В год 200-летия со дня рождения солнца русской поэзии Пушкина Царскосельский карнавал установил 200 памятников поэту. Если бы Моцарт родился в Кельне, то Кельнский карнавал отпраздновал бы это событие еще пышнее: возле Домского собора маршировали бы тысячи Моцартов в париках и камзолах, все оркестры и уличные музыканты исполняли бы только музыку чествуемого гения. Но славный композитор родился, к сожалению, в Зальцбурге, где знают толк только в сладостях, а не в карнавальных радостях.
На что рейнские шутники не преминули заметить в печати: «В год Канта предписано есть кенигсбергские клецки, в год Гете играть в лото в Веймаре, в год Эйнштейна относительно все равно, что делать. Но вот в год Моцарта очень строго: есть шарикообразные конфеты «Mozartkugeln», украшенные гениальной головой в белом парике, запивая их фруктовым чаем «Папагено» или же употреблять в качестве закуски к Моцарт-шнапсу, Моцарт-ликеру и вину «Моцарт», заодно можно украсить стол и «Моцартом-салями». Одним словом, музыка и кулинария в одном флаконе, почти как у гурмана Россини.
Но все же без памятников не обошлось. Числом не 250, конечно. И собирались, конечно, без какой-бы то ни было легкомысленной веселости, не свойственной солидному Зальцбургу. Но тут вышла небольшая история. В своем желании идти в ногу со временем и заполучить модных и дорогих современных художников в качестве авторов произведений по увековечеванию славного уроженца-юбиляра, Зальцбургский Фонд допустил небольшую промашку: после Ансельма Кифера, Марио Мерца, Марины Абрамович к участию был приглашен немецкий скульптор, ректор Государственной Академии Искусств в Дюссельдорфе Маркус Люперц. То есть – опять этот рейнский менталитет с его постоянным стремлением все принизить и осмеять! Дюссельдорф ведь, как и Кельн стоит на Рейне и тоже славен своим карнавалом, причем иногда даже более бесстыдным и провокационным, чем кельнский. Одним словом, посеяли современное искусство – пожали бурю.
Прошлым летом на площади Урсулинок в Зальцбурге в присутствии канцлера Германии Герхарда Шредера была торжественно представлена публике 3-х метровая бронзовая статуя Люпертца "Hommage Моцарту". Фигура являла собой никак не самого композитора, но, если можно так сказать, его дух и выражала к тому же преклонение современного творца перед гением прошлого. Одним словом, это была мощная деваха с бедрами атлетки или метательницы диска, но без рук. Лицо было густо накрашено – как у звезды кабаре или ночного клуба, а голову венчал златовласый парик с косой. То ли как напоминание о моде рококо, то ли как кивок в сторону немецкого гения с его блондинкой Маргаритой. Но что терпимо в Кельне, невыносимо в Зальцбурге. В сентябре нашелся 79-летний местный боец по имени Мартин Хумер, ник «Охотник на порно», он облил статую масляными красками и вымазал в пуху и перьях. Свой выпад он объяснил тем, что «пустая провокация одного немецкого психопата» раздражает добропорядочных христиан, идущих в церковь на площади Урсулинок. Хумер был оштрафован, а статуя очищена от перьев и краски. Церковь месяц спустя тоже почувствовала себя задетой: скандальный «Hommage» больно ударил их по карману: количество туристов, покупавших незатейливые местные сувениры, значительно уменьшилось – памятник старины оказалось невозможно сфотографировать из-за памятника Моцарту.
Только затихли страсти вокруг рейнского «Hommage», разразились восторги и негодования вокруг молодежного проекта «Дух Моцарта» - огромное граффити, выполненное на деньги спонсора Red Bull в одном из переулков Зальцбурга на стене площадью 200 кв. м. Что же было в том «духе», что так потрясло горожан? А изображены на стене были толпы туристов. Они целиком погрузились в свойственное туристам занятие – фотографирование достопримечательностей, в данном случае – заснеженной горы, что никакого внимания не обратили на надвигающийся на них огромный «Моцарт-шар», знаменитую круглую конфету, вокруг которой ведут нешуточные бои многочисленные производители, оспаривая право на голову композитора и название «Mozartkugel». Однако и виновник торжества попал на граффити. В преддверии трагедии, композитор одиноко стоит в сторонке в своем красном камзоле, черной треуголке с белой косой и спокойно писает в первозданный снег.
Странным образом производители знаменитых конфет никак не отозвались на позорящее их граффити. Скорее всего потому, что очень заняты - у них настало самое время «снимать сливки»: почти все газеты выступили в год Моцарта со статьями, посвященными знаменитым сладостям. Бесплатная реклама работала, каждый спешил купить коробочку конфет и на деле убедиться, правду ли говорят, что зальцбургские слаще венских, а баварские вообще не имеют права на существование, и что есть еще какие-то «шарики» в серебрянной обертке, которые производят в деревне, где родилась мамаша композитора, и они тоже имеют право на «голову Моцарта» на фантике. Сливки снимают и железные дороги нескольких стран, и туристические фирмы – они предлагают поклонникам музыканта специальные туры по Моцартовским местам. Некоторые – с эксклюзивным посещением деревни, где родилась мамочка. При этом кажется, что каждая монетка, упавшая в карман предпринимателя, имеет в себе что-то от Моцарта – или профиль на реверсе, или издает особенно музыкальный звон.
Но деньги в юбилеи не только зарабатываются. Они еще и щедро тратятся. Каждый город в котором бывал (или собирался его посетить) композитор, каждый город, в котором есть большой или маленький оперный театр, внес в бюджетный раздел «расходы» значительную сумму на празднования 250-летнего юбилея. По всей Европе звучат бессчисленный «Дон Жуаны» и «Фигаро», «Волшебные флейты» и «Милосердие Тита». Однако звездный час для композитора настанет в летние дни. С 23 июля по 31 августа в Зальцбурге прозвучат все 22 оперы композитора. Не каждый слушатель осилит такое. Но юбилей есть юбилей. В год Канта придется куда тяжелее – выдержать, скажем, публичное чтение хотя бы «Критики чистого разума» будет под силу еще меньшему количеству людей. Поэтому придется обойтись «клецками из Кенигсберга» и подходящим пивом.
На фото - статуя Люпертца "Hommage Моцарту" (с сайта www.salzburger-fenster.at).