будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура
Полякова Екатерина

Почем музыка для народа?

"Прагматика культуры" на "Полит.ру" предлагает своим читателям материал в несколько необычном жанре, который условно можно обозначить как "записки потребителя". В напряженный процесс потребления вовлечен каждый из нас, а потому автором подобных записок может стать каждый, кто хотя бы когда-нибудь заходил в магазин, то есть все, совсем не обязательно профессиональные литераторы или журналисты. Сегодня своими впечатлениями от посещения парижских музыкальных магазинов поделилась Екатерина Полякова, специалист по связям с общественностью РИА "Новости".

Наверное, где-то глубоко в каждом из нас сидит все тот же древний римлянин, которому «зрелища» необходимы не меньше, чем «хлеб». Ликующие трибуны на стадионах, полные концертные залы, круговорот покупателей в музыкальных магазинах… Мы готовы платить за «зрелища», но как и сколько?

Половину этого года и конец прошлого мне пришлось провести в Париже с приятельницей Дашей. Поскольку мы обе любим музыку (я – рок и металл, Даша – эстраду и классику), мы не могли не интегрироваться в музыкальную жизнь французской столицы: все-таки прожить восемь месяцев без пополнения фонотеки и походов на концерты было бы очень грустно.

Первое, что удивило, – французская привычка объединять все стили музыки под одной крышей. В Москве я привыкла пополнять свою коллекцию в специально отведенных местах, которые непосвященному трудновато найти, – например, «Рок-арсенал» прячется среди неисчислимых торговых точек вокруг Курского вокзала, «Зигзаг» на первый взгляд неприметен в ряду магазинов на Воздвиженке. Есть еще, разумеется, знаменитая Горбушка, эволюционировавшая от палаток в парке до многоэтажного торгового комплекса с парковкой. Там есть всё, но и поход туда – это экспедиция на целый день.

В Париже никаких специально отведенных мест искать не пришлось: в любом крупном музыкальном магазине, например, сети Fnac или Virgin, мирно соседствуют эстрада, металл, опера, регги… Это же наблюдается и в родной сети «Союз», но рок представлен там преимущественно своими классическими воплощениями, а за более тяжелыми стилями путь лежит опять же в «Зигзаг», «Рок-арсенал», на Горбушку. В парижских же магазинах рядом с «классическим» металлом красуется отдельный стенд, посвященный «экстремальным» стилям – thrash, death, black… Самое забавное – сразу же за углом, в двух шагах от обложек, которых сторонний человек и испугаться может, расположился отдел музыки для детей.

Еще одно безусловное удобство парижских музыкальных магазинов – в них можно приобрести билеты на любой концерт, спектакль или спортивное мероприятие, на какой бы площадке это ни происходило. Единая компьютерная система избавляет от необходимости бегать по кассам театров, стадионов или концертных залов. Кроме того, на масштабные мероприятия (большие концерты или фестивали) билеты продаются также в провинции – вместе с билетом на автобус до нужного места.

Понятно, что в России такая система малоприменима – не те расстояния, не то количество населения; но сам факт такой заботы о зрителях вызывает уважение. В то время как российский металлист из Нижнего Новгорода, узнав о большом концерте в Москве, либо тихо страдает от невозможности туда попасть, либо лихорадочно просчитывает стыковку поездов и электричек -- французский металлист, скажем, из Лиона доплачивает за билет и спокойно едет в Париж на специальном автобусе.

Хотя цена этих самых билетов, по московским меркам, не так и мала. Билет в зал размером примерно с московский СДК МАИ стоит 25-30 евро – именно в этом зале выступает большинство приезжающих в Париж рок- и металл-групп. Причем за эту цену зритель, как правило, получает сразу три выступления – две «разогревающие» группы и двухчасовую программу хэдлайнера, в общей сложности – около четырех часов музыки. А концерт в клубе класса московской «Точки» стоит немного дешевле, около 20 евро. Самым же дорогостоящим на моей памяти оказался концерт Iron Maiden, что вполне можно понять – монстры хэви-металла отыграли во Франции единственный концерт на одном из парижских стадионов. Билет в танцевальный партер стоил 45 евро, а максимальная цена мест поднималась до 65-ти.

Впрочем, быть металлистом в Париже не так уж накладно. Хуже быть поклонником, скажем, Милен Фармер – по просьбе друзей я покупала им билеты на ее концерт. 54 евро за танцевальный партер, и за год (!) до концерта с билетами уже начинались проблемы.

