будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура
Идлис Юлия

Пираты и киберпанки под Питером

Пираты и киберпанки под Питером
cyborg_eddie

Бабушки считают, что это секта. Окружающие считают, что это психи. И только они ничего не считают – кроме, разве что, банок с тушенкой, пиратских пиастров и километров от ж/д станции до полигона. Они играют.

В России вокруг ролевых игр за недолгое время их существования возникло много мифов, баек и страшилок. Грибники под Калугой, имевшие неосторожность в шесть утра копошиться в березовом подлеске, накинув на плечи дождевик с капюшоном, жалуются, что в них стреляли – из лука. Старушки, вышедшие на лестничную клетку вынести мусор, рассказывают, как прямо у них на глазах один подросток «убил» другого – мечом. И еще приговаривал: «Умри, отродье Хаоса».

Мирное население не хочет разбираться, в чем разница между игрой на полигоне и игрой по городу. Оно не хочет знать, что в лесника стрелял заградительный отряд гоблинов, который принял его за эльфа, а старушкиного соседа в честном поединке победил принц Амбера и законный наследник престола. Оно не делает различий между юными хиппи и металлистами с деревянными мечами в руках и бородатыми историками, которые каждое лето собираются на Бородинском поле в костюмах 1812 года. Мирное население недоумевает. И иногда пугается.

Между тем мир ролевых игр вполне обозрим и поддается структурированию. Есть историческая реконструкция, адепты которой сидят в архивах библиотек, шьют одежду и обувь так, как шили ее древние скандинавы, индейцы, славяне и т.д., разговаривают на их языке, поют их песни и т.п. Есть толкиенизм, которому уже больше полувека и который в своих гостеприимных объятиях содержит, помимо прочих, и любителей пофантазировать, помахать мечом и – иногда - съездить на ежегодные Хоббитские Игрища (ХИ) – самую масштабную в России игру по миру Дж. Р.Р. Толкиена. Наконец, есть все остальные, которые играют во что и как заблагорассудится.

История в цифрах

Ролевое сообщество в крупных городах России возникло в самом начале 1990-х. К концу 1990-х у некоторых городов появилась своя игровая специфика: например, у некоторых игроков есть мнение, что в Нижнем Новгороде играют в «стратегию», в Казани – в «игротехнику», в Питере – в антураж, и т.д..

Для питерской ролевой школы переломным стал сезон 1994-1995 – время массового наплыва игроков и возникновения потребности в специализации. Игроки обрели любимые амплуа, возникла мода на постоянные команды. Расширился круг «игровых» тем и первоисточников для ролевок.

Постепенно в питерском игровом сообществе появилась концепция так называемых имиджевых игр, создателям которой показалось несправедливым, что, грубо говоря, в хоббитов играют все, а в ковбоев – только дети младшего школьного возраста. Центральным элементом игры стало изложить ее тему и стиль так ярко, чтобы игроки почувствовали себя в игровом мире, «втянулись» в него.

Одним из первопроходцев «игр чистого стиля» стал Игорь Голышев, автор серии игр по Дикому Западу в стиле «вестерн-водевиль»; пилотная игра на 20 человек по этой теме прошла под Питером в 1998 году.

В 1999 году питерцы провели ролевку по компьютерной игре Fallout («пост-ядерное будущее»). Это была первая крупномасштабная игра по техногенному миру. В 2000 году прошла первая игра из серии «Пираты Карибского моря», в 2001 – «Киберпанк» по миру Уильяма Гибсона и «Чикаго 1925», в 2002 – «Аризона 1876». А к настоящему моменту богатство сюжетов, в которые играют под Питером и не только, способно поразить самые начитанные умы.

