Несколько лет назад (для сетевого пространства это огромный срок, он может разделять вехи, в которые господствовали совершенно различные модели) российская интернет-общественность так же дружно, как ныне во время голосование за дурацкие вопросы президенту Путину, подсела на «Масяню». Нарисованная комичным увальнем Олегом Куваемым инвалидообразная девочка с нитками вместо конечностей на какое-то время безраздельно завладела сознанием сетян. Самый адекватный показатель популярности сетевого явления – это распространение его в «оффлайновой» среде, так вот, подобно тому как сейчас изо всех информационных щелей бьет напористый «превед», в самом начале двухтысячных офисные коридоры сотрясало дружное «пойдем-ка покурим-ка» да «на полчасика, по-любому».
Признаться честно, автору никогда не были ясны коренные причины феноменальной популярности «Масяни». Безвкусный, наспех и топорно сделанный мультик и его омерзительная героиня еще могли претендовать на достойное место в какой-нибудь галерее «падонкаф», но вот на роль «русских Бивиса и Батхеда» (как гласил привязавшийся к «Масяне» медийный штамп) не годились никак. Сейчас, когда шумиха сошла на нет, вещи видятся яснее. «Масяня» благополучно пережила свой звездный час, побывала в роли яблока раздора между коммерческими структурами, эпизодически засветилась на телевидении, теперь, перед окончательным уходом на пенсию, отправилась покорять всеядную Украину. Однако, помня не слишком удачный опыт показа мультика по нашему телевидению, можно предположить, что и в украинском телепространстве судьба Масяни сложится не безоблачно.
Во многом это объясняется разнницей в аудиториях: политкорректный праймтаймовый телезритель не чета панкующему интернетчику. Но популярность «Масяни» определяла в первую очередь именно специфика канала распространения. По сути, куваевский мульт был первым в своем роде виртуальным флэшмобом, когда постоянно сталкивающиеся друг с другом в быту люди (например, коллеги или однокурсники) обнаруживали, что собеседник щеголяет знакомыми приколами и цитатами, а значит, тоже накануне вечером залез на тот самый сайт и скачал очередную серию. В случае с телевизором, который организованно смотрят миллионы обывателей, эффект посвященности совсем не так впечатляющ. Поэтому рост популярности сетевой анимации определяют те же законы, что привели к распространению блогов, цифровой музыки и сетевых игр.
Еще один момент, определивший становление интернет-мультиков как явления – это техническая составляющая. Для начала, мультфильмы в Сеть могут попадать самым примитивным образом, когда с традиционных видеоносителей они оцифровываются и выкладываются на сайт обычно в малоприметном архиве, чтобы не возникало проблем с гипотетическими правообладателями. Несмотря на некоторую вторичность, явление это довольно широко распространилось на волне всеобщей оцифровки культурных ценностей. Особым спросом выложенные в интернете мультики пользуются в России: взрослые люди испытывают нежнейшие чувства с произведениям советской мультипликации, на которых они выросли, однако множество старых мультиков так и не выходили на видео. Потому им и приходится рыскать по домашним видеотекам и в Сети.
То, что является интернет-анимацией в полном смысле слова, подразумевает использование технологии Flash. «Флэш» – придуманный компанией Macromedia формат (и одноименная программа) векторной графики. «Векторная» – ключевое слово: в отличие от привычных форматов хранения картинок, вроде jpeg, во «флэше» изображение состоит из отдельных элементов, описываемых математическими формулами. В результате векторную картинку легко изменять и масштабировать без потери качества, а ее цифровой «вес», в отличие от традиционных (растровых) форматов, совсем невелик. Именно это сделало векторную графику, ранее распространенную лишь в полиграфии, фантастически популярной на бескрайних просторах Сети.
Плюс к этому, Flash предоставляет два ключевых новшества: анимацию и программирование. Благодаря собственному языку программирования стало возможным делать флэш-ролики интерактивными. Дело дошло до того, что в флэше начали писать целые сайты (практика довольно порочная, ведь для воспроизведения формата flash нужно скачать отдельный плеер, который имеет свойство не всегда работать), программы и даже операционные системы. Но со временем здравый смысл возобладал: flash не отменил традиционного HTML, но стал с ним сосуществовать на взаимовыгодных условиях, в виде анимированных заставок и, разумеется, мультфильмов.
Как инструмент аниматора, Flash привлекателен своей амбивалентностью: он может быть и простым, и сложным. Освоить его основные функции сможет любой, кто до этого хотя бы несколько часов просидел за любой серьезной графической программой. Безо всяких специфических знаний в сфере анимации довольно быстро можно научиться делать простейшую «заборную» мультипликацию, привлекающую именно своей примитивностью. Возвращаясь ко все той же «Масяне», успех ее создателя во многом объясняется эффектом «своего парня»: увидев по ТВ репортаж о том, как Олег Куваев, от нечего делать занявшийся флэш-художествами, таская мышкой по монитору простейшие линии, оживляет своих нескладных персонажей, любой интернет-пользователь вполне резонно воскликнет «Да я и сам так могу!» В идеале такой возглас должен служить внутренним импульсом к творчеству – так почему бы им не заняться?
