12 |
Жил-был пес | 8,95 |
Пластилиновая ворона | 8,40 |
1982 | |
Покровские ворота | 8,47 |
Полеты во сне и наяву | 8,16 |
1983 | |
Пацаны | 8,19 |
Юнона и Авось | 8,48 |
Падал прошлогодний снег | 8,78 |
1984 | |
Жестокий романс | 8,17 |
Любовь и голуби | 8,32 |
Мой друг Иван Лапшин | 8,30 |
Формула любви | 8,36 |
1985 | |
Иди и смотри | 8,13 |
1986 | |
Кин-дза-дза! | 8,14 |
1987 | |
Завтра была война | 8,38 |
Асса | 7,80 |
Холодное лето пятьдесят третьего | 8,20 |
1988 | |
Собачье сердце | 8,66 |
1991 | |
Облако-рай | 8,12 |
1997 | |
Вор | 7,60 |
Брат | 7,70 |
1998 | |
Окраина | 8,20 |
2003 | |
Идиот | 8,18 |
2006 | |
Остров | 8,22 |
2007 | |
Ликвидация | 8,14 |
Статистика подготовлена Артемом Лебедевым, Игорем Захаровым (Имхонет).