Вместе с тем растет и технологический уровень подготовки ролевых игр. «Тенденции последних пяти лет в ролевом сообществе отражают изменения в обществе, - говорит Игорь Голышев. – Так, растет роль информационных технологий в подготовке игр: приличный проект, рассчитанный на полсотни человек, сейчас уже просто обязан иметь сайт и поддерживать дистанционное общение игроков с мастерами – «модераторами» игры. Общий рост материальной стабильности в городах привел и к некоторому повышению уровня снабжения игр: теперь и экипируются основательнее, и одеваются, и даже едят совсем не так, как 5-10 лет назад».

Да и ролевое сообщество все более подвержено стихийной институционализации. Все началось с возникновения игровых и мастерских команд и клубов по принципу «мне нравятся эти люди» или «мне нравится то, что они делают». Постепенно из этой питательной среды выделились клубы «со специализацией»: кто-то обучал средневековому или японскому фехтованию, кто-то – кельтским танцам и языку эльфов, а кто-то ездил на игры более или менее одним и тем же составом. То же случилось и с мастерами: на смену понятию мастерской «команды» пришло понятие мастерской «группы», костяк которой чаще всего состоял из одних и тех же людей, но при этом каждая игра рассматривалась как отдельный проект, под который приглашаются те или иные «специалисты».

Что надо знать и уметь

«Подготовка игры – это большой проект, в котором, с точки зрения управления проектами, изначально заложены большие риски, потому что его участники не несут ответственности ни за что», - утверждает Николай Горбунов, один из приверженцев имиджевых ролевок. Часто бывает так, что игроки, на которых мастера игры рассчитывали больше всего, не приезжают на полигон; а кто-то приезжает – и не играет, а праздно шатается по полигону, не зная, чем себя занять, и т.д. Когда на полигоне собирается до 200 человек, сложно ждать от них чудес самоорганизации, хотя чудеса случаются – если мастерская группа знает, как управлять тем, что происходит на полигоне.

За сезон под Питером проходит около двух десятков более или менее заметных игр. В них участвует от 20 до 200 человек, если игра питерская, и до 1000 – если приезжают игроки из других городов.

Существует «жанрово-количественное» разделение игр на «кабинетки», «полигонки» и игры по городу. «Кабинетку» можно устроить в квартире, в ДК, в рекреации университета – в любом закрытом помещении. В ней участвует порядка 30 человек, причем каждый знает, что должен делать и чего добивается. Соответственно, здесь минимум «неигровухи» - ситуаций, когда средневековый самурай перед харакири вдруг бросается в угол, где в недрах его рюкзака заливается «Полетом валькирии» мобильник.

«Полигонка» - это игра на открытой местности и относительно большом пространстве. В ней может участвовать до 1000 человек; а в начале августа под Москвой состоялась рекордная по количеству участников игра «Ведьмак. Нечто большее»: на нее съехалось более 2500 игроков.

Помимо прочего, «полигонка» предполагает существенные затраты на декорации, которые, конечно же, достаточно условны. «”Догвилль” видели? Вот и здесь так же. Натянул веревку, поставил шкаф – вот тебе и кухня», - рассказывает Николай Горбунов.

Наконец, излюбленное развлечение бабушек в подъездах – игры по городу. Они проходят в режиме реального времени, без перерывов на обед, работу и личную жизнь игроков; вернее, обед, работа и личная жизнь игроков не является гарантией того, что именно в это время их не придут убивать из вражеского стана. Такие игры были особенно популярны в 1-м Гуманитарном корпусе МГУ несколько лет назад; тогда по этажам ходили нервно озирающиеся люди, пряча в рукавах деревянные ножи и ни к кому не поворачиваясь спиной в столовой.

Впрочем, игру по городу можно устроить не по любому сюжету. Скажем, в «Ночной дозор» или какие-нибудь шпионские страсти хорошо играть по городу, а вот «Дикий Запад» так и просится на полигон.

