будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Драгомощенко Аркадий

Париж стоит мухи

В Amsterdame происходит второй, докучливо скрипучий поворот винта. Помимо горних, турбулентных зон и надежд на бокал вина существуют аэропортовские отхожие места. Там, не взирая на гендерные различия, размещаются писсуары. История создания подобного урыльника не является магистральной для следующего повествования. Однако в некоторой мере дает возможность очертить территорию, которую Мишель Серр назвал “между”, и где, по его мнению, действительно обретаются ангелы. Впрочем, известный всем урыльник исключен из рядов зрелищных искусств и существует для счастья иллюстрации огромной купюры на стене, где никого нет и немая латинская P “в конце” служит сомнительным десертом русскому языку.

Не уверен, но полагаю, что исключительно для восхищения моих глаз был создан кем-то писсуар амстердамского аэропорта, где в нескончаемо-терпеливый фаянс вписана (весьма пропорционально в манере Зевкиса) муха. Птица бы ее клевала.

Глава называется не Tromp l'oeil, но fly on the wall. Это про желание быть, но не быть среди всех, желание про быть невидимым, сгустком материи, понимая, что теряя очертания, телесность, вещественность, а следовательно предметность винтажных умозаключений ты попадаешь between. Можно было бы продолжить — o любви. Но я понимаю, ни муха, ни Гоголь тебе не свидетели.

Мерло-Понти в своей единственной доступной (по времени постижения собственного чтения) работе La prose du monde говорит, что музей позволяет увидеть стили (но возрази — разве аэропорт не музей?!), но при этом придает их подлинной ценности ложную значимость, отрывая от случайности, в гуще которой они родились. Вот эту самую “гущу” я бы перевел по другому. Но суть не в ней, а в нескончаемом напылении случайностей. В какой-то момент образующих вполне вразумительную структуру, наподобие морозных узоров на стекле, где каждый волен видеть много гитик или водить по ним пальцем.

Что позволяет думать о выставках, — одну -из назовем случайным собранием “не-академических” — работ Б. Смелова, как о раскрытой ладони, протянутой специалистам по гипсу и фаянсу. Именно случайность (но никоим образом не как бы бибихинские со-лучия). Если математически уронить стакан на юбку сидящей рядом или двинуть тотчас локтем в бешено дорогие очки соседу справа, либо, например, познакомиться с petit Boris’ом, а по-нашенски Пти-Борисом, попадая в историю каких-то родово-племенных отношений, где возникают стада, petit a, горы, наконец, Grand Борис и Zoom…Остановись, ибо здесь уже долина Дагестана им. лермонтовской петли. Правильно, я задумался о случайностях, не принимающих никакой формы в своих даже явных последовательностях.

Не удивительно, что его жизнь оказалось совершенно простым доказательством того, что вроде как знаем и знание чего вроде не покидает ни на секунду. Это, как если раскрыть любую книгу на любой странице или стать неграмотным навсегда и сначала.

Однако тут возможен разговор о тех, кто видит, как если бы мордой в торт и о других, для которых зрение есть некий стекловолоконный кабель, по которому струится то, что “тортом для других и сразу”, но при том, в этом же струении, принимая все возможные “шумы” (притоки, втекания) и чуть-чуть запаздывая — это и есть основание фотографии. И философии.

Вообще. Иными словами, другое устройство конституирования времени в машине, которая пьет вино, иногда не чистит зубы, восхищается Руо, к примеру, или постукивающими часами Буре.

Важен в оговариваемом случае не предмет отвечающий предмету, но это самое пропадание “чего-то” в процессе течения… Задолго до того как написать про свою маму (но много спустя после того, как Борис Смелов снял свою маму, неосязаемо сдвинув портрет с серебренной матрицы Жан Луи Сьеффа) Ролан Барт — не могу найти, где же? На какой полке… — написал статью об одной кинограмме Эзенштейна из “Ивана Грозного”. Это была очень важная статья, в которой Барт говорил, что осыпание царя золотом — известный фокус, думать не следует. Но, писал Барт (может быть, я ошибаюсь…) главное другое — то, что является возможным для рассмотрения путем сужения зрачка, а именно: почти размытое одутловатое, мучнистое лицо какого-то, по-видимому, “опричника” на сто-сорок-десятом плане. Это и есть центр действия и рождения возможности истины даже в картинке, которая, как известно имеет к ней весьма далекое отношение, изображая даже муху в клюве птицы.

Надо полагать Барт напал на след оплошности помрежа тех времен, нашей предвзятости или очередной халтуры памяти, поскольку мы остановили взгляд не в “мимо,” — но это, то что всегда не про это и есть центр, который смещен настолько, насколько может сместиться слово “галактика” при каком-нибудь случайном выражении, подобно “я люблю тебя” или “гильотина”.

Выражение не стоит ломаного гроша. Оно бесценно. Между листами Бориса Смелова на стенах и его каждодневным едва ли не шутовским бытием в россказнях, пролегает это великое тавтологическое “между”, между Элизием, где возможно встретить приветную тень или праздновать встречу с милыми гробами и плохо выраженным оттиском глаз в пейзаже. Конечно, выставка “случайностей”, портретов, лиц, — поди докажи, что мое лицо не случайность в его контрпространстве.

Вот подобная фундаментально неустранимая вещь, словно позвоночник — а то бы все так и летали — собственной амбивалентности, двойственности, где прекрасное рождается из басен про петербург и майн-рида, а все остальное есть воздух, которым дышишь, поскольку человек, который не дышит — не может не дышать, не снимать фотографии.

Даже в придуманном им самим Элизиуме. Где ни сумасшедших домов, ни легких в медицинском понимании, поребриков для головы (в житейском плане на переходе), даже где грязи нет веры ни на пядь.

Когда я жил на Деревянной, я написал ему эти строки. Странное было лето. Тополиный пух горел всюду, даже на воде. Мы искали крыши, откуда “будет видно все сразу ”.

чашу спокойной пыли
выпить на крыше
прошуршит птица по склону
перо дыма качнется вправо
из рук выпадут два стекла
соединенные стальным ободком
и одно за другим
разойдутся на части
в глубине узкой как звук

счастье на крыше испить
меру полуденной пыли и
глянув вниз
вслед за звоном
отметить мгновение
когда два стекла
лягут на плиты
два раздробленных кристалла —

так тает стекло
так наступает полдень на крыше
в соседстве с блуждающей синевой

(1973)

Апрель,12, 2009 — Hotel Chatillon, Paris.
Фотографии – из архива А.Д.

Драгомощенко Аркадий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).