будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Пауки

Пауки
kirill_kobrin_98

 Автор нечитабельных, но совершенно великолепных романов Пьер Гийота три года назад выпустил книгу «Кома», где рассказывает о цепи событий, приведших его в начале восьмидесятых в то самое состояние бессознательности, вывести из которого не всегда (увы, или к счастью – как посмотреть) могут врачи. Сейчас эта книга переведена на русский и выпущена издательством Kolonna. Теперь те из нас, кто не знает французского, могут прочесть поучительную историю писателя, который не может находиться дома, который живет, спит и пишет в машине, который не питается ничем, кроме таблеток «компрагила» -- но при этом в больших количествах закупает консервы и набивает ими багажник.

Странный человек, нежный, то ли целомудренный, то ли разнузданно бисексуальный, любящий сын, верный друг, добрый брат, сочинитель возмутительных книг – в них потоки спермы вливаются в моря крови -- Гийота поглощен сочинением нового романа о том же самом: о насилии, о власти и унижении, об «онтологическом порабощении». Чем быстрее, лихорадочнее он пишет, тем меньше ест, чем толще рукопись, тем тоньше тело; по мере продвижения сюжета (и по мере передвижений автомобиля автора) Гийоту почти перестают узнавать близкие – так исхудала, высохла его плоть. На первый взгляд, здесь пересекаются две совершенно французские метафоры двадцатого века: сартровская тошнота и годаровские гонки на последнем дыхании, только у Гийоты нет ни капли сладко-горькой экзистенциалистской настойки. Все это – не про «существование предшествует сущности» и не про плохое (хорошее) общество, это о мире, построенном на идее абсолютной власти, рабства, подчинения и насилия. Проблематика Гийоты – концентрированная смесь де Сада, Селина и Фуко. Извержение прозы иссушает тело писателя, но восстановить свои силы он не может, так как пища, предлагаемая ему окружающим миром, чужеродна; сыр, морковка или хлеб произведены людьми, которые слишком органичны, слишком природны и (что примерно то же самое) слишком буржуазны. Эта человеческая еда не перерабатывается в литературное испражнение столь высокой а-человеческой очистки; здесь нужен промышленный. химический продукт, таблетки.

Священное исступление Гийоты ввергает его в состояние комы, из которой писателя выводят эскулапы. Тем самым поставлена граница такого исступления: тот, кто пишет о власти и смерти, сам находится в пределах жизни: физиология все-таки заставляет работать воображение – будь это не так, ни один автор детективов не пережил бы свой собственный первый текст, погибнув с первой же своей жертвой. Конечность человеческого существования принуждает писателя изощрять ум и отправляет фантазию попастись на тучные луга невозможного. Воскреснув в 1981 году, Пьер Гийота продолжил сочинение странных книг -- в частности, написал и «Кому»: о том, как он чуть было не перешагнул черту, за которой уже нет ни писателей, ни литкритиков, ни издательств. А здесь – по эту сторону – они есть, и еще как! «Кому» сопровождает интервью, взятое у Гийоты переводчицей книги Марусей Климовой. Вынырнув из волнующего потока отстраненно-безумной интонации комалитературы, читатель с изумлением оказывается в мире расчетливых литдеятелей: интриги в премиальных комитетах, отзывы критиков, шум по поводу театральных постановок – и ведь этот человек только что десятками глотал анальгетики и блевал от первой же ложки супа! Но, как мы видим, странности здесь нет – кома комой, а литпроцесс литпроцессом. Романтизм, как обычно, унижен, просвещенческий галлицизм торжествует.