Сколько стоит это ваше удовольствие

Основные статьи расходов мастерской команды – декорации и еда. Приехавший на игру народ надо кормить, и мастера решают, будут ли игроки кормиться самостоятельно или же в игровых кабаках за игровые деньги. В любом случае, на большинстве игр существует игровой взнос: игроки скидываются, и эти деньги идут на обустройство полигона, покупку продуктов, реквизита и т.п.

«Минимальный взнос – порядка 50 рублей, - рассказывает Игорь Голышев. – Бывает и меньше, но тогда он носит, скорее, психологический характер: хоть копейку, но заплати. Верхняя граница сейчас – несколько сотен рублей, и это вполне оправданные деньги, во всяком случае, на зарплату мастерам они не идут».

Иногда игровой взнос увеличивается по мере приближения игры, т.е. чем раньше сдаешь деньги, тем меньше платишь. Есть и региональная дифференциация: часто для игроков из дальних городов размер взноса существенно сокращается. При этом бюджет игры может быть крайне гибким и колебаться от нуля до сотен тысяч рублей, в зависимости от количества участников, степени антуражности и т.д.

Волшебная палочка из табуретки

Одна из важнейших составляющих ролевой игры – а тем более «имиджевой» ролевки – это реквизит. Чаще всего игроки делают его своими руками, в некоторых случаях – заказывают известным в сообществе умельцам, реже обращаются за историческими костюмами и муляжами оружия к реконструкторам.

Оружие должно не только иметь «товарный вид», но и быть безопасным для окружающих. У некоторых групп ролевиков практикуется проверка заявленного на игру оружия на его владельце: если ты недостаточно смягчил наконечник стрелы, будь готов принять всю тяжесть своей безответственности «на грудь». Буквально.

В целом, игроки – неленивые изобретательные люди. Они собирают кандалы для аризонского шерифа на прилавке магазина, где продаются крепежные принадлежности, из хомутов для труб и велосипедной цепи; делают мечи из строительного текстолита; строгают волшебные палочки из ножек от табуретки (как некоторые московские поттероманы). «На «Киберпанке» каких только киберимплантантов народ себе не придумывал, - рассказывает Николай Горбунов. – У одного штекер был вплетен в косичку, у другого был разъем прямо в ухе…»

Интересно, что западные игроки менее склонны мастерить все из подручных материалов и пользуются услугами довольно развитой индустрии товаров для ролевых игр, которая – в виде бесконечных магазинов, где продаются костюмы и парики, метлы и воздушные палочки, мечи и арбалеты – наросла вокруг ролевого движения за десятилетия его существования.

Российские игроки менее «упакованы» и потому более изобретательны. Но и у них есть свои «наработки». Иногда они заглядывают в магазины, торгующие театральной бутафорией (их мало, и их местоположение надо знать, но опытные игроки, конечно, знают). Продукты и «антуражные» продукты – например, банки консервов для пост-ядерного Fallout’а – они закупают в мелкооптовых точках, потому что так удобнее и дешевле. Словом, в мире, где метлы не летают, а волшебные палочки не работают, чудеса всегда можно организовать самостоятельно.

Во что играть будем?

Существует три основных источника сюжетов для ролевых игр: литература, кино и история (а еще компьютерные стратегические игры, японские мультфильмы, персональные «заглюки» и многое другое). Обычно игра идет от двух до четырех дней, а нормальная игровая активность, когда все еще «в теме», не устали и не захотели в горячий душ, - примерно половина этого времени.

«Суть в том, что игровой мир динамичен, и за сутки в нем может произойти что угодно, - говорит Николай Горбунов. – Скажем, на игре «Пираты Кабирского моря» уставшая от бездействия метрополии британская колония Барбадос объявила о своей независимости на 100 лет раньше положенного, и в результате вокруг нее возникло новое государство -  Соединенные Республики Америки с «Веселым Роджером» вместо звездного флага».

