будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура
Усыскин Лев

По еврейскому минному полю

Кажется,  в одном из многочисленных интервью Никита Михалков сравнивал свою поделку "Сибирский цирюльник" со стопкой хорошей водки на морозе. Едва ли он тогда был прав, но это сравнение настойчиво приходит в голову по просмотру  "Папы" Владимира Машкова. Настоящая стопка (или несколько) дорогой водки. Судите сами: пьется легко и без насилия над собой, в финале процесса прошибает слезу, тогда как на следующее утро встаешь с абсолютно чистой от следов давешнего возлияния головой.  Добавим еще одно сходство – отсутствие какого-либо ярко выраженного вкусового содержания, букета. Его нет, но ведь в водке его никто и не ищет!

В самом деле, фильм смотрится легко и, в общем, с удовольствием. Все очень красиво – и пейзажи, и интерьеры, и предвоенная Москва. Последняя красива запредельно –  просто ожившая парадная живопись тех лет: сплошное ликование, воздушные шары, стерильность и море электрического света – ничего общего не имеющая с дошедшими фотосвидетельствами эпохи. Еще красивее на экране все, что связано с железной дорогой – рельсы, паровозы, причудливые операторские планы сквозь сплетения кривошипно-шатунных механизмов. Чувствуется, что оператору и режиссеру данный мотив доставлял особое наслаждение – не даром он стал одним из оснований общего ритма ленты.

Что касается игры актеров – то ее никак не назовешь яркой. При этом понятно, что таковой здесь и не может быть, независимо от личных актерских дарований: Сергей Дрейден, к примеру, актер великолепный, ан, в "Папе" ничем не лучше прочих – ему просто негде здесь демонстрировать психологические глубины… Ну, а с другой стороны – ведь и не раздражает же ничья игра, это тоже правда!

Собственно, персонажи в фильме таковы же, как и предвоенная Москва – люди-маски, люди-символы, воплощения обобщенных представлений: вот председатель парткома консерватории в сером френче, вот комсомольцы в белом, а вот Абрам Ильич Шварц в исполнении самого режиссера – возрастной грим формирует одно из типовых еврейских лиц (я такое вижу каждое утро в зеркале). Все ясно – еврей, нелегкая жизнь и т.д. Тут и играть ничего не надо. Машков и не играет: два-три характерных выражения и – боже упаси! – что-нибудь, намекающее на выход за пределы нехитрой фабулы.

…Каковая состоит в следующем. В маленьком Тульчине Абрам Шварц, не брезгующий мелкими хищениями работник сферы снабжения, самоотверженно заставляет своего сына Давида учиться скрипичной игре. Затем Давид едет в Москву, делает успехи в московской Консерватории. Однажды отец приезжает его навестить – неожиданно – и оказывается фактически выгнан застеснявшимся сыном. Потом война: Абрама Ильича расстреливают немцы, Давид освобождает родной Тульчин. Потом Давид ранен с очевидными перспективами ампутации руки и в горячечном бреду ему является покойный отец. Сын просит прощения у отца. Мы плачем. Все.

Что все это значит? Чтобы ответить на данный вопрос поставим мысленный эксперимент. Вообразим, что герои фильма не произносят свои излишне многословные (предназначенные изначально для театральной сцены) реплики, а… поют. И все становится на место: перед нами своего рода опера без пения – вернее, зрелище в известном жанре итальянских экранизаций классических опер. Подобный жанр, понятно, не нуждается в излишнем психологизме, зато к качеству декораций требования исключительно повышенные.

А можно взглянуть иначе. "Папа" – кусочек, так сказать, нового большого стиля, гарантирующий, независимо от масштаба творческой задачи, некое стабильное качество. Характерен здесь и  простенький патриотический мессидж фильма, вполне унаследованный от взятой за основу пьесы А. Галича, про которую сам автор говорил, что она "наивно-патриотическая". Также едва ли не обязательным компонентом являются разного рода кинематографические цитаты, каковых в "Папе" достаточно. Это и рассевшиеся на проводах, а затем дружно вспархивающие под скрипичную музыку ласточки из "Веселых ребят", и квазичаплинское эксцентричное единоборство маленькой черной фигурки Абрама Шварца с московским метро, населенным высокими одетыми в белое людьми…

Что же до качества, то обеспечить его, признаем, было не так-то просто: еврейская тема –

настоящее минное поле, способное обратить в еврейский анекдот уровня "Паспорта" Г. Данелии самые пафосные намерения. Слава богу, здесь эта грань не перейдена – при всей условности еврейских мотивов фильма. Чтобы оценить "позиционирование" ленты по данному признаку, сопоставим "Папу", скажем, с "Комиссаром" Аскольдова и "Списком Шндлера" Спилберга.

Евреи, смотревшие "Комиссара" в конце 80-х, помимо прочего, отмечали массу деталей, вызывавших какие-то личные воспоминания детства либо рассказы бабушек и т.д. Причем, разные люди сходным образом реагировали на разное – верный признак художественной глубины. Едва ли подобное возможно по просмотру "Папы". Что же до американского режиссера – то он умудрился добиться такого градуса трагизма, что вплетенный в ткань ленты антисемитский анекдот (эпизод "Аман Гед расследует, кто украл курицу") не воспринимается таковым, а лишь добавляет  ужаса. Ясно, что и в этом отношении "Папа" не претендует на сравнение – он лишь есть то, что он есть, ни больше и ни меньше, корректный, красивый, легкий фильм, с акцентированным пафосом и форсированным мелодраматизмом. Вполне адекватный стоимости билета в кинотеатр. Такое у нас в России теперь кино.

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).