будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Левкин Андрей

Off-zone-II: "Эпос", Кутик

Off-zone-II: "Эпос", Кутик
zagэпос.gif
Фрагмент обложки. использовано фото А.Парщикова

Вторая из серии историй про художественные объекты, которые не классифицируются: сборник поэзии Ильи Кутика "Эпос". Описание этого текста сведется к тому, что его нельзя описать. Так тоже бывает, но движение к этому "нельзя" -  уже тоже приключение. А заявление о том, что рецензия сведется к тому, что ее написать нельзя - не формальный прием: дескать, пойдем от противного и произведем интеллектуальное оживление за счет автора и его книги. Прямая рецензия невозможна по нескольким причинам, но и они кое-что поясняют.

Самая простая: книга очень большая. Там 8 сборников, поэм. Собственно, объем книги прямо связан с жизнью - Илья как отправился когда-то быть профессором, так это и делает – через Копенгаген, Стокгольм в Эванстон, то есть в чикагском Northwestern University. В России он появляется крайне редко, не то что сам - публикациями. А здесь же все еще и перешло в отчасти салонный вариант, когда пишущие узнаваемы прежде всего в лицо, а не по текстам. Это не есть печаль по наступившим временам, но такие обстоятельства. Текстам (Ильи) это не мешает, но - как следствие - объем книги громаден.

Что делать, когда объем велик и с текстами невозможно разбираться порознь? Можно указать на книгу, она  выложена на Топосе. В книге есть комментарии к текстам, они на Топосе тоже есть, но это рецензии не поможет. Здесь же не очередная книга, которую можно сравнить с предыдущей, уловить перемены et c. Здесь предъявлен Кутик as is, а это уже совсем не та история, с которой можно разобраться в одной рецензии.

Вторая причина невозможности рецензирования: надо сойтись с контекстом и содержанием книги. А это не привычные для России контекст и содержание. Да, есть комментарии, но они не помогут, потому что элементы книги и текстов важны не сами по себе. За ними, под ними, внутри них - разветвленнейшая, крайне изощренная структура, которая требует не комментаторского отношения. По факту, это в самом деле, как неизвестная страна. Можно, разве что, указать на то, что она существует и дать примерные ориентиры, где она примерно находится. Нет, ну да, Кутик - это школа мета-мета, Еременко, Жданов, Кутик, Парщиков, но эта книга - Кутик сейчас. Собственно, школа тоже - ну, я примерно оттуда же, это чтобы уточнить и мою позицию.

Третья, главная причина - не в объеме, не в необходимости научно-исследовательской работы по введению в контекст, а в том, что из книги нельзя выйти. У автора устроено так, что при чтении оказываешься так внутри, что писать оттуда нельзя - сохранение какого-то внешнего по отношению к чтению состояния совершенно не предполагается. А с какой позиции рецензировать, когда там?

Это не насилие, связи этой страны не давят на читателя, но - предлагают ему полное обустройство жизни: все его эмоции будут пристроены, там множество новых сущностей. Нет оснований сличать это с чем-то еще и выходить оттуда, чтобы сделать какие-то заметки.

Цитировать, к слову, тоже сложно, любая логически цельная цитата требует примерно 50 тыс. знаков. Это не потому что называется "Эпос", а потому, что - вот так, ergo - эпос. Собственно, об этом же и автор (стр. 335, "катай")

Героиня просыпается

1  

У Квентина Тарантино,
то есть в его кино-эпосе —
Убей Билла —
есть такая прямая связь с великой китайской поэзией, что и более даже длинно
об этом писать бы — надо, т.к. никто —
уже не заметил сего в виду отсутствия всякого тыла

в образовании: ибо фильм (первый — том его; так у автора) открывается нехитрой песенкой, которая — варьянт
чуть ли ни самого знаменитого стихотворенья Эзры Паунда (из его
Кэтая) — «От жены — речному купцу
письмо
» (а Уильям Карлос Уильямс — рьян
был настолько (гений-соперник!), что сделал позже свой скетч — представьте себе! — той же вазы