В целом, критерий выбора один: в этот мир должно быть интересно играть. Это может быть раскрученный сюжет вроде «Властелина колец», в играх по которому борьба за Кольцо Всевластья имеет каждый раз разный, но почти никогда – толкиеновский исход. Это может быть Москва XVII века, локализовавшаяся под Питером в 2004 году в игре «Царь Тишайший». Это может быть гангстерский Чикаго, чем-то напоминающий Одессу 1920-х, потому что нэпмановский антураж как-то ближе и роднее, чем заокеанское «двойной шотландский кофе со льдом».

Все для человека

Главное в этом – люди. «Игровое сообщество велико, но хороших игроков, как и хороших актеров, мало», - жалуется Николай Горбунов. «Хороший игрок – это человек, который понимает, что игра – это сотворчество игроков и мастеров, - добавляет Игорь Голышев. – Именно понимание спасает от главных игровых бед – жульничества, пофигизма, некорректного поведения по отношению к другим».

Поскольку хороших игроков мало, за них иногда идет что-то вроде конкурентной борьбы. По словам Николая Горбунова, если одновременно проходят две крупные игры, мастера могут «драться» за опытных  игроков, стараясь заманить их к себе. «Им еще надо свою игру «продать», чтобы они приехали именно к тебе, - говорит он. – Мы чаще всего берем оригинальностью мира, в который играем».

Игровая тусовка довольно закрыта; как правило, туда попадают через друзей и знакомых. Есть случаи «поколенческого прихода», когда родители (в прошлом и до сих пор - ролевики) приводят в ролевое сообщество своих подросших детей. Но есть и возможность прийти «с улицы». По словам Игоря Голышева, единственный критерий – вменяемость потенциального игрока, что довольно важно для сообщества, членов которого все время подозревают в разного рода психическом нездоровье в связи с пагубной привычкой «бегать по лесам в занавесках и со швабрами», как долгое время говорили про толкиенистов.

Аудиторию ролевых игр условно можно поделить на два лагеря: на «студентов» и «молодых специалистов» (в терминах Игоря Голышева). «Студентам» от 16 до 25 лет, у них много свободного времени, мало опыта и масса энтузиазма, поэтому они ездят на все игры подряд, зачастую даже не обладая нужной экипировкой. «Жанрово всеядны».

«Молодые специалисты» - люди постарше, с высшим образованием и интеллектуальными профессиями (среди них много компьютерщиков, видимо, привыкших к идее моделирования и множественности миров на работе). Эти обычно планируют свой игровой сезон заранее (потому что под него как минимум нужен отпуск), к играм готовятся тщательно и внимательно выбирают сюжеты.

Кому что нравится

Ролевые игры начинаются как возможность весело провести время на полигоне, постепенно превращаясь в клуб по интересам. «Это возможность отнестись несерьезно к тому, к чему ты в жизни относишься серьезно, - утверждает Николай Горбунов. – Иногда этим занимаются люди, которым в жизни не хватает стеба, которые хотят отдохнуть от рабочей судороги».

Для большинства «вменяемых» в том самом игровом смысле людей ролевки – это хобби, интеллектуальное развлечение и возможность пообщаться с интересными людьми. «Как и всякое хобби, для молодых участников ролевые игры несут и некую социализирующую функцию – самовыражение, всплеск адреналина, знакомство с противоположным полом и т.д., - считает Игорь Голышев. – Это все вещи, совершенно общие для любых более или менее демократичных увлечений».

Игровое сообщество действительно демократично. Здесь студент-второкурсник может командовать отрядом из сотрудников IT-отдела крупной фирмы; здесь банковский работник может без зазрения совести сходить в бордель на все свои игровые деньги; здесь маркетолог может стать апостолом Петром. Наконец, здесь дочь крупного предпринимателя может петь в салуне за деньги. И самое главное, слушатели будут уверены, что ее зовут Распутная Мэри и она этим зарабатывает на жизнь. А что еще ей, по-вашему, делать в конце XIX века на Диком Западе?

Фотография - с сайта ролевых игр www.gameforums.ru.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).