Но самое интересное в этой истории (не считая очевидных художественных достоинств «Комы») другое – связь еды, пищи, кормления и процесса выделения текста из тела автора, процесса, который так похож на выделения тела, на испражнения. Раздраженный читатель скажет, что все это уже было в том же самом романтизме («Его слабит стихами», -- писали о Жуковском), что, в конце концов, это уже чистый «гринуэизм», что обо всем сказано, точнее – все это рассказано в целой серии фильмов Питера Гринуэя 80-х годов прошлого века. Автор выделяет из себя текст, который обретает форму бумажной книги, в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник», наполненной гастрономическими и скатологическими мотивами и метафорами, «вор» приказывает умертвить интеллигента-«любовника», затолкав ему в глотку выдранные из книги листы. Обуреваемая презрительным мщением «жена», в свою очередь, заставляет «вора» есть приготовленный «поваром» труп «любовника». Читатель питается книгой и умирает, профана кормят трупом читателя и убивают. Но в этой чисто британской культурной схеме нет места писателю, автору, и потому нам стоит вернуться на французскую почву.

Связь испражнения и писания подметили здесь давно, даже на этимологическом уровне. Ролан Барт говорит о появлении жанра частных дневников следующее: «В XVI веке, когда начинали писать подобные дневники, их без отвращения называли diaires (ежедневники, от латинского diarium) – тут и diarrhea (диарея) и glaire (слизь)». Постепенно складывается даже образ писателя, литератора, иногда даже мемуариста, который, подобно пауку, сидит в своем углу и беспрерывно выделяет словесную слизь, отвердевающую в литературную паутину; автор медленно затягивает ею все большее и большее пространство жизни, вот и общество уже попалось ему, и персонажи болтаются в этой липкой сети, беспомощно барахтаются, пока, укутанные в кокон паутины, не упокаиваются в коллекции литгероев. Герцог Сен-Симон, госпожа Севиньи, Бальзак и, конечно же, Марсель Пруст – вот великие литературные пауки Франции: Пруст, последний в ряду, обожатель всех предыдущих, и есть самый главный из них. Он годами сидел в своей дальней комнате, обитой пробковыми обоями, и ткал, метр за метром, паутину, в которой оказалось всё – довоенное и военное общество, сословное чванство, любовь, алчба, герцоги, содержанки, кухарки, литераторы. Самое потрясающее свидетельство об этом нежном и безжалостном пауке – воспоминания его верной служанки Селесты Альбаре «Господин Пруст»; любой, мечтающей о литературном поприще, должен прочесть эту книгу и отказаться от своих радужных планов пока не поздно. В исповеди служанки есть один важный сюжет, возвращающий нас к Гийоте. Дело в том, что в последние десять лет жизни Марсель Пруст почти ничего не ел; Селеста Альбаре свидетельствует: его дневной рацион, чаще всего, состоял из кофе и круассана, и лишь очень редко, уступив настояниям окружающих, он соглашался сжевать маленький кусочек чего-нибудь другого. Иными словами, его словесные выделения, его прозаическая паутина не требовала сырья (или требовала до смешного мало).

Но, в отличие от Гийоты, Пруст, конечно же, не глотал таблетки. Его случай чище и радикальнее. Тело Марселя Пруста существовало исключительно для того, чтобы писать, но топливом для его функционирования была не «материальность» (в самом широком смысле), а совершенно нематериальные память и воображение. Пожирая зрительные, звуковые, осязательные образы, его сознание перерабатывало их в слова, которые потом выводила рука. Все, что нужно было для поддержания работы мозга и правой руки, Пруст беспрекословно поглощал – хватало маленького кофейника и круассана. Остальное существовало само по себе, держась исключительно величием несгибаемого духа. Марсель Пруст – пример полного воплощения метафоры «тело - инструмент духа», но не будем несправедливы и к Гийоте – он как мог старался приблизиться к этому идеалу. Как обычно в последние десятилетия, помешали какие-то дурацкие таблетки. Из-за них Пьер Гийота впал в бессознательное состояние, а нужно было – в бестелесное.

См. также другие тексты автора:

  • Хокку и Далек
  • Годы неприятия
  • Бог литературы
  • Возможность совершенства
  • В защиту неблагодарных
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).