будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Культура
Борисова Марина

Опера: итоги года

Жизнь продолжается

Обзор итогов-2005 год можно начать с оптимистичного вывода: российский оперный театр жив и нужен обществу. Не будет натяжкой даже сказать, что сегодня он в стадии роста, и доказательство тому – создание нового театрального продукта: оперы не только пишутся, но и ставятся, и даже прокатываются по разным городам. Еще недавно говорили о смерти жанра, воспринимая это как неизбежное: дескать, все оперы уже созданы, мы потребляем в основном репертуар 19-го века, новые произведения не создаются, потому что никому не нужны, даже композиторам. Правда, в этом не было ничего страшного: того, что написано за четыре века, вполне хватало для жизни театра. Но вот случилось: появились спектакли по новым произведениям. Самый громкий пример – «Дети Розенталя» Сорокина – Десятникова. Премьера в Большом 23 марта стала не только фактом музыкальной жизни, но прежде всего скандальным общественным событием. Рядом с «Детьми» явления поскромнее: коллективный московский проект «Кругом, возможно, опера» и «Бестиарий» Щетинского в Пермском театре оперы и балета, показанный в Москве. В рубрику под названием «Жизнь продолжается»  можно включить и редко исполняемые сочинения ХХ века, например, «Человеческий голос» Пуленка, поставленный хореографом Кириллом Симоновым в Петрозаводске, и даже «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Ростове, показанную в апреле на фестивале «Золотая маска».

Гиганты индустрии

Оперный ландшафт страны по-прежнему определяют театры-гиганты - Большой и Мариинский, стабильные производители поточной продукции. Большой, выпустивший за год 5 спектаклей («Фальстаф», «Дети Розенталя», «Мадам Баттерфлай», «Волшебная флейта»,  «Война и мир»), держит курс на закупку импорта (среди постановщиков – ни одного с российским происхождением) и успех, под которым подразумевается хорошая продажа, положительная пресса и довольные попечители (цвет российского бизнеса). Большой не рискует, идя на эксперименты, а подходит к опере как к буржуазному искусству, внушающему чувство стабильности, для чего использует проверенные средства: ушедшие и живые мэтры режиссуры (Стрелер, Някрошюс, Уилсон, Вик) и готовые качественные спектакли («Фальстаф», поставленный в Ла Скала в 1980-м, «Мадам Баттерфлай», поставленная в Опера де Пари в 1993-м). В сентябре последний (14-й) раз прошел «Летучий голландец» Вагнера в постановке Конвичного (премьера 10 июня 2004), прощаться с которым было грустно: то был единственный спектакль, чей автор ассоциируется с европейским театральным авангардом.
Мариинский по-прежнему лидер по количеству премьер (за год – 7), среди которых как популярные названия («Царская невеста», «Кармен», «Мадам Баттерфлай», «Риголетто»), так и редкие («Путешествие в Реймс» Россини, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Набукко» Верди).

Репертуарная и постановочная политика Мариинки подчиняется каким-то своим внутренним импульсам, возникающим благодаря дружеским связями и физическим возможностям худрука. Поскольку его креативная экспансия охватывает всю цивилизованную землю, результатом блиц-явлений в Петербург становится непредсказуемость и хаотичность процесса в Мариинском, когда прекрасное перемешано с ужасным. Если в театр попадают никому не известные деятели, ставящие на скорую руку, возникают продукты, несовместимые с имиджем серьезного оперного дома («Риголетто» и «Путешествие в Реймс», где авторов  даже упоминать неловко). По большому счету, из семи спектаклей был только один, целью которого стояло создание уникального произведения искусства – «Тристан и Изольда» Дмитрия Чернякова (премьера 27 мая). Такой подход, собственно, и подразумевается как единственно возможный, если к опере относиться уважительно как к театру. Все-таки стадия развития, когда можно было испытывать радость уже оттого, что наши певцы поют Вагнера, моментально исчерпалась: если в России начали ставить Вагнера, то и российские певцы будут его петь, как и во всем мире. Пренебрежение театральной стороной рождает казусы, вроде тетралогии «Кольцо нибелунга», выполненной на доисторическом театральном уровне, словно в России не было режиссерского театра. Показ «Кольца» в Москве (31 мая – 4 июня) внезапно прояснил, в каком девственном мире мы живем, если радуемся самому факту живого звучания Вагнера.

Новые игроки

Признаки роста – в появлении новых персонажей, способных на серьезные ставки. 7 сентября в Новой опере случилось чудо – премьера «Нормы» Беллини, которую подготовили, пожалуй, лучшие европейские оперные силы: режиссеры Йосси Вилер и Серджо Морабито, сценограф Анна Фиброк. «Норма» -- признак того, что Новая опера готова позиционировать себя в европейском контексте. Спектакль открывает новое для Москвы направление, документальный театр, и важен как образец нового для нас критерия – тонкого качества театральной фактуры. «Норму» можно понять и как театральный манифест, другую точку зрения на оперу – не грубое фальшивое искусство, пленяющее исключительно красотой музыки, но живой театр, чувствительный к внутренней жизни реального человека и современный по языку. Такая «Норма» соотносится с нашим личным опытом в жизни и искусстве, как и «Тристан» Чернякова, спектакль также принципиальный для России. Однако Новая Опера, как и Мариинка -- театр бездонных контрастов. «Норме» с ее нездешней выделкой предшествовала «Царская невеста» - зрелище даже не доисторическое, оно просто за гранью понятия «театр».

