будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Карась Алена

Патрис Шеро читает Достоевского

19 апреля в гранд-отеле "Марриотт" с участием Патриса Шеро, Петра Фоменко, представителей театров "Комеди Франсез" и "Види-Лозанн", Валерий Шадрин объявил об открытии руководимого им Международного театрального фестиваля им. Чехова. Основная часть фестиваля пройдет с 1 июня по 30 июля в Москве. На пресс-конференции  была в основном представлена французская часть проекта,  несмотря на то, что ею нынешний Чеховский не ограничивается. Ну, а первые всполохи фестиваля можно увидеть в эти дни. 20 и 21 апреля в Центре им. Мейерхольда выдающийся театральный и кинорежиссер Патрис Шеро предстанет в качестве актера: сначала он прочет «Записки из подполья» Достоевского, а на следующий день совместно с Филиппом Кальварио - тексты своего друга Эрве Гибера, умершего от СПИДа. Накануне Патрис Шеро ответил на несколько вопросов "Полит.ру".

 Вы не впервые в Москве. Что отличает нынешний приезд?

Я очень счастлив, что оказался в Москве. Впервые я приехал сюда в 1989 году на коллоквиум о Станиславском, а в сентябре того же года снова приезжал с гастролями спектакля «Гамлет», который игрался во МХАТе. Это был великолепный опыт в моей театральной практике. Именно здесь я столкнулся с потрясающей публикой, жадной до театра, понимающей его. Играли мы тогда по-французски, без перевода, и я помню, что ко мне подошел пожилой зритель и сказал, что это, наверное, самый прекрасный перевод «Гамлета», который он когда-либо слышал. Ни в одной стране мира с нами такого не происходило.

В 1994 году я вновь приехал в Москву, чтобы представить здесь свой фильм «Королева Марго». Сейчас мы покажем две читки. За последние годы потихонечку я превратился в чтеца. Впервые это случилось по инициативе Барселонского фестиваля, который четыре года назад предложил обратился ко мне с просьбой что-то прочесть. И я предложил им в качетсве текста только что прочитанные мною потрясающие «Записки из подполья»  Достоевского.  И вот уже четыре года я езжу с этим по всей стране. Неплохо закончить с этой деятельностью именно в Москве. Сейчас я взволнован больше, чем обычно, потому что буду читать этот текст публике, которая его хорошо знает.

Кроме того, вместе с великолепным режиссером и актером Филиппом Кальварио мы задумали новую работу в жанре «чтений», и полгода назад решили прочесть тексты Эрве Гибера. В вашей стране этот автор совсем неизвестен или известнее очень мало. Он был моим другом, умер в 1991 году от СПИДа. Он писал потрясающие тексты о смерти, о болезни, о фотографии.

 Чем отличается жанр читки от спектакля?

Задача читки состоит в том, чтобы как можно честнее, ближе подойти к тексту, открыть его для публики. Я сейчас мало ставлю. Но и в  «Одиночестве хлопковых полей», и в «Федре» я старался все больше и больше упрощать, все проще относиться к драматическому материалу.

Почему вы ушли из театра или свели свое существование в нем к очень аскетичному?

Этот вопрос мне задают очень часто, и сам себе я его задаю очень часто. Так получилось, что начинал я в театре. Пять лет спустя я поставил первую оперу и еще через десять лет – свой первый фильм. Великими примерами для меня в то время для меня были режиссеры, которые были способны заниматься и тем, и другим, и третьим. Меня вдохновляли примеры великих – Бергмана, Казана, Висконти. Мне всегда казалось, что возможно заниматься всем этим одновременно. И вот уже 20 лет я существую в таком режиме, что каждые четыре года ставлю фильм, продолжая периодически работать в опере и драматическом театре. Но фильмы мои не были большими удачами. Мне кажется, невозможно безнаказанно снимать хорошие фильмы каждые четыре-пять лет.

Между 1982 и 1990 годами я стоял во главе театра «Нантер-Амандье» в парижском предместье. Мне кажется, что там работа моя была успешной. Но она была такой тяжелой, что на фильмы меня не хватало. Когда я снял «Королеву Марго», я понял, что в кино можно работать только, когда один фильм следует за другим, а  если параллельно работаешь и в театре и в кино, что-то страдает. И вот в последние десять лет я сделал столько же фильмов, сколько за предыдущие двадцать. Это мне очень понравилось, и как-то вдруг я осознал, что жизнь моя поменялась.  Это просто великолепно – менять свою жизнь. Иметь такую жизнь, о которой ты и мечтать не мог 30 лет назад! О театре я, конечно, не забываю, в нем мои корни, мне кажется, что моим родным языком является театральный. Но и на других языках мне разговаривать приятно.

И все-таки два года назад я вновь вернулся к театру (спектакль «Федра», созданный Шеро в 2003, получил сразу три высшие театральные премии Франции «Мольер» - прим. Полит.ру), а через два месяца поставлю оперу.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).