китайской от Ли Бо — заново! Но об этом уж — совсем никто не знает,
хотя
и Уильямсов вариант — удивительно продуктивен!). А песенка — основана на, в общем, начале
у Ли Бо-Паунда, плюс на логике текста: с ростом — в нëм — ментальности героини. Она — дитя
в начале и песни, и Паунда. Дитя — и он. Паунд их называет —
маленькими взрослыми. Что ли

перевесть текст песенки, a? А как же с Паундом тогда? Тоже, выходит, надо перевести — хотя бы
ключевые связуемые, да?..."

А вот так устроена связность внутри (это из середины текста, пытаясь выделить минимально локально самостоятельный участок, стр. 163, "сюжеты")

Сюжет 5

1

Фет писал (в 1859): «Да, есть отвлечённый мир;
поймёт ли неграмотный
— отвлечённость, поймет ли он
в чём тут дело? а между тем она не туманней, чем мысли о репе»

(Худлит, 1982, Том 2, с. 163). Тургенев как ювелир
граней Фета ждал (с. 181) от него времён,
когда последняя строфа будет просто шевелением губ. Цепи

2

слов, пишет Фет, во мне подсмотрел Чайковский... Несчастный Греч
(который — Булгарин) выдумал заумь аж в 1814 году:
вместо — «давай говорить» (обращенье брата), оно стало — «дауэги»...

А Якобсон шьёт — Тургеневу! Мол, реалист, а речь
(в припадках) — заумная!.. Отвлечённость — всегда в ряду
первом у реалистов, но — чтобы за них шаги

3

топтали другие... Греч и Булгарин — лизо-
блюды! — писали под Хармса (Захаров, 2002, с. 331).
Ну да — немец с поляком, но верноподданные дворяне... "

Чуть ли не единственный текст, который влозможно привести полностью (стр. 203, "мой конни-райт")

сова

жил в швеции гений нормальный — ханс
викстен, рисовавший всегда одну
и ту же сову: голова чуть поменьше, чем слово «хаос»,
и в оба глаза светящая в глубину 

несдвигающегося полёта, а от нее — шли
два, как старый пропеллер, и даже не перья, а —
женско-пальчиковые крыла,
причём — прозрачные, как у бабочки... шлиман, тот сколько земли
срыл, чтоб найти гомера?! — а сова гомера нашла

и не трогаясь с места, даже ссаженная с плеча
афины — на
воздух, который — эпос
уже сам по себе
... ибо эпос и есть бог — безо всех начал
и концов... а, значит, куда-то спешить — нелепо-с".

Так, все же, как именно к этому относиться?

Есть простой вариант. У нас с Ильей было интервью и некоторые ориентиры можно взять оттуда. Но и тут не прямо: нельзя сказать, что здесь будут извлечены случайные фразы, но - они все же подобраны именно так, чтобы не созвать иллюзию полного понимания.

Скажем, "... Язык в поэзии – это средство передвижения от слова к слову, влюбленность слов друг в друга, а, значит, некая физиология надувания языкового паруса на наших, если мы читатели или слушатели, глазах, а если мы авторы – то это поступательный процесс (и результат) силы, как в любой любви.
... В нашу эру интернета и Скайпа говорить о расстояниях как причине необщения или неделания чего-то вообще смешно, а, стало быть, если мы говорим о дистанции, то мы говорим о жесте. Уже давно я ценю в жизни, как, между прочим, и в стихах, центробежность, а не центростремительность".

Вот как эта центробежность соотносится с тем, что в книгу уходишь без возможности выйти наружу, пока читаешь? Да, можно решить, что это читательская позиция, а автор может быть центростремительным и это разные истории. Но можно иначе: автор действует центробежно, поэтому пространство текста все время расширяется, а читатель, собственно, не может даже понять откуда тут выходить вообще, поскольку пространство все время расширяется и никакого его края никогда не видно.

