будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Дзядко Тихон

Оружие против абстракций

Как уже писало Полит.Ру, издательство «Иностранка» запустило новую серию – «В иллюминаторе». Директор издательства Варвара Горностаева сказала нам, что «это продолжение прежнего проекта (серии «Иллюминатор» - ред.) на новом этапе. Та серия начиналась, когда представление о мировом литературном процессе было очень слабое, сегодня же у нашего читателя картинка вполне цельная. Новый проект призван отобразить полную картину: теперь по очереди будут представляться литературные произведения конкретных стран».

Мы публикуем рецензию Тихона Дзядко на первый роман, вышедший в новой серии издательства.

Мануэль Ривас. Карандаш плотника: Роман, рассказы/ Перевод с испанского Н.Богомоловой. – М.: Иностранка, 2004. – 303с.

«"Карандаш плотника" не роман, он гораздо больше, чем роман». Именно так начинается одна из испанских рецензий на роман Мануэля Риваса, вышедший в издательстве «Иностранка». Текст переносит нас в ситуацию гражданской войны в умирающей стране, погруженной в несчастья и насилие. «Ясно, что совершенных людей не существует. Я не верю в абстракции, я верю в людей, у каждого из которых есть свои недостатки. Мои “хорошие” герои - это люди самые обычные, просто они стараются не превратиться в скотов в скотских обстоятельствах», - говорит Ривас в одном из интервью. Как раз таким оказывается один из главных героев романа доктор Даниэль да Барка, республиканец, осужденный за антифранкистскую деятельность и по воле судьбы выживший после двух смертных приговоров, – с ним читатель знакомится уже на первых страницах романа, когда к доктору приходит репортер брать интервью. Второй – бывший гвардеец Эрбаль, живая тень доктора, который доживает свои дни, работая сутенером в публичном доме. Единственные его собеседники - проститутки, одной из которых, Марии да Виситасау, он и рассказывает историю доктора. Сперва выслеживая доктора, а затем постоянно охраняя его, Эрбаль наблюдает удивительно красивую историю любви доктора и красавицы Марисы Мальо, превращаясь из безжалостного конвоира в сообщника арестанта. Но это превращение, естественно, происходит не случайно: помогает карандаш плотника, который достается Эрбалю в «наследство» от его последней жертвы, оппозиционного к власти художника, убитого гвардейцем выстрелом в висок. С этого момента художник поселяется в голове своего убийцы, а карандаш, который тот постоянно носит за ухом, превращается как будто в транзистор сознания Эрбаля. Именно об этом, как кажется, и говорит автор в одном из интервью: «Мой карандаш - оружие против абстракций. Он рисует, перестраивая мир».

Мануэль Ривас – писатель, пользующийся феноменальной популярностью у себя на родине, но пока практически неизвестный в России, заявляет, что пытается помешать тем, кто хочет ампутировать у испанцев память - заставить их забыть собственную историю. Риваса мучает невнимание испанцев к истории своей страны, он испытывает «фантомную боль»,  - то есть боль в отсутствующем органе: именно о фантомной боли во многом автор и пишет в рецензируемом романе. Как будто опасаясь, что читатель может не понять, но и не желая раскрывать перед ним все карты, автор сперва объясняет с помощью эпизода с человеком, которому ампутировали ногу, что такое фантомная боль, а затем, уже в самом конце романа, показывает читателю именно ту фантомную боль, которая его больше всего беспокоит. «Обращаясь к теме войны, - заявляет Ривас в интервью, - я вовсе не собирался сводить счеты с историей, роман имеет прямое отношение к самой современной нашей действительности».

Карандаш плотника, как кажется, преображает Эрбаля и помогает ему не разрушать, а восхищаться картинами, на которые тот раньше не обращал никакого внимания: когда гвардеец видит из окна замерзшего поезда одинокого волка, стоящего на снегу, то поднимает винтовку, собираясь его застрелить. Но художник, поселившийся у него за ухом, говорит ему этого не делать, а не то картина будет испорчена. И Эрбаль опускает винтовку. Совсем как герой романа Ремарка «Три товарища», который лишь влюбившись начинает слышать запах сирени на кладбище. Только у Ремарка смерть побеждается любовью, а в романе Мануэля Риваса – искусством, карандашом плотника.

Дзядко Тихон
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).