КОНСТАНТИН СУТЯГИН: Я открыл закон Всемирного тяготения:
"Сила притяжения прямо пропорциональна произведению масс притягивающихся друг к другу тел, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними".
Т.е., я, собственно, открыл не сам закон (это сделал Ньютон), а именно его Всемирность. В частности, что он касается и красоты:
У человека есть бешеное влечение к Красоте, к которой его влечет эта самая "сила притяжения". Что-то такое внутри, сориентированное на нее, какой-то приборчик - и человек находит эту красоту везде снаружи себя и тянется к ней, хочет ею обладать, жить, дышать... Живопись, вещи, мысли, люди, образ жизни...
И точно так же у него есть сильная, восторженная тяга к Безобразному: стиль жизни, люди, мысли, вещи, живопись - тоже почему-то очень сильно притягивают.
Два полюса, разведенные бесконечностью, а мы - где-то посередине. Стоим, переминаемся с ноги на ногу, и то вверх посмотрим (умилимся), то вниз глянем(жуть!): столько вокруг всего "прекрасного, разного, интересного"! Шаг вверх - шаг вниз... И не очень чувствуем, когда заступаем - отметок-то нет в жизни, разграничений не видно. Есть только внутренняя тяга, "эстетика", магнит, который влечет нас к тому или к другому полюсу.
А вот когда мы делаем шаг-другой-пятый к какому-нибудь из полюсов, когда расстояние от нас до него начинает сокращаться - то сила притяжения резко возрастает (обратно пропорционально квадрату расстояния).
Ближе, ближе, и постепенно все более слабые, промежуточные, побочные выражения красоты отпадают, остаются позади, Красота становится все бесспорней и неотразимей, и человек несется со страшной скоростью на встречу Абсолюту, просто свист в ушах стоит, как метеорит, и кричит от восторга и радости, попав безвозвратно в ослепительное поле его притяжения.
Или - попался в поле притяжения Безобразия: шаг-другой-пятый... Тут уже тоже не вывернешься так просто, и тошнит от Рублева и Пушкина - ффу! - и хочется для начала ядку, перца, остроты, выкрасить волосы в зеленый цвет, сделать татуировку, посмотреть порнуху, ну а потом дальше, больше, быстрее, Безобразие становится все бесспорней и неотразимей, и уже дерьма подавай, а потом и крови, гадостей, брызжущих кишок, распиленные коровы, "черные мессы", всё мало - стоит только приблизиться на нужное расстояние.
Чем ближе к источнику Красоты/Безобразия, тем больше сила притяжения.
И еще эта сила прямо пропорциональна произведению масс (см. Ньютона), т.е., чем больше масса человека (психическая, эмоциональная, интеллектуальная) - тем большая сила притягивает его к Красоте/Безобразию. Закон метафизики.
Стремление к жизни, любви, т.н. Эросу - и (не равной ли силы?) стремление к смерти, яду, ненависти, т.н., Танатосу. Стоишь на балконе, на 15-м этаже, смотришь вниз, и тянет, тянет... Господи помилуй! (И чем выше поднялся - тем больше).
Ну, хоть бы плюнуть.
А впрочем, в законе всемирного тяготения есть еще коэффициент G, "гравитационная постоянная":
F = G · (m1 · M2) / r2
И вот тут, похоже, "постоянная Красоты" больше, чем "постоянная Безобразия", потому что "Творение" - сильнее, чем "Разрушение": Христос был сначала распят, а потом воскрес.
Отвечают Татьяна Щербина , Ирина Затуловская, Николай Смирнов, Алексей Варламов, Людмила Сараскина, Герман Лукомников
О красоте уже сказали:
Есть ли такие современные вещи, предметы, услуги, дома, города, профессии, которые Вам не нравятся (причем, прежде всего именно внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте? А современные художники эти самые современные настройки и предлагают, как новые версии "Windows"?
Очень не нравятся предметы советского стиля: дсп- или (шик) деревянные-полированные панели на стенах, обклеенные пленкой «под дерево» или крашеные масляной краской комнатные двери, молдавские ковры, керамика (все эти кашпо на стенах) – можно не перечислять, эстетика совка не нравится интегрально. Она продолжает жить в провинции, бедных бывших соцстранах и соцреспубликах, в Москве ее гораздо меньше, но есть.