Надо заметить, программа Flash платная, притом стоит весьма ощутимых денег - $700. Если такая дыра в бюджете не входит в ваши планы, но попробовать себя в мультипликации очень хочется, можно пойти обходным путем. В интернете широко распространен растровый формат GIF, помимо всего прочего поддерживающий анимацию. Отдельные кадры для будущего мультфильма можно нарисовать в любом графическом редакторе, а бесплатные программы «склейки» кадров в один ролик можно найти в любом архиве свободно распространяемого софта (например, на www.versiontracker.com). Но если по-честному, то GIF-анимация – это довольно плачевный компромисс, который хорошо подходит разве что для рисования анимированных юзерпиков в «Живом журнале». Так что для полноценной интернет-мультипликации пока не придумано ничего совершеннее «Флэша».
Как уже говорилось, основы «Флэша» постигаются довольно легко – однако если вашей конечной целью не является воспроизведение «Опуса» Вальтера Руттманна (одного из первых мультиков в истории, где нарисованные прямо на пленке круги, треугольники и прочие геометрические фигуры самозабвенно гонялись друг за другом), следует поучиться технике векторного рисования и анимации. Разобраться с программой помогут всяческие книжки а-ля «Flash для чайников», а в остальном здесь все так же актуальны простейшие законы мультипликации, известные еще по трюкам с пролистыванием блокнота (отличные интерактивные учебники классической бумажной анимации можно найти, например, на сайте http://kidzdom.com/tutorials/).
На первый мультипликационный шедевр уйдет от недели до месяца, а вслед за этим наступит едва ли не самая важная стадия в судьбе мульта – распространение. В целом вопрос доставки мультика (да и любого другого записанного в электронном виде произведения искусства) можно решить двумя способами. Первый, более привычный, подразумевает непрестанное личное участие в раскрутке. Готовый мультик выкладывается на личном (или созданном специально для будущего мультсериала) сайте, адрес которого копируется в буфер обмена. Дальнейший пиар реализуется по примитивной схеме. Отправка друзьям и знакомым в «аську» ссылки на драгоценное творение, публикация линка в форумах и жж-сообществах с просьбой оценить произведение. Одним словом, все средства хороши! И будьте уверены, что только по-настоящему качественный и талантливый мультик произведет на посетителей такое впечатление, что они отправят ссылку дальше по контакт-листу. Подобным образом в свое время гулял по сети культовый Happy Tree Friends про лесных зверушек, регулярно попадавших в комичные ситуации с неизменным летальным исходом. Мультфильм «догулялся» до того, что был издан отдельным тиражом на DVD, а один из самых симпатичных его героев, голубой (в смысле окраски) лось стал почти так же популярен, как Кенни из «Южного парка».
Второй способ изощреннее и более соответствует духу времени и моде на всяческие сообщества. Феноменальную известность в последнее время приобрел сетевой сервис YouTube.com, куда любой желающий может закачать собственный видеоролик, оцифрованный клип, известную рекламу – вообще любой видеоматериал. Менее известный, что давно уже существующий сайт Atomfilms.com , посвящен именно флэш-анимации. Это и есть настоящий рай для фаната мультиков: здесь в обилии лежат серии по мотивам известных «классических» мультфильмов, мульты, прославившиеся на всю сеть, и пока что малоизвестные проекты.
Любопытно, что помимо прочего тут выложен мини-сериал о приключениях Пятномальчика (Stainboy), нарисованный мультипликационным гением и поэтом абсурда Тимом Бертоном. Но в том и прелесть: не надо быть Тимом Бертоном для того, чтобы выложить свой мульт по соседству с творениями великого художника – мультипликация от населения принимается круглосуточно. Разумеется, мультик должен представлять хоть какую-то художественную ценность, чтобы администрация одобрила его размещения. Однако у сайта есть и немодерируемое ответвление - AddingClips.com, куда мультики попадают по факту загрузки. И там, и там существует система рейтинга и комментариев, так что помимо мировой славы можно приобрести еще и бесценный опыт общения с коллегами, болеющими мультипликацией.
Впрочем, не у всех есть свободное время и желание дрессировать кривые линии. Порой хочется просто устроить себе приятный досуг, ударившись в детство. Как называется лучший в мире канал, всецело посвященный мультикам? Правильно – Cartoon Network. На его официальном сайте можно посмотреть отрывки из идущих в телевизионном эфире мультиков (записанные, правда, в антигуманном формате Windows Media) и поиграть в потрясающие флэш-игры по сюжету самых популярных картуннетворковских сериалов. Все это, конечно, не так весело, как пинание пингвинов, но для перезагрузки мозгов посредине сумасшедшего рабочего дня сгодится вполне.