будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Щербина Татьяна

Плохое поведение

Плохое поведение
sh_b

Джон Гальяно напился в кафе, бросал соседям по столику что-то антисемитское, по слухам, поминал добрым словом Гитлера, и на следующий день был уволен из дома Диор. И вот сейчас будет парижское дефиле, где созданную им коллекцию покажут без него.

Если на чашу весов положить талант и поведение, скажем в варианте пять с плюсом по профильному предмету и двойка по поведению, то сегодня у такого таланта шансов нет. А у хорошего поведения, прямо по заветам ВКПб-КПСС, теперь и на Западе, при отсутствии других дарований, кроме лояльности, политкорректности и правильных связей - вполне радужные перспективы. Дому Диор придется туго: выдающихся модельеров, уровня Гальяно – поискать, вот Кензо как продал свою марку, так то, что теперь под ней продается – просто пародия на великого дизайнера. Кензо (мне посчастливилось раз быть у него в гостях), правда, никого бы никогда не оскорбил, поскольку тих, скромен и внятно говорит только по-японски. Устал от моды и от людей, занялся на склоне лет живописью. Но где взять таких Кензо? У дома Диор (основанного, надо заметить, тоже человеком тихим, скромным, гениальным) не было другого выхода: оставь они арт-директором Гальяно, репутация была бы испорчена – не отмыться. Вот уже Натали Портман отказалась надеть диоровское платье, приготовленное к Оскару. Единственным, кто поддержал Гальяно, оказался Джоджио Армани. Поддержал не в смысле одобрения его выходки, а просто как коллегу, попавшего в беду.

И вот мы в наших пенатах имеем… хотела сказать «схожую», но не схожую, конечно, ситуацию, учитывая, что Гальяно – мировая знаменитость и наместник Кристиана Диора на земле, а наш поэт Емелин – сугубо наш, локальный, к тому же другими поэтами или, как стало принято выражаться, «поэтическим сообществом» сильно не любимый: стихи его называют рифмованными фельетонами, самого его, по стихам же судя, считают гомофобом и антисемитом и вообще всяческим «анти». Лирический герой Емелина – «народный тип», простодушный, неотесанный, агрессивный, если открыть любой сайт или форум, большинство комментариев там будут как раз в духе стихов Емелина, только комментарии эти – просто поток ругательств с жаждой повесить оккупантов (власть), чурок, пиндосов, либерастов, толерастов, дерьмократов, жидов и пидарасов на фонарных столбах. Емелин работает именно с этим дискурсом, превращая его в художественный текст, стихи, нравятся они кому (у него много поклонников) или нет. И вот ему шьют 282-ю статью, резиновое изделие наших законотворцев. По этой статье можно посадить любого, просто всех подряд, не утруждаясь доказательствами. Цитирую: «Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации…» (выделено то, что инкриминируется Емелину, максимальное наказание – до 4 лет тюрьмы).

Пропаганда исключительности и превосходства по части религии и национальности – тут надо сразу хватать всех клерикалов, они же только и делают, что пропагандируют превосходство ислама или православия, а те, кто нет – никакие не верующие, а притворы и приспособленцы, вроде членов КПСС, а ныне ЕР, поскольку одни считают Иисуса Господом, другие одним из пророков, третьи – еретиком от иудаизма, четвертые – детской сказкой. Или вот фраза «Мы русские – с нами Бог» - это подразумевает, что он именно с нами, русскими, а не с другими. О форумах и социальных сетях даже не говорю: все только и делают, что возбуждают, пропагандируют и унижают - тех, кто ездит с мигалками и по встречке («социальная группа», подпадает под статью), хотя бы. Но уголовные дела заводят, понятно, не на миллионы пользователей интернета, не на тысячи неприкасаемых преступников, а на тех, кто кому-то персонально насолил. И вообще в России если кто-то кому-то персонально насолил, то ему всяко подойдет 282-я. Почему именно это стихотворение Емелина (могло бы и любое другое) насолило – не трудно догадаться. Но оно попросту неудавшееся, и автор его опубликовал только в своем блоге.

