Недавно в Москву приезжала группа немецких исследователей Интернета, чтобы выяснить, чем является Сеть для российских пользователей, какую функцию она выполняет и какие перспективы открывает. Выяснили, что Интернетом пользуются, оценивают его роль положительно, но, увы, “мечтаний” особых не имеют. Интернет, говорят россияне, лишь инструмент для получения информации. Удивились немцы: а как же новые возможности, технологии, коммуникативные площадки и медийные новации? Почему, спрашивали, не мечтает постсоветский пользователь? Разве не видит он, как важен Интернет в качестве места, где растет контркультура, гражданское общество и актуальное искусство?
И действительно, на заре сетевой культуры – мечтали. О том, что Интернет станет способом реализации постмодернистской теории, где все равны, вертикали разрушены, института редактора не существует, а на одной странице безболезненно соседствуют Пушкин и Пупкин. Что это новое средство позволит создавать принципиально новые сообщения. Что гиперссылка станет привычным литературным приемом, а газеты будут отрывать с руками, потому что они станут музейной редкостью – памятником гутенберговской эпохи.
Появившись в период между перестройкой и олигархами, российский Интернет разбудил спящего на академической лавке интеллектуала, позволив ему на время приобрести профессию свободного художника, эссеиста, колумниста и просто известного-в-Сети-человека. Но прошло время, и стало ясно, что надежд на культурный взрыв Интернет не оправдал. Пользователей расплодилось достаточно, чтобы группироваться по интересам, и тут же появились всевозможные границы: между литературной элитой и “паствой” литературных клубов; между блюстителями и нарушителями всяких этических норм; между “либералами” и “консерваторами”, “правыми” и “левыми”, а самое главное – между разного рода тусовками, каковые и являются основными ячейками общества.
Вместо содействия глобализации, Интернет-сообщество принялось делить и резать сетевое пространство на наделы. Меня, например, поразило чтение форумов на мошковском сайте “Заграница”, где постояльцы обсуждали ужасы и падение нравов мошковского же “Самиздата”. Да и в любом хорошо посещаемом форуме непременно найдешь самоописание: мол, наш форум – не то, что там, у них. Идеологическая разница высасывается из пальца, потому что она нужна как воздух.
Сеть, призванная ломать границы и создавать зону тотальной коммуникации, выстраивается по принципу своего реального родителя – “большого” общества - и заново возводит заборы между “шестисотками”. Всем заправляет социальная матрица, которая по своему образу и подобию меблирует любое новое пространство. Кажется, социологи называют это “репрезентативным социальным типом”. Об этой матрице говорит Юрий Левада и называет ее “человеком советским”: он обладает удивительным социальным спокойствием (равнодушием?) и не готов объединяться с соседями, чтобы действовать и добиваться изменений. О ней же говорит Михаил Ямпольский: российский человек отказался от участия в политике, а значит – от возможности реального воздействия. Впрочем, так говорят вообще все, кому приходит в голову, что можно наоборот – и объединяться, и активно действовать.
Да, за время, прошедшее с первого российского выхода в Интернет (читай: в Космос), Сеть сумела заработать статус эффективного двигателя торговли (и частично потерять его), источника вирусов и порнографии, а также занятия, на которое тратит все силы среднестатистический отрок приличного семейства. Интеллектуальные междусобойчики пропадают за потоком рекламы и прайс-листов. И поиск информации, если она сама не бросается на тебя в виде спама, весьма затруднен. Объединяться больше нету сил, да и мечтать уже как-то неприлично.
Но было бы странно сидеть в редакции Интернет-издания и убиваться насчет перспектив Интернета и пассивности посетителей. Мы на редкость оперативны, у нас мощная обратная связь, продвинутые возможности в дизайне… А главное – мы неподцензурны. Все это вселяет реальную надежду на продолжение этой виртуальной истории.