Но тяжелее всего приходится театралам. Театр в Париже – элитное развлечение, рассчитанное на богатых. В Москве тоже далеко не каждый может позволить себе билет в Большой театр, но та же Новая опера вполне доступна для широкой публики. В парижскую же Опера прорваться почти невозможно: наивный человек, решивший приобщиться к искусству, немедленно обнаружит, что подавляющее большинство билетов уже давно разошлось по абонементам, оставшиеся стоят 150-200 евро, и за два месяца до спектакля их уже нет.

Я люблю театр, но не до фанатизма, и перспектива выбирать между «зрелищами» и «хлебом» меня не вдохновила; а вот Даша, как истинный театрал, все же пробилась на «Тристана и Изольду» ради того, чтобы вживую услышать Вальптрауд Мейер. За три месяца до спектакля оставалось единственное место в партере, стоившее около 150 евро. «Хорошо быть металлистом!», - вздохнула она, глядя, как я отдаю втрое меньшую сумму сразу за два концерта.

Впрочем, музыкальные магазины уравнивают поклонников любой музыки: диски во Франции дорогие. Диск и билет на рок-концерт стоят фактически одинаково – те же 25 евро. Конечно, «родной» (то есть выпущенный на Западе) лицензионный диск будет стоить одинаково в Париже и в Москве, но тот же диск, вполне лицензионно выпущенный российской фирмой, стоит уже вдвое дешевле.

Не говоря уже о процветающей пиратской деятельности: пусть не всегда хорошее качество, но уж скромная цена этих дисков (120-150 рублей) стабильно обеспечивает пиратам покупателей. Еще одна лазейка для российских меломанов – mp3-коллекции, где на одном диске собраны все альбомы того или иного исполнителя: семь-восемь часов музыки за 200 рублей.

Французам такие «полные собрания сочинений» неведомы. Точнее, ведомы – но на аудиодисках, в подарочной коробке и по соответствующей цене. Конечно, по Парижу тоже разбросаны магазинчики и просто лотки, где музыка продается за смешную цену в 5-10 евро, но выбор там невелик: только этническая музыка и рэп.

Во Франции идет война не столько даже с «левыми» записями, сколько с массовым скачиванием музыки из Интернета, благо безлимитные тарифы позволяют существенно пополнить свою фонотеку в Сети. Законопослушным гражданам предлагается легально скачивать музыку по цене, практически равной приобретению аудиодиска, с сайта сети Virgin и других подобных ресурсов. Или покупать все те же аудиодиски, на цены которых жалуются не только иностранцы, но и сами французы – не всякий студент может себе позволить регулярно отдавать по 25-30 евро за диск: на эти деньги можно пообедать в ресторане средней руки.

В оправдание парижских музыкальных магазинов можно сказать, что за эту немалую цену покупатель получает диск гарантированного качества. В нем будет не просто обложка, а красивый буклет с текстами песен (что важно – я не прочь понимать то, что я слушаю). Не исключено, что в нем также будут приятные дополнения вроде бонус-треков. К тому же во Франции достаточно грамотная ценовая политика: сингл стоит дешевле «полновесного» альбома, «периферийные» группы – дешевле «мэтров»: за знакомство с творчеством ранее не известной группы все-таки проще заплатить 14 евро, а не 25. Дешевле обходятся и «экстремальные» стили – в любом случае, им обеспечена своя аудитория.

Наконец, все крупные музыкальные магазины всегда выставляют часть дисков со значительной скидкой. Спецпредложения меняются каждую неделю, и, если повезет, можно получить давно замеченный CD всего за 10 евро или DVD – за 15. Небольшая скидка дается также на новые релизы – около 20% от стоимости. Кроме того, бывают разовые акции – например, в преддверии концерта Iron Maiden во Франции все альбомы группы стоили всего 7 евро, к тому же ко всем дискам прилагался подарочный стикер.

И все же… все же… Вскоре после возвращения в Москву мы с Дашей отправились в «экспедицию» на Горбушку. И чудом удержались, чтобы не начать скупать все подряд: музыки и фильмов было не просто много – все это было еще и дешево! По парижским меркам – практически даром. Вот уж действительно, как поет группа "Ария", «хлеба и зрелищ народу – через край!».

Полякова Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).