Вопросов в связи с этим казусом у меня возникает целых три: исторический, этический и вопрос, где сегодня проходит разделительная полоса, сплошная и две сплошных, между художественным текстом (где персонажи, лирический герой, литературный прием, собирательный образ, воображение, язык) и листовкой с призывом, оскорбительной репликой в кафе, как Гальяно, мнением, высказанным в интервью, в статье, в блоге? Вот у Блока в поэме «Революцьонный держите шаг!» - это ж призыв, «листовка»! Или мы говорим, что литературный текст – это святое, fiction? А нон-фикшн чем хуже?

Исторический вопрос такой: Достоевский – антисемит, игрок, петрашевцы, поведение на двойку, чуть не повесили. И вот издатель ему послает, вообразим, в Виссбаден письмо: «пшел вон», только культурно, «милостивый государь», как была принято в 19 веке. «Тварь дрожащая или право имею» - это что, пропаганда убийств беззащитных старушек? И вот Федор Михайлович бросает перо в мусорку, через неделю достает его оттуда и пишет правильные романы под псевдонимом Лидия Чарская. Гоголь и Салтыков-Щедрин, отпетые русофобы, получили б сейчас 282-ю по полной. Вот статья в последней ЛГ: «…постановку издевательской и клеветнической в отношении русских пьесы “Рита Шмидт…”, изображающей то самое «огромное большинство» наших русских сограждан моральными уродами». Речь о пьесе отличного писателя Юрии Буйды. А «огромное большинство» – это (см.выше) авторы тех самых злобных комментариев, они же лирический герой Всеволода Емелина, отчасти и пьяное «я» Джона Гальяно.

Что касается классической литературы – ее придется пустить по 282-й целиком, то есть запретить. «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал» - у Лермонтова и кроме стихов двойка по поведению. Грибоедов унижал социальную группу военных, Островский – помещиков, у Есенина – жестокое обращение с животными, руками героя он топит целых семерых щенков. Я в детстве плакала, когда читала. За Пушкина уже взялись. Там просто море возможностей, но пока инициативу проявила РПЦ: "Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде" – это вместо попа, но не выдумка современных попов, а так уже было, Пушкин именно так цензурировался при жизни. Поэт Алексей Цветков отреагировал стишком. И вот как раз с ним и в его жж у меня случился года три назад диалог: один стихотворец написал, что будто его собираются посадить за стихотворение, я в этом усомнилась, видя, что тот ведет кампанию по привлечению к себе внимания (в чем, впрочем, нет ничего зазорного), Цветков мне ответил, что «стихи – говно», но должны же мы заступаться за любого поэта, даже если он нам не нравится, если ему грозит опасность. Я согласилась. И что же? Севе Емелину грозит опасность, а поэты молчат. Понятно, что тут конфликт, но меня интересует все тот же вопрос: где граница? Однажды меня попросили модерировать дискуссию между Дмитрием Кузьминым и Емелиным. Кузьмин кричал как ненормальный, высказав всю накипевшую у него к Емелину «классовую ненависть». Но если у Емелина «пещерные взгляды» (мы и в СМИ с ним однажды спорили), то любимая Кузьминым поэтессса Фаина Гримберг – разве менее пещерна («нет Израилю – нацистскому государству», к примеру)? Пещеры бывают разные. «Ни профессиональная, ни человеческая поддержка этой профессиональной гниде не полагается»,  - резюмировал Кузьмин ситуацию с Емелиным. А большинство россиян, как оказалось в недавнем опросе – за массовые расстрелы. Попросту мир озверел: взаимная ненависть «групп» (социальных, национальных, религиозных и прочих) тем сильнее, чем больше запретов на высказывание эмоций, в нашем случае – это 282-я статья. Эмоции от этого не затихают, а наоборот, наливаются соком, прорываясь вспышками неконтролируемой агрессии, как в случае с Гальяно. Мир начинает состоять исключительно из гнид – поскольку взаимовосприятие уже не терпит всяких «милость к падшим призывал», «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать», состояние умов – революционное, военное, «если враг не сдается…», а в странах третьего мира, к которому во многом относится и Россия, уже перешло в горячую фазу. Да и вообще – похоже, что тенденция всеобщего облагораживания сменилась обратной, одичанием.

Шансов на «хорошее поведение» не остается почти ни у кого.

Щербина Татьяна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).