Опера на панели

Один из признаков ушедшего года – обилие особей, т.е. видов, форм и даже способов проявления оперы. Здесь есть свой андерграунд, в нише которого протекает  кочевая жизнь Музыкального театра им. Станиславского, который свою единственную премьеру показал в Екатеринбурге. «Травиата» Верди в постановке Александра Тителя интересна как приспособление заигранного шедевра к новым российским условиям, из чего следует, что vip-персоны – тоже люди и не могут противиться всплескам человеческого, если на пути возникает существо со стихийным драматическим темпераментом, как у прекрасной молодой певицы Альбины Шагимуратовой (Виолетта). Юрий Александров в Петербурге рассмотрел эту историю более радикально: его «Травиата» – опера-панель о людях древнейшей профессии, среди которых блистает Денис Земцов. Глядя на юношу, неотразимого в женском платье, пронимаешь, что даже в почти бесперспективном деле правдивого рассказа о жизни и смерти падшего создания иногда случаются удивительно внятные попадания: элементарная вульгарность этого зрелища сообщает особую прелесть этой чувствительной музыке, подспудно жаждущей грубого и бесхитростного прикосновения. Тем более, когда в спектакле есть чудная, естественная и обворожительная Анна Нечаева (Виолетта), что поет, как птица.

Мир детства

Наряду с панелью в опере есть и детский уголок с разными персонажами. Речь не о спектаклях для детей, а о спектаклях с чертами инфантилизма – непроизвольного или принципиального. К первой разновидности относится «Кармен» в Перми. Это типичный спектакль-претензия, когда автор показывает свою эрудицию в области средств, но не зная, что с ними делать, пробует на зуб, как дитя, осваивающее ящик с игрушками. До сих пор не могу понять, что хотел сказать в своем спектакле режиссер Исаакян и почему он этого не сделал? Вот «Волшебная флейта» в Уфе: зрелище еще более инфантильное, просто придурочное. Чем и подкупает. Рядовой немецкий режиссер Уве Шварц ни на какую глубину не претендует: «Флейта» – опера-утеха, опера-балаган, где смешно по любому поводу, и чем он ничтожней, тем смешнее. Спектакль вроде ни о чем, проще некуда. Но это, между прочим, тоже надо сделать.

Капустники к датам

К миру детва тяготеет и «Война и мир» в Большом – по бесхитростности и непосредственности подхода режиссера Поповски, создавшего ряд сценических иллюстраций к эпопее Прокофьева. Правда, его творчество в Большом по ведомству принадлежит к спектаклям-юбилеям, т.е. созданным к дате. Таких по меньшей мере три – к полотну Большого добавим скромную (почти концертную) постановку «Повести о настоящем человеке» в Саратове, с которой режиссер Сергеев поступил тактично и честно – в полном согласии с прямолинейным сочинением Прокофьева. Этого редкого ныне свойства показалось мало театру «Геликон-Опера», где к 60-летию Победы поставили спектакль «Упавший с неба», смешав идеологически правильную «Повесть» и свирепую музыку кантаты «Александр Невский», похоронив этим драматургическую упертость жития летчика Алексея Маресьева. В результате родился спектакль-капустник, который можно показывать к любой дате и празднику. В нем весь цвет режиссерской палитры Бертмана, сумевшего въехать в мир оперы из веселой студенческой общаги. Тут тебе и герой-страдалец, распятый бинтами, и его бедная мать с протезом ноги в руках, и далекая возлюбленная в белых бантах и носочках, и Богоматерь с каноническими жестами, ну и санитары с врачами, распивающие в зимнем тылу шампанское. Словом, спектакль как раз для предновогоднего вечера.

Кстати, «Упавший» – не единственный капустник. В этом особом сценическим жанре встретились такие далекие сочинения, как «Путешествие в Реймс» в Мариинке – дефиле чудовищных костюмов, достойных безвкусной антрепризы, - и «Дети Розенталя» в Большом, где либреттист и композитор сделали пародию на жанр оперы, вывернув ее потроха на потеху. Но «Дети» -- паштет большого стиля, а «Упавший» -- непритязательного, для своих. Бывает, между прочим, и хуже. Вот «Чародейка» в Самаре. Сделана в жанре спектаклей-ужасов, причем самыми элементарными средствами, вроде косматых париков и холщовых рубищ, создающих образ дремучего русского люда, и обилия развешанных  тряпок с надрезами, изображающих великую русскую реку Волгу. И что же? Несмотря на свой замшелый вид, спектакль вызывает бешеный восторг зала, полного студентов. Что означает: оперу так же трудно испортить, как красавицу Настеньку в сказке «Морозко», даже если ее лицо густой сажей вымазать.

См. также :

  • Концерт ко Дню Победы
  • Курс на немецкую "Норму"
  • Тристанов комплекс
  • Срочное прохождение дистанции
Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).