19 апреля в гранд-отеле "Марриотт" с участием Патриса Шеро, Петра Фоменко, представителей театров "Комеди Франсез" и "Види-Лозанн", Валерий Шадрин объявил об открытии руководимого им Международного театрального фестиваля им. Чехова. Основная часть фестиваля пройдет с 1 июня по 30 июля в Москве. На пресс-конференции была в основном представлена французская часть проекта, несмотря на то, что ею нынешний Чеховский не ограничивается. Ну, а первые всполохи фестиваля можно увидеть в эти дни. 20 и 21 апреля в Центре им. Мейерхольда выдающийся театральный и кинорежиссер Патрис Шеро предстанет в качестве актера: сначала он прочет «Записки из подполья» Достоевского, а на следующий день совместно с Филиппом Кальварио - тексты своего друга Эрве Гибера, умершего от СПИДа. Накануне Патрис Шеро ответил на несколько вопросов "Полит.ру".
Вы не впервые в Москве. Что отличает нынешний приезд?
Я очень счастлив, что оказался в Москве. Впервые я приехал сюда в 1989 году на коллоквиум о Станиславском, а в сентябре того же года снова приезжал с гастролями спектакля «Гамлет», который игрался во МХАТе. Это был великолепный опыт в моей театральной практике. Именно здесь я столкнулся с потрясающей публикой, жадной до театра, понимающей его. Играли мы тогда по-французски, без перевода, и я помню, что ко мне подошел пожилой зритель и сказал, что это, наверное, самый прекрасный перевод «Гамлета», который он когда-либо слышал. Ни в одной стране мира с нами такого не происходило.
В 1994 году я вновь приехал в Москву, чтобы представить здесь свой фильм «Королева Марго». Сейчас мы покажем две читки. За последние годы потихонечку я превратился в чтеца. Впервые это случилось по инициативе Барселонского фестиваля, который четыре года назад предложил обратился ко мне с просьбой что-то прочесть. И я предложил им в качетсве текста только что прочитанные мною потрясающие «Записки из подполья» Достоевского. И вот уже четыре года я езжу с этим по всей стране. Неплохо закончить с этой деятельностью именно в Москве. Сейчас я взволнован больше, чем обычно, потому что буду читать этот текст публике, которая его хорошо знает.
Кроме того, вместе с великолепным режиссером и актером Филиппом Кальварио мы задумали новую работу в жанре «чтений», и полгода назад решили прочесть тексты Эрве Гибера. В вашей стране этот автор совсем неизвестен или известнее очень мало. Он был моим другом, умер в 1991 году от СПИДа. Он писал потрясающие тексты о смерти, о болезни, о фотографии.
Чем отличается жанр читки от спектакля?
Задача читки состоит в том, чтобы как можно честнее, ближе подойти к тексту, открыть его для публики. Я сейчас мало ставлю. Но и в «Одиночестве хлопковых полей», и в «Федре» я старался все больше и больше упрощать, все проще относиться к драматическому материалу.
Почему вы ушли из театра или свели свое существование в нем к очень аскетичному?
Этот вопрос мне задают очень часто, и сам себе я его задаю очень часто. Так получилось, что начинал я в театре. Пять лет спустя я поставил первую оперу и еще через десять лет – свой первый фильм. Великими примерами для меня в то время для меня были режиссеры, которые были способны заниматься и тем, и другим, и третьим. Меня вдохновляли примеры великих – Бергмана, Казана, Висконти. Мне всегда казалось, что возможно заниматься всем этим одновременно. И вот уже 20 лет я существую в таком режиме, что каждые четыре года ставлю фильм, продолжая периодически работать в опере и драматическом театре. Но фильмы мои не были большими удачами. Мне кажется, невозможно безнаказанно снимать хорошие фильмы каждые четыре-пять лет.
Между 1982 и 1990 годами я стоял во главе театра «Нантер-Амандье» в парижском предместье. Мне кажется, что там работа моя была успешной. Но она была такой тяжелой, что на фильмы меня не хватало. Когда я снял «Королеву Марго», я понял, что в кино можно работать только, когда один фильм следует за другим, а если параллельно работаешь и в театре и в кино, что-то страдает. И вот в последние десять лет я сделал столько же фильмов, сколько за предыдущие двадцать. Это мне очень понравилось, и как-то вдруг я осознал, что жизнь моя поменялась. Это просто великолепно – менять свою жизнь. Иметь такую жизнь, о которой ты и мечтать не мог 30 лет назад! О театре я, конечно, не забываю, в нем мои корни, мне кажется, что моим родным языком является театральный. Но и на других языках мне разговаривать приятно.
И все-таки два года назад я вновь вернулся к театру (спектакль «Федра», созданный Шеро в 2003, получил сразу три высшие театральные премии Франции «Мольер» - прим. Полит.ру), а через два месяца поставлю оперу.