будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Травин Андрей

Почему светская власть узурпирует бездеятельность и требует себе славу

27 февраля 2007 года прошел второй этап международной конференции по философии, политике и эстетической теории «Создавая мыслящие миры». Ее главным событием стала лекция итальянского политолога, философа, суперинтеллектуала Джорджио Агамбена (Giorgio Agamben). Вопреки традиции лекция не была каким-либо образом озаглавлена автором. А главный вопрос, на который отвечал Агамбен, я попытался сформулировать самостоятельно и вынес в заглавие. В любом случае слово «gloria», пожалуй, чаще всего звучало в его выступлении… Сам доклад, судя по кулуарным разговорам, оказался неожиданным и новым для московской публики, но полностью соответствовал переосмыслению многих фундаментальных концепций, которым и занимается Агамбен в последние годы («пересмотру традиционных категорий политической философии ради понимания новой ситуации, складывающейся сегодня в мире», как говорится в справке о философе).

Агамбен попытался разобраться, каким образом теперешнее главенство экономики в обществе произошло из парадигмы христианства. Далее я буду раскавыченно излагать его учение – до того момента, где последует оговорка «конец цитаты». Так что все дерзкие формулировки, среди которых первой прозвучала «Троица в качестве божественной экономии», принадлежат лектору.

Итак, ангелы являются инструментом божественного управления и имеют девять иерархий. Это своего рода министерства, выполняющие декреты провидения. Ангелогия Средневековья оказала влияние на становление европейской бюрократии и ее иерархий.

Средневековое богословие столкнулось с наивысшей проблемой мировоззрения, которую не смогли разрешить ни Блаженный Августин, ни святой Иероним, ни другие тогдашние авторитеты, которые за нее брались. После страшного суда и воскресенья из мертвых божественное управление миром заканчивается. А те, кому положено, оказываются в раю, где, как в сегодняшней Европе, нормальным считается состояние незанятости. Ангелы, получается, также были нужны лишь для приведения людей к концу мира. Короче, в рамках проблемы предлагалось осмыслить то, что трудно представить, – всеобщую праздность и бездеятельность, последнее состояние человечества – этакий «бесконечный конец», в котором человек «не знает ни нужды, ни инерции». При этом божественная власть не столько исчезает, сколько не осуществляется. То есть приобретает вид славы.

А зачем власти слава? Этот вопрос относится как к светской власти, так и к божественной. Прежде чем мы получим ответ на этот вопрос, отметим, что обе эти власти отчетливо «требуют» славы, требуют восхваления. И эта слава порой переживает саму себя (здесь речь – про земных властителей).

Тут Агамбен вспоминает про Шабат, про предписания прекращения деятельности в субботний день у иудеев. И далее в процессе выступления пытается доказать, что человек – это «субботнее» существо. Но нас пока интересует власть как машина производства прав. И тут оратор, не дожидаясь финала, отвечает на вопрос, вынесенный мной в заголовок.

Власть – как политическая, так и божественная – обязательно требует для себя литургии, потому что слава занимает место пустоты, возникшей из-за бездеятельности власти, и удерживает в своем центре форму славы. Поэтому власть всегда нуждается в церемониальном аппарате. Тезис крайне сжатый и нуждается в некоторой декомпрессии, которой мы далее займемся вместе с лектором.

Образ пустующего престола появляется еще в древнем Риме. Кресло преторов выставляли пустым, по декрету Цезаря, во время проведения театральных игр и прочих публичных зрелищ как символ власти. Калигула ставил пустой торн, которому сенаторы должны были кланяться до земли.

«Господь поставил на небесах престол свой», поется в одном из псалмов. Этот престол стоит постоянно и создан еще до сотворения мира. То есть слава даже предшествует сотворению мира. И отождествляет себя с бездеятельностью. Потом уже к ней присоединяется прославление (светское и богословское). И трудно полностью разделить литургию церковную и светскую, из-за взаимопроникновения их обрядов друг в друга.

В аппарате славы власть впитывает в себя как центральную идею бездеятельность человеческой жизни. Но поскольку бездеятельность незрима, то ее нужно превратить в церемонию. Это простой человек обрек себя на производство и на труд, но не работа  - конечная сущность человека. А вот бездеятельность  - последняя политическая сущность Запада, которую власть присваивает себе. Праздник и праздность глубоко сопричастны человеку. Пусть цель скульптора лепить, а цель флейтиста играть на флейте, но человек как таковой рождается без собственного дела. И бездеятельность – наивысшая свобода, которую может достигнуть человек. И она же  –  отрада созерцать в себе способность к действию.

Возьмем, к примеру, поэзию, которая, по Агамбену, – обездеятельный язык, когда приостановлены его функции и он используется по-другому. Примерно о том же говорил еще Спиноза, называя поэзию созерцанием способностей языка. Поэзия не показывает, на что способна человеческая плоть.

Искусство так же не является человеческой деятельностью, сливаясь этим качеством с философией и политикой. Искусство – попытка создать язык бездеятельности. Осмыслять мысль – это высшая бездеятельность.

Нас больше интересует власть, однако Агамбен посчитал, что его тезисы на эту тему достаточны раскрыты. И, дескать, не только божественная власть нуждается в славе, но в ней нуждается даже власть Буша, хотя, казалось бы, нет никакого аппарата, который мог бы обосновать его славу. Но нет власти без славы, и аппарат просто присваивает ее во время церемоний. «Конец цитаты».

К критике последнего тезиса я не готов, потому что протестантские реформы вообще, и англо-саксонская цивилизация в частности, нередко критиковали славу, но она остается… Я попробовал оспорить тезис Джорджио Агамбена о субботнем человеке.

Ведь человек, созданный по образу и подобию, в силу этого обладает, к примеру, такими качествами, как свобода воли и творческое начало. Последнее проявляется лишь в деятельности, еще начиная от Адама, который прошел проверку, немедленно хапнув яблоко, едва про него узнав. Талант, качество весьма заурядное и встречающееся у трети человечества, всегда включается в работу самопроизвольно. Более того, человек,  работающий талантом в каждый день своей жизни, счастлив, не болеет, что есть признак того, что он живет так, как был задуман. На это Джорджио Агамбен сказал, что «гений – это человек, который лишен таланта». Я не согласен, потому что гений отличается от таланта лишь тем, что он решает задачи, которые никто, кроме него, не видит.

Однако так ли важна полемика в данном случае, если ученый сделал лишь то, что он привык делать, – выступил в сферах, где он может контролировать источники (зная соответствующие языки) и занять в этих областях какую-либо позицию.

Публикация этого доклада на сайте на биеннале пока не планируется, а Маратом Гельманом  анонсировано лишь интервью с Агамбеном на сайте gif.ru. Поэтому я довольно подробно изложил тезисы выступления. А вот материалы предыдущего этапа конференции «Создавая мыслящие миры» опубликованы как в виде книги в рамках издательской программы «Интерроса», так и на сайте (см., к примеру, доклад Подороги).

Травин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).