будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Клейн Леонид

Олег Лекманов: «Убийство» Есенина не идеологический, а, скорее, коммерческий проект»

Олег Лекманов: «Убийство» Есенина не идеологический, а, скорее, коммерческий проект»
image002

Первый канал только что закончил показ телесериала «Есенин», в котором утверждается, что поэт не покончил с собой, а был убит. Олег Лекманов, филолог и автор биографии Есенина, готовящейся к выходу в издательстве "Vita Nova", рассказал обозревателю "Полит.ру" Леониду Клейну об обстоятельствах смерти поэта и причине пристального интереса центрального телеканала к его фигуре.

Олег, давайте начнем с общего вопроса. Этот фильм - стопроцентная ложь?

Я думаю, что лучше было бы, если бы это была стопроцентная ложь, поскольку Безруков взял два или три легко опознаваемых источника - мемуары Мариенгофа, двухтомник воспоминаний о Есенине и какие-то старые есенинские собрания сочинений. Он оттуда понадергал фактов и растворил в очень большом количестве лжи и своих болезненных фантазий. Поэтому мы теряем возможность говорить об этом как о полной фантастике, ни на чем не основанной. С другой стороны, количество ошибок и передергиваний столь велико, что очень трудно, скажем, писать на эту книгу рецензию. Потому что придираться нужно почти к каждой фразе.

Все-таки главный пункт - это обстоятельства смерти Есенина?

Да, конечно, главное, по Безрукову, - это то, что Есенин не кончал с собой.

Но ведь разговоры о якобы имевшем место убийстве поэта начались не так давно?

Конечно, и вообще, нет ни одного специалиста, который бы серьезно рассматривал эту версию. Надо сказать, что смерть Есенина довольно подробно обсуждалась в советской и эмигрантской печати, и не было ни одного предположения, что Есенина убили. Совершенно понятно, почему эта версия не возникала. Ведь для того, чтобы убить человека, все-таки нужна причина. В самом что ни на есть тоталитарном государстве - оптом убивать возможно, а по отдельности - довольно сложно. Ну, а причин убивать Есенина просто не было. Его смерть, например,  никак нельзя сравнить с гибелью Гумилева. Гумилев был убит по совершенно понятным причинам - большевикам нужно было развязать красный террор. И Гумилев был записан в так называемый «Таганцевский» заговор, и потом по делу этого заговора он был расстрелен. Потом началась новая волна террора. Зачем нужно было убивать Есенина - совершенно непонятно. Он, конечно, ругал Советскую власть, но он ее и хвалил тоже. Есенин всегда занимал последовательно компромиссную позицию и никогда опасную черту не переходил.

Какие еще существуют доказательства, что это было самоубийство?

Ну, может быть, главное из них -  предсмертное стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое было написано в день смерти, кровью. Доподлинно известно, что это его почерк и что он это написал. Как он это писал, под дулом пистолета следователя ГПУ, что ли?

Если так все очевидно, то зачем снова спекулировать этой версией?

На мой взгляд, в России есть некий национальный комплекс, когда во всех бедах, произошедших с русским - действительно многострадальным - народом, он оказывается совершенно не виноват. А есть некоторые злые силы, которые этот народ всячески уничтожают, изживают со свету. И где-то в семидесятых годах на роли этих двух сил были выбраны, во-первых, евреи, во-вторых, большевики.

Это идеология ранней «Памяти»?

Да. А Есенин идеально подходит на роль представителя русского народа. Евреи-большевики-масоны уничтожают национального русского поэта. Вот, собственно, и вся формула.

Зачем это надо Безруковым? Они поддерживают эту националистическую идеологию?

Когда Безруков пишет роман о Есенине - в этом нет еще ничего страшного, в культуре всегда есть маргинальные зоны. Но когда в дело вмешивается ОРТ, - главный государственный телеканал - и в это начинают вкладывать огромные деньги, и это идет в прайм-тайм по телевизору, и все автобусные остановки заклеены плакатами с портретами Безрукова, т.е. когда маргиналов протаскивают на первый канал как какое-то новое открытие,  - то это заслуживает, на мой взгляд, социологического анализа.

И в чем, по вашему мнению, причина интереса телевидения к этой теме?

Дело в том, что я уверен, что Безруков-младший (за отца не поручусь) не антисемит. Точно так же я уверен, что подавляющее количество актеров, задействованных в фильме, - Табаков, Куценко и т.д. - не антисемиты. И уж точно не антисемит Константин Эрнст. Я думаю, что все дело в деньгах. Это не идеологический, а чисто коммерческий проект. Хотя их абсолютно не красит то обстоятельство, что деньги свои они зарабатывают на отвратительном антисемитском поле.

Но это если мы говорим о фильме. А что касается книги?

Книгу и телесериал сравнить очень интересно. Потому что, на самом деле, в книге все гораздо более откровенно. Есть евреи плохие, как Пастернак, есть евреи хорошие, как Мандельштам, есть русский парень Есенин, есть ГПУшники, тоже евреи. А в фильме, который идет по первому каналу, так откровенно уже нельзя. И все националистические фрагменты не то чтобы исчезают, но затушевываются. Можно даже пожалеть зрителей этого сериала не только потому, что он совершенно убогий, но и потому, что там очень много непонятно: кто дерется, какие причины? Все дается в таком ускоренном темпе. И, кстати,  очень небрежно.

Что вы имеете в виду?

Я приведу только один  пример. В фильме показывают царскую армию, и там солдат отвечает «Есть!» на слова командира, а этого быть не могло, потому что такая формула была введена много позже, в царской армии отвечали «Слушаюсь», но создатели фильма не озаботились пригласить консультантов. В советское время ниже определенного уровня соответствия исторической реальности все-таки старались не опускаться. Сейчас же никакого уровня нет, можно делать все, что угодно.

Сейчас раскручена тема смерти Есенина. Кто, по вашему мнению, будет следующим?

Я думаю, что следующим может быть, например, Высоцкий. Это напрашивающаяся фигура. Можно себе представить, какой бешеной популярностью будет пользоваться сериал о Высоцком. У Высоцкого с Есениным, между прочим, много общего. Реальная народная слава, пьянство, компромиссная позиция в отношениях с властями, жена-иностранка, некоторое заигрывание с блатным стилем и - я прошу прощение за эту совсем уж вульгарную аналогию - Ваганьковское. Кто еще, кроме Высоцкого? Понятно, что Маяковскому и Цветаевой позволят покончить жизнь самоубийством. Какой новый бренд может быть еще раскручен?

Возможно,  Гагарин или Шукшин. Совсем не обязательно разыгрывать карту самоубийства. И вообще совсем не обязательно брать реальных культурных персонажей. Я думаю, что нас вскоре ожидает довольно агрессивная экранизация классики. Кошмарным проектом в этом ряду может оказаться экранизация «Доктора Живаго». Роман Пастернака - это произведение, в основе которого лежит христианская идея. Я готов к тому, что фильм будет абсолютно антихристианским, что он поставит все с ног на голову. И я готов предсказать, что количество ошибок и неточностей будет в нем тоже очень велико.

Фотография с сайта НГ EXLIBRIS.
 

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).