Ноутбук (а у меня всегда ноутбуки): покупаю новенький, кажется дико красивым. Проходит время – начинает казаться «динозавроподобным», с точки зрения дизайна железа, значит, скоро новый придется покупать, всякий новый – красивый. Впрочем, если мне не нравится дизайн компа, то я его не покупаю. Хотя, казалось бы, дело имеешь с софтом, а не с железом, но я чувствительна к «красоте». Недавно покупала новую настольную лампу. Муж хотел взять одну из тех, что были в магазине, говорю: нет, не нравится. Не поленилась пойти в другой магазин, нашла ту, которая нравится. Хотя речь идет об однотипных галогенках на ножке. Когда вижу предмет, понимаю, что либо он может со мной жить, либо нет, оценивая его именно внешне.
Не люблю то, как одевается большинство женщин в России: как бы подобрано всё, голубенькое к голубенькому, и платочек в тон, и бусики, а всё это – дрянь с лотков, и ансамбль ложный. Не люблю пристрастие к люрексу, бахроме, кружавчикам, пумпончикам, то есть, вроде все это – для красоты, а меня коробит. Советую знакомым, у кого нет денег «одеваться»: джинсы+свитер, в общем, как можно проще, и лучше меньше вещей, да лучше. Но кому давала эти советы – не слушают: хотят быть «красивыми», а не просто.
Люблю антикварные вещи, но в родном контексте. Себе в дом никогда не покупала.
Скорее всего, скажу, что предпочитаю не стиль хай-тек, кантри, Луи-Филипп (покупала себе такую библиотеку и письменный стол), Людовик 14 итд, а просто одни предметы и интерьеры в любом из этих стилей нравятся, другие нет. «Дрянь» таковой рождается и остается, к какому бы стилю и эпохе она не принадлежала.
С произведениями искусства сложнее: их устаревание хорошо видно по фильмам, но устаревание это сугубо индивидуальное. Для меня кино 60-х гг. несмотрибельно сегодня (я про мировое - не отечественное, которое практически не смотрю), ни Антониони, ни Феллини, но не скажу, что когда-нибудь увлекалась неореализмом. Кино 90-х люблю, всю плеяду от Джеймса Айвори до Альмодовара, Кустурицы, Триера. Но тот же (тоже любимый) Оливер Стоун – чудовищные провалы вкуса в 2000-х. Как будто в его «чувство прекрасного» проник вирус.
Или же художник не влияет на изменения представлений о "прекрасном", а только их фиксирует? Почему?
Сегодня – не влияет и редко фиксирует, в 80-е – фиксировал, а в период расцвета живописи от квадроченто до импрессионистов, нет, до Кандинского-Шагала – влиял и определял.
Пользуетесь ли Вы понятиями, например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивый дом/картина /книга"? Если "да", то руководствуетесь ли при определении красоты этих вещей какими-то произведениями искусства? Например? Или же красота и искусство - не имеют ничего общего? Почему?
Как же не имеют? Просто под «красотой» часто понимается обывательское понимание красоты, той, что давно найдена и отработана искусством, и перекочевала на подарочные упаковки. То есть, красивость, сладость, привычность глазу, а не красота.
Красота губительна. Отсутствие красоты губительно. Экспертов, чтобы отличать
первое от второго почти не осталось. Как бы их воспитать?
К.С.: А эти эксперты, отличающие красоту от "не красоты" - интересно, ими рождаются, их воспитывают, или их назначают?
И.З.: Я думаю первое и второе.
(Вот как коротко отвечают хорошие художники. И то! Чего долго говорить про красоту, когда рисуешь такие красивые картины – посмотрел, и все ясно. А вот молодым, начинающим художникам, конечно, нужно говорить больше, чтобы их услышали. – К.С.)
Есть ощущение, что понятие "красота" изменилось. Интересно молодежное восприятие этого слова, новое поколение - пользуется ли им?
Конечно, пользуется. А как же иначе?
Чем "красота" нового поколения отличается от "красоты" ваших родителей? Есть ли что-то такое - вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д. - что родители считают красивым, а Вам не нравится? И наоборот, есть ли что-то такое, что считаете красивым Вы, но это не нравится Вашим родителям?
