будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Культура
Идлис Юлия

Перевод с языка под язык

Перевод с языка под язык
stepanova

Фонд научных исследований "Прагматика культуры" выпустил сборник стихотворений Марии Степановой "Физиология и малая история". Мария Степанова - поэт, принадлежащий к условному "молодому поколению" современной поэзии - к поэтам "вокруг тридцати". В этом году Степанова получила премию Пастернака в номинации "Артист в силе", что, без сомнения, соответствует действительности. Степанова и правда артист, быстро набравший силу и освоившийся с русской поэтической традицией двух последних веков.


"Физиология и малая история" - книга о человеке во всех его проявлениях. Книга об истории, географии, биохимии, физике человека - и, конечно, о его метафизике. При этом внутренняя жизнь человеческого существа понимается не только и не столько как его мысли, чувства и порывы, но как напряженная работа его внутренних органов, мышечные сокращения, мелкие движения незаметных глазу сочленений - всего того, что организует тот самый "мыслящий тростник", о котором мы привыкли думать как о венце божественного творения.

В стихах Степановой звучит неподдельное удивление перед сложностью человеческого устройства - не только душевного, но и физиологического. То, что этот изощренный механизм не ломается, не "зависает", как навороченный компьютер, не отказывается жить и работать, можно объяснить только чудом:

Вы ж, от темечка и до пятки,
Позвонки, перепонки, прядки,
Все места, где хвостом вертела,
Все углы, где играла в прятки,
Добиваясь, чего хотела,
Тетка молодость с телкой тела...

Отсюда - эпичность мелких бытовых деталей человеческой жизни. Все достойно упоминания, потому что все принадлежит истории - "малой истории" жизни, физиологии чудесного человеческого существа. Крем для лица, плед, "ложе", воспоминания о молодости, фотографии, "порнокомиксы в целлофане", карты таро, фигурки в тире - все это образует вселенную, в которой живет человек. Каждая мелочь здесь имеет свое место и свое значение.

Степанова смотрит на человека сквозь; взгляд ее устремлен одновременно наружу, в "большую историю", и вовнутрь, в физиологию данного конкретного тела. Под таким взглядом история страны неумолимо превращается в историю человека, который носит свою страну в себе, всю без остатка, и сам является этой страной. И в то же время сам человек - не более чем клубок мышц и сухожилий, собрание рефлекторных реакций, вместилище секреций и, в общем-то, просто кусок мяса, как и все. Это противоречие между душой и телом, между высокими мыслями, всем интеллектуальным "бэкграундом" человека и тем, во что его превращают физиологические процессы (как, например, секс), занимает Степанову больше всего:

На и над берлинской койкой
Прямодушно и топорно
Входит в то, что было полькой,
То, кто был студент из Варны.
Теперь их вытачки и шлицы
(Колени локти ложесна)
Имеют отчие границы.
Их забыты имена.

Человек - сам себе и государство, и целый мир. В нем есть все, что нужно для счастья, для боли, для одиночества, для любви - словом, для жизни. "Я, свернувшееся в кулак. // Тела спяща ночной ГУЛАГ" - так описывает Степанова уснувшую лирическую героиню. Для такого "человекотуловища" внутренние процессы оказываются гораздо важнее всего, что происходит снаружи, вокруг. Малая история степановского человека складывается не из тех событий, о которых говорят в "Новостях", а из тех событий, которые происходят внутри тела - в легких, в кровеносных сосудах, в клетках. И любые проявления человеческой души - такие как любовь, радость или горе - видны, прежде всего, там, под тонким слоем эпителия.

Я хочу лежать в твоей середке,
Как во гнездах неопрятные наседки,
Как в жестянках плоские селедки.
Составлять твои грудные клетки.

Я хочу участвовать в работе
Лейкоцитов или электронов,
Быть ударник на заводе плоти,
Быть набойщик всех ее патронов...

"Микроскопический" взгляд поэта позволяет рассмотреть в непривычном приближении не только человека и все, что в нем, но и окружающие вещи. И при таком многократном увеличении, которое дает степановская оптика, оказывается, что все они живые: можно рассмотреть их дыхание, мелкие движения, мысли и чувства. Например, можно услышать разговор двух фантомов 2004 года: разобранной гостиницы "Москва" и сгоревшего Манежа, который упрекает "Москву" в том, что та его "никогда не любила". И вообще.

Все - живое; люди и вещи уравнены в правах. И те, и другие могут испытывать разнообразные чувства, думать разнообразные мысли и ощущать разнообразную боль. Но в этом Степанова находит источник постоянной печали: если люди как вещи, то их исчезновение (умирание) оказывается еще болезненнее, потому что оно окончательно - вещи ведь исчезают без следа:

И слышим: нет вертолета - к стене припав,
Как липнет к стойке в четыре утра пятак,
Под кем-то к нам приближаемое пиф паф.

Но нас уже нет и так.

И тем не менее, что-то остается. Мир у Степановой оказывается палимпсестом, в котором прошлое проступает сквозь настоящее, как морщины на лице, - если приглядеться. "И видно многих, стоявших там, // сквозь многих стоящих там", - пишет она после посещения кладбища. Исчезнувшее не исчезает до конца; не высказанное хранится где-то в уголках губ, так что его всегда можно услышать, если захотеть.

По этому принципу работает и сам стих Степановой. Слова то удлинняются, то укорачиваются, укладываясь в прокрустово ложе ритма. Здесь можно встретить слово "передусмотрена" или слово "мозаич." - и, к удивлению своему, даже не споткнуться об эту языковую странность. Степанова очень часто обрывает слова, глотает слоги, не договаривает до конца - но мы все понимаем.

"Нужно, как виды вин или сорта куропаток,
Или классифици, или полюбопы:..." -

говорит она, и читатель послушно кивает: да, действительно, классифици бы. Ну или, на худой конец, просто полюбопы. Получается эффект "домашнего диалекта" - разговора между очень близкими друг другу людьми, которым не нужно строить правильные фразы и четко выговаривать слова, чтобы их поняли. Достаточно просто обозначить фразу, положив ее под язык.

Степанова действительно разговаривает со своим читателем на любовном "семейном" диалекте. От этого возникает теплое чувство доверительности и достоверности того, о чем рассказывают эти стихи. И зачем вообще говорить правильно, если и так все понятно? Никуда ведь не деться от чувства, что тебя приняли в семью, усадили на кухню, налили чаю с вареньем - и вот теперь травят тихие байки обо всем на свете: о близких и дальних родственниках, о случайных встречах на улице, о красивых местах, которые надо бы посетить... О физиологии и малой истории.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).