Книги и политика, книги и политики – казалось бы, нет ничего более далекого в современном мире. Но Франкфуртская книжная ярмарка опровергает этот тезис. И то, что немецкая ярмарка давно уже стала образцом коммерческого успеха, не мешает ей оставаться политическим событием.
Франкфурт неотделим от политики, а политика – от Франкфурта. Причем речь и о людях, и о книгах.
Политики обожают ярмарку. Заявиться с охраной и предупреждением или придти инкогнито, как рядовой посетитель – в любом случае есть шанс мелькнуть на телеэкране, попасть в газеты или хотя бы в объективы случайных посетителей. Канцлер Германии, на худой конец министр культуры - вот привычный статус открытия франкфуртской ярмарки. Лидеры партий и фракций на стендах крупнейших издательств – явление обычное. Неприятно, конечно, когда пресс-секретарь серьезного издательства вдруг прерывает разговор и вытягивается буквой зю, чтобы запечатлеть очередного Шредера или Мюнтеферинга. Но куда им всем деваться, героям публичности, и их зрителям? Только фотографировать и фотографироваться.
На самом деле СМИ обожают во Франкфурте не столько политиков, сколько саму политику. Обзоры политических книг существуют во всех серьезных газетах, причем зачастую в формате ежедневной полосы. Специально к ярмарке газеты выпускают уже толстенные приложения, до сотни рецензий в каждом. Это не куцые рецензии, рассчитанные на понимание домохозяйками и измученными редакторами. Это хоть и лаконичные, но вполне концептуальные статьи, написанные университетскими доцентами и профессорами и способные в ином случае заменить конспект полноценной лекции. Не случайно многие газеты, такие как Frankfurter Allgemeine Zeitung или Neue Zuercher Zeitung, выпускают по итогам года сборники таких рецензий. Раньше выходили книги, затем компакт-диски, теперь настала пора DVD.
Не меньший энтузиазм демонстрируют и электронные масс-медиа. Крупнейшие радиостанции и телеканалы прямо в павильонах открывают свои студии, откуда вещают в прямом эфире, где встречаются с издателями, авторами и критиками. Как правило, эти программы выходят в прайм-тайм в течение всей ярмарки (почему никто не боится за судьбу рекламы?!), они заменяют немцам «Ментов» и псевдоинтеллектуальные ток-шоу.
Главной темой нынешней ярмарки, 60-й по счету, стала литература Турции. А в прошлом году была Каталония. Выбор последней сам по себе выглядит политическим жестом – и Каталония разделена франко-испанской границей, и националистические тенденции там хоть и не так сильны, как в Стране басков, но тоже заметны невооруженным взглядом. Но Франкфурт не боится сложностей, а порой даже сознательно идет им навстречу. В той же Турции кто главный герой с точки зрения мира? Правильно, Орхан Памук. Его и будут в первую очередь чествовать на ярмарке. А в самой Турции кто главная мишень критики со стороны националистов и консерваторов, не допускающих и мысли о пересмотре истории? Тот же самый Памук. Зато теперь во Франкфурте страна-гость волей-неволей вступит со своим Нобелевским лауреатом в диалог, иначе вся ее программа окажется под угрозой. Так книги окажут влияние на внутреннюю политику независимой страны.
Скандалы и поклонники
Подобные жесты для книжной ярмарки – дело привычное. Не так давно гостем Франкфурта была Корея, причем при объявлении этого факта устроители даже не стали уточнять, какая именно, Северная или Южная. До последней минуты ждали в гости обе страны, и очень расстроились, когда в итоге приехала все же одна. Следовало, конечно, ожидать подобного развития событий, но до последнего все как-то рассчитывали на чудо. И если б оно произошло, мир бы охнул.
Выбор страны-гостя – великое дело, поскольку во многом определяет издательские стратегии на год. Прилавки всех магазинов заполняются переводами, тематические конференции и семинары проходят по всей Германии. Но не меньше чем выбором гостя публика зачарована и именем лауреата премии Мира Немецкого книжного союза. Его объявляют еще весной, а вручают премию как раз в дни ярмарки. Казалось бы, лауреаты каждый раз – люди сплошь известные, степенные, прямые кандидаты на Нобелевскую премию: Альберт Швейцер, Октавио Пас, Герман Гессе… Но и здесь не обходится без скандалов. То Мартин Вальзер опубликует роман «Смерть критика» (все почему-то решили, что это Марсель Райх-Райницки имеется в виду), из-за которого на него начинают сыпаться обвинения в антисемитизме и замирает буржуазное сердце. То знаменитая исследовательница ислама Аннемари Шиммель объявит о своих симпатиях к тем на Востоке, кто борется с карикатурами на Западе. Когда Шиммель высказалась об актуальном, в газетах тут же стали требовать отмены решения жюри. Иначе, говорили критики, будущее премии под угрозой: кто же захочет получать ее после такой ретроградки?
Но пересмотра решения не случилось. Во-первых, лауреат был избран за прошлые заслуги, а не за ошибки в будущем. Во-вторых, он тоже живет в демократической стране, тоже имеет право высказывать свои взгляды, даже если (или тем более) это взгляды меньшинства. И ничего, после Шиммель кто только премии не получал! Сьюзан Сонтаг и тот же Памук, Юрген Хабермас и Петер Эстерхази… В этом году, например, вместе с чеком на 25 тысяч евро ее вручат Ансельму Киферу. Загвоздка-2008 состоит даже не в том, что Кифер – художник, а в том, что и его творчество не обходится без политической составляющей. Холокост и судьба творца в Германии, его идентичность после второй мировой войны – все это темы недавней огромной ретроспективы Кифера в парижском Гран-пале. Противников у подобного рода высказываний, даже средствами современного арт-языка, в Германии хоть отбавляй. Тем более что не всякий готов отделить тему, например, национальную самобытность и ее судьбу в ХХ веке, от позиции самого автора.
Впрочем, скандалы такого типа не столько от вредности, сколько от страха. Негласные договоры общественного согласия, которые существуют во всех цивилизованных странах, включают в себя множество пунктов. Нетерпимость и национализм относятся к числу тех фобий, из-за которых достается и людям, способным мыслить радикально. Но в результате общество смиряется с их нестандартными идеями, отказываясь в споре от аргументов в виде спецназа и лагерей. Полем битвы для идей остаются газетные полосы, университетские аудитории и книжные ярмарки. Может, поэтому каждый октябрь во Франкфурт устремляются телевизионщики и политики: они по определению знают, где бьется сердце эпохи.
Даты и факты
Франкфуртская книжная ярмарка-2008 пройдет с 15 по 19 октября. Ожидается, что на ней побывают около 280 тысяч посетителей, включая 10 000 журналистов и 1000 гостей-литераторов.
В ярмарке прошлого года участвовало 7448 издателей из 108 стран, они выставлялись на площади в 172 тыс. кв.м.
Многие российские издатели едут во Фракнфурт в качестве гостя, без стенда. И все равно считают это более эффективной тратой денег, чем участие в Московской книжной выставке-ярмарке. В целом российское представительство во Франкфурте в последние годы скукоживается на глазах.