будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
плагиат Плагиат в дизайне
Июль 4, 2025
Культура

Плагиат в дизайне. Часть 1

Плагиат в дизайне. Часть 1
Заглавная
Круглый стол "Плагиат в дизайне"

Мы публикуем первую часть стенограммы круглого стола «Плагиат в дизайне», организованного Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ и «Полит.ру». Разговор шел о становящихся все более актуальными проблемах трактовки понятия плагиат, возможных причинах явления и особенностях восприятия его внутри среды дизайнеров и в среде заказчиков и финальных потребителей, экономических и юридических аспектах, связанных с областью интеллектуальной собственности, авторского права, оригинальности идей. 

Участниками круглого стола стали Егор Ларичев - историк искусства и архитектуры, журналист, эксперт Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, Виктор Меламед - иллюстратор Rolling Stone, преподаватель, Мария Привалова - магистр экономики, независимый продюсер и куратор, Павел Родькин - дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, Арсений Мещеряков - дизайнер, заведующий Лабораторией дизайна НИУ ВШЭ, Роман Павленко - интерактивный креативный директор Arc и Leo Burnett Moscow, Даниил Большов - дизайнер, основатель студенческого конкурса дизайна Post It Awards.

Мария Привалова: Сначала всех будут ждать доклады, тем более, что с них и следует начинать. Хочу сказать, что тема у нас модная. Англичане этой весной приняли новый закон, которым распространили на дизайн авторские права - как на музыку и кино.

Егор Ларичев: Предварительно я хотел сказать, что термин «плагиат» появился в Риме, в первом веке, он означал киднеппинг - воровство детей. Изначально не очень приятная вещь, скорее негативная, известно, что у истоков термина стоял поэт Марциал, который говорил о другом поэте, что тот украл его стихи, и называл его плагиатором.

Соответственно, в дальнейшей европейской истории термин надолго пропадает, появляется заново в конце 18-ого века, когда классицизм сменил романтизм, обостряется проблема авторства, параллельно идет развитие науки, культуры и так далее, в литературе, журналистике снова появляется термин «плагиат» и начинает употребляться.

Что, собственно, это такое? Глобально - недобросовестное копирование или цитирование чужого произведения без ссылки на авторство; в общем, эта история достаточно понятна, с другой стороны, она в разных сферах: дизайне и в других отдельных областях - по-разному раскрывается. Для того, чтобы не быть плагиатором, я честно указываю вам источник, откуда я это взял, - сайт World Famous Design Junkies - где куча различных кейсов, в частности всё, что имеет отношение к плакату, которые я сейчас покажу.

Вот это русский плакат 20-го века, который был позже копирован, вот внизу есть все подписи - оригинал в 65-ом, а копия в 2010-ом.

Тут и китайские, советские и другие оригиналы, которые цитируются достаточно вольно. Цитируются другие культуры, в две стороны эта идёт цитация.

Я хочу ваше внимание обратить на то, что эта подборка имеет концептуальный изъян - всё это концертные плакаты, и, понятно, что такие вещи лёгкого жанра, когда к тебе приходят и говорят: "чувак, сделай мне плакат за пять минут", - и понятно, как всё далее пойдёт, с какой степени ответственности подойдут к этому делу.

Иногда заимствуются даже политические плакаты, посмотрите.

 

Арсений Мещеряков: Ну конечно же, это же цитата. Возникает вопрос корректности: мы разделяем плагиат и цитирование?

… Юридический вопрос - это вопрос авторского права, а вопрос плагиата - относится к юридическому вопросу или иная плоскость? Будем ли мы рассматривать плакат с Джокондой как плагиат?Глядя вот на этот пример спрашиваю.

Павел Родькин: В дизайне постмодерна всё это цитирование легализовано.

Арсений Мещеряков: Ну, постмодерна мы не касаемся, это слишком крупная тема.

