Спрос на услуги фотомоделей, предъявляемый петербургским рекламным рынком крайне незначителен. Виной тому сразу несколько факторов: и малое количество местных СМИ с приличной полиграфией, и куцые рекламные бюджеты местного бизнеса. Есть также и причины субъективного порядка, определяющиеся недостаточностью культуры рекламного мышления: заказывая, к примеру, представительский календарь, иные петербургские бизнесмены искренне уверены, что лучший сюжет для иллюстраций в таком календаре – прямоугольные гробы продаваемых этими бизнесменами компьютеров.
Взгляд удрученного фотографа
Когда рекламный фотограф или дизайнер-рекламист нуждается в живых прототипах для создаваемой "картинки", он может привлечь модель "с улицы", а может обратиться в специализированное агентство. Оба указанных пути реализуемы в петербургских условиях и каждый имеет свои достоинства – в первом случае, например, значительно легче обеспечить уникальность рекламного персонажа, незатасканность его образа. Кроме того, подобный подход может дать некоторую, не особенно существенную, экономию на гонораре модели.
Второй же путь, по идее, должен обеспечивать беспроблемный выбор модели с требуемыми параметрами внешности, а помимо этого – необходимый для съемки ее профессиональный уровень. Должен, однако на практике, увы, делает это лишь с весьма большими оговорками.
Что касается выбора – то здесь наблюдается хрестоматийный заколдованный круг слабого спроса: "наличный ассортимент" способен удовлетворить лишь самый ходовой заказ, модели с отличающейся внешностью практически не имеют шансов быть востребованными и, по этой причине, отсутствуют в портфолио агентств. Когда же, наконец, кто-либо проявляет спрос именно на "нестандарт" – агентства помочь уже не могут.
Вариантом подобной "нестандартной" внешности является внешность мужская в целом. Вот уж – узок круг этих людей! Три, четыре персонажа кочуют в Петербурге с постера на постер, из объявления в объявление. Предложение столь невелико, что фотографы обычно прибегают к альтернативным источникам – в этой роли моделей могут выступать, скажем, актерские базы данных киностудий…
Довольно непросто обстоит дело и с профессионализмом моделей. Вопреки распространенному заблуждению, работа фотомодели требует не только природных данных, но также определенной квалификации и подготовки. Фотомодель – актриса одного кадра, она должна уметь перевоплотиться, войти в требуемый образ. Иначе говоря, показать не себя, а персонаж. При этом сыграть один кадр порой тяжелей, чем роль в кино: кинопленка берет повторяемостью и пропускает многое из того, что не прощает фото. По словам фотографа Александра Насонова, "значительная часть тех, кто считает себя моделями, способна лишь на заученные журнальные позы, которые никому не нужны… к тому же у большинства наших моделей проблемы с выносливостью". Действительно, средняя фотосессия может длиться до пяти часов, еще несколько часов порой уходит на подготовку модели – макияж, работу с парикмахером, костюмером. Все это время модель ограничена в свободе движений – иногда она даже не имеет права садиться, дабы не оставить на коже следы или не повредить костюм. Не потерять в таком режиме восприимчивость, энергию, естественность и просто доброжелательное отношение к окружающим довольно сложно!
Отдельная проблема – поддержание моделью рабочей формы. Каковы бы ни были природные данные, сколь бы совершенны ни стали компьютерные технологии редактирования изображений, тело модели – ее инструмент – требует регулярного и недешевого ухода. Солярий, купленный на kupit-solyariy.ru, косметолог, парикмахер, маникюр/педикюр не реже раза в месяц, почти всегда – фитнес – вот лишь "джентльменский набор" процедур, обязательных для модели за рубежом. Многие ли из наших моделей, месяцами не имеющих ни одной съемки, готовы регулярно все это оплачивать? Едва ли… (Еще одна больная тема именно наших, питерских моделей – плохие зубы. Вот уж где денег требуется – страшно даже подумать, сколько!).