Думаю, что отличия есть у каждой эпохи, и в том, как она трактует красоту - в первую очередь. Ведь красота в широком понимании - это образец для подражания и построения своей жизни. В то же время у ощущения красивого есть несколько слоев. Есть глубокий, биолого-физиологический слой. Например, многим женщинам нравится борода. Потому что вторичный половой признак. И у женщин бороды нет. Как правило. Или интеллект - тоже вторичный половой признак. Самые женственные женщины без малейшей примеси мужественности - самые глупые. Но они от этого особо не страдают. Потому что мужчинам нравятся, как правило, широкие женские бедра и большая грудь - это сигнализирует о том, что она сможет родить и выкормить здоровое потомство.
Нравится людям чистая кожа, Потому что кожа - индикатор здоровья всего организма. Такое понимание красоты древнее, на него накладываются другие слои. Каждая эпоха рождает свой идеал. Например, любили британские декаденты томных худощавых одетых в черное девиц и юношей, которых не отличишь от девиц. Ну, эстеты, люди все непростые. Родилась мода. Свойственная именно для того времени и, кстати, не для всех социальных групп.
А третий слой - это наши личностные предпочтения. Какие-то из них мы не выбираем, как многие мужчины тянутся к женщинам, похожим на их мать. Какие-то формируются случайно. Такие вот наслоения получаются. Что-то у нас совпадает с родителями, что-то нет.
Есть ли у Вас представление, например, что такое "красивая работа", "красивый город", "красивый человек"? Пользуетесь ли Вы для иллюстрации "красоты" какими-то произведениями искусства? Какими? Шрек - или "Три богатыря"? Было ли для Вас культурным событием - выпить банку колы? Во сколько лет Вы узнали, что есть Энди Уорхол? Нравится?
Какого-то единого представления нет. Многое зависит от настроения и периода жизни. Есть немало красивых городов и каждый по-своему. Москва - как огромная театральная декорация. Из-за старинного особняка торчит советский дом, из-за него - храм, сбоку ларек, сзади - высотка. Все увешано рекламой, горит и переливается. Красиво. В Питере все дома грязного "питерского" цвета, в подъезде снесена дверь, в проеме разбитого окна - остатки целлофана хлопают. Жесть ржавая сложными цветами переливается. Тоже красиво. Но все "под настроение".
Хотя конечно, есть откровенно некрасивые города и люди. И здесь мало кто может поспорить. Хотя и здесь любители находятся...
Бывает, что пытаясь описать что-то красивое, говоришь кому-то или самому себе: ну это как у... художника. И становится понятнее. Хотя, с другой стороны, призывается на помощь стереотип. Лучше описывать своими словами и не повторять чужих образов. Даже самому себе. Но это уже другой вопрос. А так - существуют определенные типы красоты, открытие которых приписывается тому или иному художнику. Собственно этим - то есть расширением категории эстетическое - большие художники и занимаются.
Например, "бабушка как у Рембрандта", "женщина - ну прямо с холста Ренуара!" и так далее. Если все понимают эти определения - почему бы не воспользоваться ими?!
Тот же Уорхол тоже считается первооткрывателем особого рода красоты - банки из-под супа, и других вещей. Мне это интересно, я его уважаю. Очень талантливый человек. И как любой современный художник он сделал из своей жизни произведение искусства. Его жизнь тоже очень красива, опять же по-своему. Кстати знаю о нем довольно давно, лет 10, наверное.
Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет? Почему?
Если честно, первый раз слышу такое мнение. К тому же оно не расшифровано. Что вкладывается в понятие "здоровое общество"? психически здоровое? Есть довольно устоявшаяся теория, что творчество - это сублимация запретных сексуальных влечений в социально приемлемые формы (согласно психоанализу). Если "здоровое общество" - это то, где по каким то причинам пропали запретные сексуальные влечения, тогда в нем, по психоанализу, пропадет всякая потребность в творчестве. Можно поразмышлять на эту тему. Хорошая тема для фильма-антиутопии a la Тарковский.
Что касается разделения на художников/поэтов и дизайнеров/модельеров, полностью не согласен. Ведь мы же говорим о Поэтах и Художниках, а не о тех, кто краску кладет на холст. Среди последних, кстати, процент Художников не выше, чем среди дизайнеров. А может и ниже. Я думаю, что в разные эпохи концентрация наиболее творческих людей в разных профессиях меняется. Все зависит от того, какая профессия находится "на острие", что нужнее и более престижно в обществе. Вот живопись, например, сейчас явно не "на острие" в нашей стране. И судя по их творческому продукту, я могу допустить, что в рекламе сегодня работает больше Художников, чем у мольберта.
Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в сегодняшней жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?
Я все меряю красотой, всю свою жизнь. От того, из какой посуды есть - до фраз, которые говорю. Сознательная Жизнь пытается походить на образы Искусства. Разделение на красоту/комфорт и так далее опять же считаю надуманным. Это даже не выбор. Выбор может быть таким: некрасивый комфорт или красивый дискомфорт. Вот здесь можно решать. Красивое умение зарабатывать - это Остап Бендер или, из жизни, глава Евросети - Чичваркин, или глава Apple - Стив Джобс. Некрасивых примеров еще больше. Можно копить миллионы и быть при этом Художником. Во всяком случае, другие люди точно оценят ваш артистизм. Про корректность я вообще не понял. Но знаю, что красота может быть грубой, трагичной, даже на грани с мерзостью и низостью. Это очень тонкая категория. Важен порог, который не переходится, и эстетическое чувство ее создателя.
Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? "Русская красота" - чем-то отличается от прочих?
Да, национальные оттенки точно есть. Вот русские - очень литературная нация. С чем из великого мы прежде всего соприкасаемся, еще в школе? с нашей литературой. Островский, Лермонтов, Достоевский, Чехов - все сплошь тяжелые, довольно-таки мрачные писатели. Наш народ очень восприимчив к таким понятиям как "судьба" (как правило тяжелая), Крест (который надо нести) и так далее. Один из национальных героев - юродивый. В лохмотьях, под дурачка косит, но огромным духовным богатством обладает. Это же как образец воспринимается. Старцы, юродивые, размышляющие о судьбах человечества юноши, мятущиеся и стонущие в провинции девицы. Ведь это красиво - это о душе и ее порывах речь идет. Так жить - красиво. Не единственная сторона "красоты по-русски", но немаловажная, для интеллигенции - точно.
А у французов все попроще, полегкомысленней, они славятся своим "искусством жить". Выпить нужного напитка в нужное время с нужными людьми в нужном месте. Красиво! Для немцев прагматизм - это красиво. Экономишь - красиво живешь. Это все такие архетипы, которые и в образах искусства проявляются. Они туда из Жизни Бессознательной приходят и на них же Жизнь Сознательная в дальнейшем ориентируется.
К.С.: Возник по ходу чтения Ваших ответов один вопрос: про нужность художника обществу, про творчество, как сублимацию запретных сексуальных влечений и про "здоровое общество", где по каким то причинам пропали запретные сексуальные влечения и творчество, как таковое, стало не нужным.
Хе-хе... Честно сказать, мне (как члену общества) было б очень даже приятно, если бы у всех других членов общества пропали бы все эти самые "запретные сексуальные влечения". Как-то спокойнее бы мне жилось, признаюсь. Особенно бы мне было приятно, если б эти влечения исчезли у художников. Потому что если "остальные члены общества" эти влечения скрывают и подавляют, стараются растереть в пыль (или исповедуют их, как грехи), то художники - собаки такие! - их сублимируют, и мне же потом норовят всучить-продать, как картину, кино или телепередачу.
В общем, художник, как некто, борющийся со своими комплексами (некая самовыражающаяся единица) мне не очень-то и нужен, признаюсь. Обойдусь легко. Мне хватит и моих собственных комплексов.
Хочется проще спросить, без формул-фрейдов: Вы сами, как художник, чувствуете ли, что нужны обществу, а? Зачем?
И Вам лично - нужен Художник? (Не вообще, где-то там Ван Гог в гробу, а конкретно, живущий рядом на лестничной клетке, стоящий в очереди в поликлинику, и вообще, путающийся под ногами, да еще и с гонором часто?) Если "да", то зачем?