Виктор Меламед: Когда речь идёт о 100% узнаваемых константах каких-то, понятно, что все, к кому обращается плакат, считывают это. Когда речь идёт о чём-то таком - должно указываться имя автора. Допустим "этот плакат сделан с использованием изображения циркового плаката 20-х годов".

Арсений Мещеряков: Ну а как тогда относиться к 100% сегодняшних книжных обложек на нашем рынке, которые сделаны все с использованием каких-то произведений искусства - вот это вопрос.

Даниил Большов: Плагиат наиболее остро ощущается, когда это касается бизнес-истории, когда этот плакат делается для клубного мероприятия - это фан, игра. Когда это коммерческая история, и это масштабный проект - это наиболее актуально.

Виктор Меламед: Вот где эта грань между "немного коммерческим" и "коммерческим проектом"? Понятно, что Парк Горького заплатил крупные деньги, а для Клуба Джао Да - меньшие расценки.

Егор Ларичев: Давайте я перейду ко второй истории, как раз вопиюще коммерческой. Она касается компании "Wilder Design", которая обнаружила некий сервис в сети, который предлагал за бесплатно людям сделать логотип своей компании, используя существующие логотипы. Их предлагали "типа бесплатно", на самом деле с компаний какую-то копеечку тоже стреляли, но смысл в другом: вот пример WWF - "панда с дурацкими глазами"…

Роман Павленко: Круто, что проект работает, но это показывает просто, насколько эти символы не являются уникальными в исходном значении - изображение медведя , у кого на него патент, у Господа Бога? Под этим может стоять имя ЮНИСЭФ - или имя другого НКО. Я в этом вижу такой смысл.

Виктор Меламед: Ну, всё-таки, эта вещь, которая явным авторским звучанием обладает, мишка панда классно стилизован. Работа некого художника, она простая, в этом её беда, её хочется репродуцировать, кажется, что символ всегда существовал…

Арсений Мещеряков: Надо сказать, что практически уже давно этим не занимался - невозможно было зарегистрировать знак на рубеже веков без логотипа. То есть ни одно из этих изображений не охраноспособно на сегодня, потому что в базе данных уже найдётся что-то подобное. А если строго следовать - регистрировать глобальный знак по всем категориям - вы НИЧЕГО не зарегистрируете, только со своим особым шрифтом.

Посмотрите на классические японские знаки: круг, звезда - как это можно зарегистрировать?

Егор Ларичев: Как колесо запатентовать?! Такой случай, который как бы тоже репрезентативен…Я хотел бы свою часть закончить цитатой, в общем, это Гоген, который сказал, что "Искусство – это либо революция, либо плагиат". Либо это революция, либо это повторение.

Готов передать слово следующему.

Мария Привалова: Чтобы у нас получилось законченное высказывание, давайте все выступим, а потом уже начнём обсуждать.

Егор Ларичев: Хорошо. Тогда, Павел.

Юлия Пешкова, AD Magazine: А можно, пока готовится спикер, - вопрос? Просто так от юридической стороны все хотят отвертеться, а скажите - всё-таки, всё это прописано в законодательстве - в какой момент похожий пример становится плагиатом? Есть же конкретные показатели - пропорции, схожесть?

Егор Ларичев: Я могу сказать следующее: я сегодня имел заочную юридическую консультацию, потому что Эдуард Петрович Гаврилов не смог, к сожалению, сегодня появиться, вот у нас была беседа с ним. Есть две главы ГК, отвечающие за это, - 70-я глава посвящена авторскому праву, и 72-я - патентному праву.

Арсений Мещеряков: Ни то, ни другое не имеет прямого отношения к плагиату.

Егор Ларичев: Прямого отношения не имеет, но плагиат – это, условно…

Арсений Мещеряков: Моральная категория.

Егор Ларичев: Да, это профессиональная категория, которая применима к профессиональной дискуссии, это не юридический термин.