Кроме того, у "продукции" модельных агентств зачастую "хромает упаковка": "портфолио агентств и самих моделей, мягко говоря, еще далеки от идеала…" – поясняет Александр Насонов, – "лишь сейчас только некоторые агентства начинают пытаться предлагать себя через интернет, заводят сайты…"
Однако больше всего удручает, конечно же, текучесть кадров. Талантливые и работоспособные модели все-таки появляются в Петербурге достаточно регулярно. Появляются… но тут же исчезают – чаще всего навсегда. "Допустим, снимаешь хорошую модель," – продолжает Насонов, – "пару месяцев спустя делаешь на нее опять запрос в агентство, а в ответ – отказ: девочка уже в Милане или Лондоне… в лучшем случае – в Москве…"
Взгляд изнутри модельного агентства
"Модельное агентство – это не бизнес в том смысле, который обычно принято вкладывать в это слово. Едва ли хоть одно из десятка агентств, активно работающих в городе, приносит своим владельцам годовую прибыль, достаточную для покупки, скажем, среднего класса иномарки", – говорит Наталья Красняник, директор агентства "Статус", сама – фотомодель с многолетним стажем. Впрочем, для кого-то и подобные доходы вполне достаточны – гораздо хуже другое: хуже то обстоятельство, что бизнес по продаже фотомоделей исключительно непредсказуем. Во-первых, непредсказуем спрос, а следовательно – оборот. Очень выражена сезонность: пики спроса приходятся обычно на ноябрь и май. Во-вторых, велика вероятность обмана агентства моделями и заказчиками – пообщавшись с моделью один раз, заказчик может в дальнейшем обходиться и без посредника. Отношения агентства с теми и другими обычно слабо формализованы, а расчеты чаще всего осуществляются наличными. Впрочем, в последние годы начало складываться что-то вроде круговой поруки модельных агентств – обмена информацией о неэтичных моделях и заказчиках.
В реальности, учредителями модельных агентств движут самые различные побудительные мотивы. Отбросив заведомо криминальные – когда под вывеской модельного агентства существует фирма по отправке девушек в сомнительные загранкомандировки либо просто контора по сбору денег от поверивших сладкозвучным песням соискательниц – упомянем следующие два: агентство организуется для технологической поддержки другого бизнеса (рекламного агентства, дизайн-студии и т.д.); агентство организуется для создания круга общения, получения информации и генерации полезных деловых контактов владельца.
В состав модельного агентства обязательно входит школа моделей – платные курсы, на которых будущих моделей учат азам макияжа, подиумному движению (дефиле), пластике с азами хореографии, иногда – актерскому мастерству и совсем редко – специальным психологическим навыкам, из которых едва ли не самый актуальный – навык принятия поражения. Действительно, даже у популярной модели удачных кастингов (отборов) всегда меньше, чем неудачных. "Слабая психологическая устойчивость – визитная карточка питерских моделей" – считает Наталья Красняник, – "Иногда достаточно нескольких месяцев без работы, чтобы у модели начался едва ли не психоз. Ей станет казаться, что она подурнела, потеряла свои данные и т.п."
В школу модели приходят с улицы, по рекламным объявлениям, занимаются несколько месяцев и платят за это от $15 до $1000 в месяц. Средняя по городу цифра составляет $100/месяц и, в общем, адекватна реальной ценности обучения. Успешно прошедшим курс агентство обещает включение в свою базу и активное продвижение. Однако во многих случаях эти обещания так и остаются обещаниями – ряд агентств просто никогда никому ничего не предлагает: их деятельность, собственно, и ограничивается школой моделей. Другие агентства работают как положено, но вот будет ли иметь спрос данная модель – один бог ведает.
Если модель всерьез рассчитывает на востребованность, ей необходимо озаботиться персональным фото-портфолио. Для этого модель заказывает за свой счет специальную фотосессию, еще какие-то деньги уходят на пристойное оформление снимков – на круг эти ее затраты лежат в диапазоне от $200 до $800.
Таким образом, выход фотомодели на рынок обошелся ей, при самом экономном раскладе, в $500. Поможет ли агентство хотя бы отбить эти деньги? Посмотрим, какие здесь возможны варианты.
Итак, модель может быть привлечена для следующих видов работы: фотосъемка, съемка видеоролика, фэшн-показы, шоу причесок, выставки и другие публично-представительские мероприятия. Понятно, что оплачиваются они по-разному. Видеосъемка, например, самое доходное из перечисленных занятий – модель может получить до $500 за ролик. Гонорары за фотосъемку обычно лежат в пределах $50 - $150 за съемочный день. Реально в ходе одной сессии модель может заработать, самое большее, $500. Интересно, что не прослеживается отчетливой зависимости между гонораром фотомодели и степенью ее обнаженности на съемке – просто одни модели соглашаются на участие в подобных проектах, другие нет. Работа есть работа.
До некоторой степени гонорар модели зависит от масштабов последующего тиражирования изображения – получив заказ, агентство часто спрашивает о цели фотосъемки и назначает несколько большие расценки в случае крупнобюджетных рекламных проектов.