Н.С.: Ну да, я питаю слабость к "фрейдам", признаюсь. Какой-то части моего я (эгоистичному амбициозному художнику) тоже было бы приятно, если бы запретные сексуальные влечения исчезли у художников, потому что тогда я остался бы единственным талантливым человеком на Земле... Вот житуха бы пошла! (Еще один сюжет для фильма-фантазии, потому что потом я бы сам начал деградировать, плюс мои сублимированные влечения никого бы особо не трогали, потому что у других то их нет. А еще раз они пропали, значит они не запретные - запрет ведь общество налагает. И получается я стал бы еще и последним талантливым человеком на Земле. Вот трагедия то!) А если серьезно, то всучают нам не "замаскированные комплексы", а творческий продукт. У этого все же разница есть. Творческий человек - он здоровый человек, как раз потому что творит. Вот. Но я опять фрейдизмом увлекся.
Вы спрашиваете, чувствую ли я себя нужным обществу? Наверное да. И вообще вопрос довольно абстрактный. Точно об этом же можно спросить политика или еще кого-нибудь. Когда делаю хороший портрет и дарю его человеку - чувствую. И еще как! Такое счастье в глазах у человека. Помню мы с другом рисовали в две руки этюд, и дождь пошел. В провинции дело было. К нам вышла пара и купила этюд. А потом прислали большое письмо, как они были поражены, что есть такие люди, которые под дождем рисуют вместе, из кармана у них бутылка портвейна торчит, а они веселятся. Чего-нибудь это стоит? Порой одним своим поведением - эмоциональным и нестандартным - веселишь людей и вносишь в их жизнь какую-то свежую струю. И кстати в такие моменты я чувствую, что я Художник и я "должен" это делать - ну то есть в этом смысл моей жизни.
А мне Художники еще как нужны. Да они меня только и окружают. Я только в такой среде себя и чувствую хорошо. Иначе сохну и чахну. Болею и сам ничего не делаю.
Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет? Почему?
Признаться, первый раз об этом слышу. Поэты/художники может быть и не самые здоровые люди, но без них общество точно заболеет и помрет от неизвестной болезни. Ремесленная красота, каковой занимаются названные Вами специалисты, отличается от той, которой ведают пииты.
Есть ли такие вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д., признанные "временем", которые Вам, однако, не нравятся (причем, прежде всего именно внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте?
Почему "однако"? Да много чего не нравится. Это же вопрос вкуса, "сбиться" может и в моем сознании и в сознании того, кто творит.
Является ли современное искусство тем самым "фильтром", который должен приучить нас любоваться-радоваться тому, что прежде не нравилось?
Этот вопрос мне не очень ясен. Но если говорить о фильтре или может быть лучше сказать прицеле, то эталоном все равно остается классика и надо бы стремиться приучивать себя любоваться окружающим через нее.
Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в сегодняшней жизни, как стимул, ориентир, как мерило?
Красота понятие во многом инстинктивное. Она ударяет, воздействует на нас, не мы ее выбираем, но она нас, и дело лишь в нашей готовности ее воспринять. Без нее мир лишится смысла. Или вернее без нее пришлось бы смысл жизни любить более самой жизни. И поэтому как раз красота спасает мир.
Согласны ли Вы с утверждением, что красота требует жертв, что уменьшение красоты в современном мире прямо пропорционально росту комфорта? Почему? Красота и злодейство - совместны? Что "красивее", порядок или свобода? Сталинский СССР или демократическая РФ?
Красивее конечно свобода. Но едва ли понятие красоты применимо по отношению к сталинскому СССР либо демократической РФ. Все же для меня красота связана с природой, небом, звездами, женщиной, а причем тут политика или даже комфорт? Я каждый год как некое потрясение переживаю весну, осень, я люблю горы, меня волнуют женские лица, голоса, музыка, стихи. Политика тут не при чем. Совместима ли красота со злодейством? По-моему, нет. С грехом - да. Красота несет в себе соблазн чувственности, заставляя на нас слишком любить земное и привязываться к нему.
Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? "Русская красота" - что такое?
Нет, мне кажется, что это понятие свободно от каких бы то ни было ограничений, в том числе и национальных. Религиозных может быть нет - красота храмов, икон, но это скорее вопрос разнообразия нашего бытия. Просто, наверное, есть красота родная (русская, православная) и чужая (все остальное). Но и чужое может быть красивым.
Есть ли такие вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д., признанные "временем", которые Вам, однако, не нравятся (причем, прежде всего именно внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте?