Арсений Мещеряков: Я хотел бы прояснить, я всё-таки долгие годы занимался издательским бизнесом и хорошо знаю этот вопрос, нужно понимать - никакого незаконного копирования - например, на предмет, авторство которого не установлено - быть не может. То есть, во-первых, любое авторское право прекращает своё существование через 70 лет после смерти автора, даже старые фотографии уже свободны и Джоконда, что бы тут ни говорили "беспардонные музейщики", аморально ведущие себя в этом вопросе, нарушающие тут законы, требующие для себя денег против элементарных законов, простите - крик души.

Должно быть чётко установленное авторство, неясная этикетка с непонятным авторством не может рассматриваться как объект охраны права, и, во-вторых, образцы, которые запатентованы. Регистрация товарного знака - это разновидность патента - конкретная вещь в конкретных категориях использования защищена на конкретный срок, всё остальное - это исключительно моральная категория обсуждения.

Мария Привалова: Я бы предложила, чтобы удобнее было разговаривать, потому что проблемы с Джокондой и подобными вещами бесконечны, ограничить разговор ныне живущими авторами и ныне действующими компаниями.

Арсений Мещеряков: Буквально секунду - вот подборка, вообще превосходная, которую мы просмотрели, она как раз мало содержала юридически защищённых вещей. Даже если это спичечная этикетка, она не защищена правом.

Юлия Пешкова: По поводу того, что мы обсуждаем, - что относится к плагиату или что нет. В вопросе продуктов творчества считается необходимым разделение на плагиат и переработку. Различие между ними по конечному продукту: плагиат создаёт иллюзию новизны, это прямое цитирование, под которым мы ставим свою фамилию под чужим объектом, а переработка допустима, так как переработать произведение может сам автор, - возникает вопрос: что первично, что вторично?

Кроме этого, можно переработать любой объект, любое изображение с разрешения автора, и тогда получить в новом качестве его. Кроме того, что говорил Арсений, - можно переработать без разрешения автора, если прошло от 50 до 70 лет, допустимо, всё зависит от ценности объекта. И последнее - можно переработать без разрешения автора и это будет абсолютно новым объектом с новым качеством. Что было сказано про авторское и патентное право - есть плюсы и минусы, и патентное право больше подходит в разговоре о неких промышленных образцах, что запускается в производстве…

Арсений Мещеряков: Нельзя всё же забывать про постмодерн, который уже упоминался, это вообще отдельный пласт разговора, построенный на цитировании.

Егор Ларичев: В принципе - да, но я хотел бы сказать, что правило простое - охраняется форма, а не идея. А где грань между формой и идеей - вопрос тонкий. Я говорю, по сути, про патентное право. Нельзя запатентовать идею…

Виктор Меламед: …а я хотел сказать именно про эстетику. Это по моей части, я в иллюстрации работаю - имеет большое значение такая вещь, как эстетика, персональный стиль, оригинальность этого стиля, - простите, у меня это наболело. Я часто сталкиваюсь с фобией плагиата у начинающих дизайнеров и иллюстраторов, им кажется, что всё, что они, изучая контекст, создадут, не оригинальное.

Вот, например, история про человека, который при поступлении на наш курс при собеседовании ответил на вопрос про любимого художника, сказал "Айвазовский", а на вопрос про недавних художников за последние 50-100 лет сказал, что их нет, потому что не хотел размывать свою индивидуальность. Это, на самом деле, трагедия, в конечном счёте - сегодня люди отказываются смотреть по сторонам, люди не рефлексируют, они делают вещи, которые им кажутся оригинальными, но они таковыми не являются. Метод работы над чужим материалом не разработан в нашей системе образования - как мы делаем homage или своё из чужого материала. Это же три разные вещи: плагиат, цитирование и homage. В связи с этим вообще мы имеем поколение молодых дизайнеров, которое реально напугано словом «плагиат» - они не хотят осмысливать всё, что у них есть в визуальной памяти, - мы получаем огромное количество вторичных вещей.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).