Участие же в различных показах и демонстрациях – наименее денежное занятие. За полный рабочий день "на ногах", иногда – в одежде не по сезону, модель может получить $15 - $20.
Понятно, что для разной работы и модели нужны разные – показы, скажем, требуют "вешалок": высоких девушек стандартных пропорций, умеющих ходить подиумным шагом. Для фотосъемок же рост не слишком важен – но зато первостепенную роль играет лицо, качество кожи, другие детали. "Сущая пытка найти, допустим, красивые руки," – делится Александр Насонов – "И агентства сегодня едва ли в состоянии ощутимо помочь мне в этом."
А что же зарабатывает само модельное агентство? Иногда оно договаривается о фиксированных гонорарах и с моделями и с заказчиками. Разница достается агентству и может в отдельных случаях составлять $100-$150 за съемочный день модели, при том, что сама модель заработает в этот день $50. Но такое бывает очень редко. Обычно же агентство получает премию, составляющую от 20 до 50 процентов гонорара, полученного моделью. То есть, в нашем случае – максимум $25. Чтобы хоть как-то оценить валовой доход агентств, отметим, что каждое из них редко имеет более двух десятков моделей, привлекаемых к съемкам хотя бы раз в два месяца.
Что следует из подобной арифметики? То, что, агентство еще как-то может свести концы с концами, а вот сами модели – никогда. "Готова поручиться," – утверждает Наталья Красняник, – "что в городе сегодня нет ни одной модели, живущей исключительно на модельные гонорары!"
Кто же они, эти люди?
Что приводит молодежь в модельные агентства и что это за молодежь? Для 16-18 летних девушек, не обремененных семейными заботами, актуальны в первую очередь карьерные ожидания. Они наслышаны о заработках супермоделей, манит загадочная заграница и так далее – впрочем, для школьницы или студентки и шальной гонорарчик в $50-$100 и даже в $20 тоже не последнее дело! В начале эти карьерные ожидания весьма туманны, но чуть позже туман рассеивается, и выясняется, что карьерные перспективы, по крайней мере в заграничной своей части, действительно существуют, но "светят", увы, не всем.
Однако взамен завышенным карьерным ожиданиям приходит иной букет мотиваций – оказывается, что работа моделью дает весьма приятное чувство сопричастности прекрасному: ты оказываешься в центре многолюдного процесса, в который вовлечены дизайнеры и модельеры, фотографы и музыканты, и все эти талантливые творческие люди озабочены лишь одним только – чтобы ты получилась! Немаловажно и то, что рядом оказываются также стильные богатые люди, с которыми возникают контакты, переходящие, порой в весьма продвинутые отношения. Модель – это своего рода стиль жизни, самостоятельная ценность. Именно благодаря означенному обстоятельству среди петербургских моделей имеется, например, несколько женщин, приезжающих сниматься за $50 на Gelenvagen'ах своих законных мужей. Стоит добавить, что атмосфера внутри успешных модельных агентств обычно довольно теплая и благожелательная, между моделями нередко возникает настоящая дружба, сохраняющаяся затем долгие годы.
А как у них?
В Соединенных Штатах высококлассная фотомодель, подписавшая контракт в качестве "лица компании", однако не обладающая именем, известным за пределами профессионального круга, получает до $10 000 за день имиджевой съемки. Таких дней может быть 1-2 в месяц. Съемки на обложки глянцевых журналов обычно не подразумевают вознаграждения модели, так как являются, по сути, ее персональной рекламой. Серии "фэшн стори" для этих изданий также оплачиваются лишь символически. Во всех случаях соблюдается правило: гонорар фотографа больше гонорара модели. Участие в дефиле такой модели оплачивается в пределах $1000-$2000 в день.
Понятно, что у топ-моделей мирового класса гонорары исчисляются в других цифрах, причем Клаудиа Шифер и Синди Кроуфорд давно уже не на первых местах по уровню дохода в год, молодые сексапилки оставили их далеко позади. Гонорар самых модных топ-моделей в мире на сегодняшней день может достигать $50 000 в день.
В Москве, по мнению опрошенных нами рекламистов, гонорары фотомоделей выше питерских в несколько раз – сказывается несоизмеримо больший спрос, предъявляемый русскими редакциями международных "глянцевых" изданий, а также рекламными службами крупных корпораций, российские штаб-квартиры которых также расположены в столице.
На фото актриса Мила Йовович (род. в 1975 году в Киеве) - самая высокооплачиваемая фотомодель в мире.