Типичный пример того, что мне не нравится из «прекрасного», хоть оно и признано временем, это пресловутый «Черный квадрат» Малевича и т.п. «красóты». Эта картина мне кажется чем-то вроде «голого короля», мощной и весьма эффективной пиар-акцией. Попыткой внушить, что нарочитое отсутствие смысла и содержания в изображении — это и есть смысл и содержание. Люди обычно стесняются признаваться, что им не нравится нечто общепризнанное, боятся прослыть ретроградами, мракобесами, лохами или лузерами от искусства. «Стыд собственного мнения» — так это называл Ф.М. Достоевский. Но вообще только со временем начинаешь понимать, как много дутых величин себя пропагандировало и возвеличивало. Причина переоценки, однако, кроется не в них, а в тебе самом: твоя самостоятельность, твое нежелание подчиняться навязанным мнениям и «брэндам».
Является ли современное искусство тем самым "фильтром", который должен приучить нас любоваться-радоваться тому, что прежде не нравилось?
Скорее, напротив: современное искусство постмодерна (изо-, музыка, кино-театр, литература), стремительно бегущее в сторону масскульта с его «бешеными бабками», девальвирует ценности «прекрасного», ломает иерархию высокого и низкого, свергает эталоны, отменяет «вертикаль». Оно мало нуждается в прекрасном, а жаждет быть «прикольным», скандальным, продаваемым. Оно живет настоящей минутой, срывает банк и растворяется в небытии. Почти ничего из романов, спектаклей или фильмов невозможно вспомнить уже через месяц.
Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет? Почему?
Такого мнения я не слышала никогда, ни от кого. Это какая-то выморочная конструкция, глянцевый эпатаж, провокация технократов, доказательство от противного, промывка мозгов. О каком «современном» человеке идет речь — неясно. Обобщение сильно хромает. И кстати, чем же будут торговать продавцы антиквариата, если не нужна красота? Кому они ее будут продавать?
Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в сегодняшней жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?
Приоритеты красоты несомненны. Красота первична, как дух первичен над материей, сознание над бытием (а не наоборот, как утверждают материалисты). Не следует только ставить вопрос «ребром» — или-или — и проповедовать красоту танца безруким и безногим, красоту музыки — глухим и немым. Оставить человека без света и тепла, в нищете и бесправии, но «зато» с красотой, процветающей где-то в закрытом режиме и для него все равно недоступной. Нужен баланс свободы и справедливости, нужно мирное сосуществование красоты и комфорта, красоты и жизнеобеспечения. У нас любят говорить много высоких, пафосных слов о пользе красоты, ругая при этом комфорт. Но если при этом люди живут в трущобах, созерцают щели в потолке и крыс по углам, то внушать им любовь к красоте вообще-то как-то подло. Демагогия. Диалог сытого с голодным. Нельзя подменять отсутствие добра и справедливости пустозвонством о красоте. Красота вечна, а человек живет недолго, и нужно уважать эту кратковременность. Недаром люди, выросшие среди заплеванных тротуаров, облупленных грязных подъездов, вонючих общественных сортиров, где отродясь нельзя было вымыть руки с мылом и воспользоваться туалетной бумагой, видят красоту в евроремонте, то есть просто в чистом и опрятном жилище. Чистый туалет с туалетной бумагой и салфетками для рук (теперь такие есть во всяком уважающем себя учреждении) воспринимается нашими сирыми гражданами как торжество справедливости, красоты и человеколюбия. Именно они, сортиры, стали ныне главным показателем цивилизованности: когда удушающий аммиачный запах уборной не разносится по всем этажам учебного заведения или госконторы. Поколение, которое взрослело в тесных хрущёвках или коммуналках, среди шаткой и рушащейся мебели, разбитой сантехники и продырявленного линолеума, едва разбогатев, строит себе готические башни, понимая красоту как альтернативу убогому быту.
Согласны ли Вы с утверждением, что красота требует жертв?
От создателя красоты, художника, несомненно, красота требует самоограничения: творчество отнимает время реальной жизни, отдыха, досуга, а порой и «полной гибели всерьез».
Уменьшение красоты в современном мире прямо пропорционально росту комфорта?