Вроде, так и есть: "Стихотворение – это тоже сгусток энергии, а не эстетики. Если, конечно, автор (поэт) вложил туда именно энергию, а не только время, потраченное на сочинительство. (Хотя время – тоже энергия.). Энергичность – это эстетическая категория… Как известно (по Хармсу), если запустить стихотворением в окно, стекло разлетится. Ибо стихи – материализация энергии, уже материализация, то есть – неважно, напечатаны они или рукописны, или изустны.
... Это – как Хари в "Солярисе": идея – творит материю. При этом, все Хари и штучны, то есть уникальны, и "штучны", то есть подобны, поскольку творящая их – и конкретная – первичная идея есть образ. Если стереть "идею", исчезнет и Хари. Если стереть идею "дома", исчезнут все дома. Коней, как говорил Платон, много, потому что конь – один. Чтобы сделать, скажем, стул, надо его вообразить. Ученик Аристотель считал иначе: чтобы сделать идеальный стул, надо выбрать лучший из уже имеющихся; что, конечно, гораздо ближе к трафаретам и современному рынку".

ОК, что именно производит Кутик и каким именно первообразом?

"Я уже упоминал "бритву Оккама". Преуменьшение сущностей такой же бред, как и их преумножение. Все дело – в выявлении сущностей, каковых уже невероятно много, но мы о них или не догадываемся (пока), или просто не знаем (не видим). В Никейском символе веры, в частности, сказано: "верим в Творца всех видимых и невидимых". Поэзия, близкая мне, и занимается как раз выявлением вот этих "невидимых сущностей"
… Надо просто понять (или постараться сделать такое усилие), что "данная реальность" и есть часть онтологической, со всеми ее видимыми и невидимыми сущностями; что никакого "дуализма", то есть "здесь" и "там", нет, и что реальность – все-таки одна, несмотря на то, что у каждого – она своя и разная.
Надо просто помнить, что "объективная реальность" это не вид из окна, а вид из той третьей точки, куда спутники никогда не поднимутся".

Еще один полный текст (стр. 210, "мой конни-райт")

+++

чехов, чахотка, зонтик — понятно... а я с зонтиком — почему?
выстукиваю по ночной уже мостовой один

и тот же стук... назло уму
говоря: была таки та самая одна лампа, и алладин

 потёр ей однажды — пальчиками, и — что? —
а вот именно! —
потёр некую точечку незаметнейшую, ну и —
куда дул там его ветер, вектор его — всё в
том самом лото
вдруг да сменил: облачные бочоночки, где фиги сплошь да нули,

вдруг да перевернулись все — везучестью, и какой!
да и не нужно
уж столького! алладининого добра
тем более! нужно лишь — что? — вернуть в точку «а»
мне из точки уж совершенно немыслимой тебя и какой-никакой покой.

потому-то я и выстукиваю мостовую — авось,
вдруг, между прочим, задену эту самую точечку — как раз
как тот алладин в лампе, и вздрогнет
моя теперь уже ось:
и —
перевернётся на ней всё, что там — наоборот, чем сейчас.

Возможно, тут некоторое расхождение теории с практикой: инструментальное, но некоторые вопросы все же есть. Скажем, всё то же центростремительное разбегание автора, - а что тогда его контекст в постоянно расширяющемся пространстве? То, что производит себя, субъективно делая связи между локальными реальностями, чем и выстраивая единственную реальность контекста? А что такое сейчас субъектность художественного текста, которая является частью объективной реальности? Собственно, об этом надо бы сделать вторую часть интервью и просто спросить у Ильи. В конце концов, если он так долго был вне здешнего поля, то пора бы уж в него вернуться.

Эпос / Илья Кутик. — М.: Наука, 2010. — 416 с. — (Русский Гулливер). Оформление Владимира Сулягина, использована фотография Алексея Парщикова.  

Ранее: Off-zone-I: "Текстообработка", Кобрин

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).