Во время исполнения песен он не касается руками микрофона. Его руки имитируют игру то на гитаре, то на каком-нибудь клавишном инструменте, а пальцы двигаются так, как будто он перебирает четки или держит в руках цепь, которую не в силах ни отпустить, ни порвать. Именно цепь. Потому что "Unchain My Heart "("Отпусти мое сердце") - это основной эмоциональный message блистательного выступления Джо Кокера, - выступления, которое знаменитый британский певец дал вчера в Москве в рамках своего мирового турне "Heart & Soul". Полтора часа сильнейшего душевного напряжения, полтора десятка известных на весь мир кавер-версий. Многолюдный Васильевский спуск. Красная площадь.
Это не первый концерт Джо Кокера в России, но на Красной площади он выступал впервые. Почему именно здесь, а не, например, в зале Государственного Кремлевского Дворца, в котором он пел в свой прошлый приезд к нам? Вообще, что такое Красная площадь как сценическое пространство? Кто и почему там выступает? Анализ имен, которым посчастливилось прозвучать у Кремлевской стены, не дает никакого определенного ответа. Что объединяет Пласидо Доминго, "Машину времени", Хворостовского, группу Prodigy, Пола Маккартни и того же Кокера? Пожалуй, только одно - раскрученность, известность, слава. С другой стороны, Майкл Джексон - не сказать, чтобы был уж совсем никому не известен, а вот не удостоился спеть на брусчатке и вынужден был вышагивать свой знаменитый степ в Лужниках.
Понятно, что Красная площадь - место НЕ обыкновенное. Говорят, что когда-то в далеком 80-ом Пол Маккартни просил у Брежнева разрешения выступить там. Для прикола, наверное, просил. Знал ведь, что не разрешат. Но вряд ли он мог предположить, что во времена, когда USSR уже кончился и движение в back вроде бы невозможно, депутаты Государственной Думы будут всерьез обсуждать, разрешить или нет великому участнику великого квартета спеть не просто в Москве, а в самом ее сердце, а представитель Русской православной церкви даже сделает специальное заявление, в котором укажет, что Пол Маккартни "не является неприличным исполнителем". И значит - можно. Но, наверное, не всем.
Что, в сущности, совершенно правильно. Клубов, концертных залов и стадионов у нас полно, а Красная площадь - одна. Это статус, это символ, это бренд. И пускай худсовет Красной площади и дальше будет работать и тщательно отбирать исполнителей, которые доросли, которые не осквернят, не обидят.
С Джо Кокером худсовет не ошибся. Потому что тема двух самых знаменитых его песен - "N'oubliez jamais" и "My Father's Son" нам страшно близка и формулируется очень просто - "отцы и дети", и лирический герой там - то Базаров, то Аркадий, но в любом случае - наш. И ведь знал это англичанин. Потому что перед тем, как спеть "My Father's Son", специально сделал оговорку, что посвящает эту песню России.
Может быть, Тургенева читал?