У кого растет комфорт? У художника-творца или у того, кто смотрит на красоту? Вопрос поставлен в общем виде. На него невозможно ответить вразумительно. Во всяком случае, только не наш народ надо упрекать, что он купается в комфорте и ничего не хочет видеть. Он еще не увидел комфорт у себя дома, в школе, на работе. Он еще не познал блаженства теплого пола и горячей воды во всякое время суток. Ему все еще отключают то свет, то воду, то тепло. Это в Европе на знаменах написано: все для блага человека, и эта заповедь худо-бедно выполняется. У нас же благо человека — на длинном листе ожидания.
Красота и злодейство - совместны?
Гений и злодейство, по словам Пушкина, несовместны. Хочется в это верить. И если под красотой понимать гениальность творца, тогда и красота со злодейством несовместимы. Но тут начинаются разные «но». Разные примеры и разные толкования требуют уточнений. Опять всё слишком обобщенно, вопрос загоняет ответчика в плен неточностей, необязательного, праздного разговора.
Что "красивее", порядок или свобода?
Некорректно. Порядок и свобода — понятия другого ряда. При чем здесь красота? Опять большевистское «или-или». Человеку в его жизни нужны и порядок (а не хаос), и свобода (а не застенок). При этом хорошо бы соблюсти меру, баланс того и другого.
…сталинский СССР или демократическая РФ?
Сюда вообще не лезет определение красоты, даже в лукавых кавычках. СССР не всегда был сталинским, он был и хрущевским, и брежневским, и горбачевским, а демократии всегда было мало (или она была сильно искажена, изуродована) в РФ. Подмена вопроса. Политизация ожидаемого ответа. Давайте тогда говорить о политике, но не трогайте красоту. Она в политике, как правило, не живет. Или политики под красотой понимают предпочтительный политический режим.
Существует мнение, что прекрасное должно быть величаво.
Это одно из многих мнений. Красота может быть всякой: величавой и тихой, ослепительной и бледной, и т.п.
Может красота быть, например, не сверкающей-ослепительной - а глупой?
Этот вопрос напоминает другой: что лучше: зеленое или острое, белое или сладкое? Некорректно.
Сиротской? Бедной? Неуклюжей?
А это совсем из другой оперы. Может ли красота быть безобразной? Поговорим о парадоксах красоты: кому попадья, кому свиной хрящик.
Т.е., не требующей особенно страшных жертв?
При чем тут жертвы? С какой стороны мы говорим о красоте? Тот, кто созерцает красоту, пользуется ею, никаких жертв никому не приносит. Очень некорректно поставлены вопросы. Как-то даже «некрасиво».
Может быть "красота" смешной? Например?
А какой смех имеется в виду? Ирония, сатира, сарказм? Наивность, парадоксы, придурковатость? Подобострастие, дурашливость? Смех не от мира сего, нонконформизм? Донкихотство, юродство?
Не привыкла рассуждать уж настолько «вообще».
Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? "Русская красота" - чем-то отличается от прочих? "Советская красота" - была?
Национальные оттенки, может, и есть, но при чем здесь политический оттенок? Ибо «советский» — определение политическое. Опять все перепутано… Православные шахматы… Католические шашки… Исламский волейбол… Протестантский ситец…
Пользуетесь ли Вы понятиями, например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивый дом/картина/книга"?
Да.
Если "да", то руководствуетесь ли при определении красоты этих вещей какими-то произведениями искусства?
Не то чтобы руководствуюсь, но влияние произведений искусства на своё восприятие красоты, безусловно, ощущаю.
Например?
Например, после того как я увидел картину Малевича "Чёрный квадрат", все чёрные квадраты стали в моих глазах гораздо красивее.
Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет?
Нет.
Почему?
Потому что я очень люблю поэзию и изобразительное искусство.
Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в сегодняшней жизни, как стимул, ориентир, как критерий оценки?
Да.
Что важнее: красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?
Красота.
Существует мнение, что прекрасное должно быть величаво. Согласны Вы с этим или нет?
И да и нет.
Почему?
Потому что прекрасное может принимать самые, казалось бы, непритязательные и даже иногда нелепые формы, но в каком-то высшем смысле, когда его уже разглядишь, оно всё-таки всегда оказывается величаво.
Может красота быть, например, не сверкающей-ослепительной - а глупой? Сиротской? Бедной? Неуклюжей? Может быть "красота" смешной?
Да.
Например?
Например, красота прыгающей в заброшенный пруд лягушки.