будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Щербина Татьяна

Поэзия now, несколько замечаний

Поэзия now, несколько замечаний
sh_b[1]

Одна за другой появляются протестные статьи о поэзии, самими поэтами (а кому еще дело?) и пишущиеся: то Д.Кузьмин все испортил, потому что расположил через запятую «великих» и «ничтожных», напустил юной поэтической мошкары, которая оккупировала все огоньки в избушках, при которых одинокие читатели уже и не читают, а только от назойливых насекомых отмахиваются и вешают таблички: «Стихов не читаю». В результате, тиражи поэтических книг стали ничтожны и даже эти ничтожные плохо раскупаются. Между тем пресловутый Кузьмин (за ним и другие, кураторов теперь много, первым был Руслан Элинин), напротив, делал все посильное, чтоб ныне пишущиеся стихи читали, слушали, знали. 

Только «смерть поэзии» наступила повсюду, у нас – позже, чем в Европе. Во Франции последние два поэта, стихов которых ждали, – Рене Шар и Жак Превер. Ждали не стадионы, не массы (о которых напрасно мечтает В.Емелин: Е.Евтушенко собирал стадионы не потому что поэт, а потому что «левый», но разрешенный и не просто - член официальных советских делегаций, президентам ручки жал! Ну и время массовок, голод на слова, вертикаль власти, создававшая из стихов и песен идеологический культ. «Хотят ли русские войны?» - Конечно, нет. «Но наш бронепоезд…». «Я люблю тебя, жизнь» - пазитифф, как сказали бы ныне. «Несмотря на отдельные недостатки» - Бабий Яр, типа). Ждали десятки тысяч – им тогда стихи казались самым удобоваримым жанром: коротко, душевно. Быстрый клик – и порция слов усвоилась. Бодлер умер бы от зависти этому послевоенному, когда жизнь начала налаживаться, всплеску любви к поэзии. А потом – как отрезало. В середине семидесятых. Когда потянуло на интеллектуализм, а от порывов десятки тысяч cтали удалятся. В 80-е хотели, прежде всего, вещественного: новую чудо-технику, смену дизайна. На парижских помойках валялись работающие, но морально устаревшие холодильники и стиральные машины. Читать перестали. То есть каждый почитывал себе что-нибудь, но общее «читательское поле» порастало лебедой. 

Государство французское стало делать усилия: ежегодная ярмарка поэзии, le Marche de la Poesie, выдача денег на издание современной поэзии, стипендии, гранты, бесчисленные премии поэтам, поэтических фестивалей – не счесть. В 90-е все это так и функционировало. Безо всякого Кузьмина поэтов стало на два порядка больше, то есть, вместо десяти – тысяча. Группки, друг друга не знающие, а знающие, так презирающие, гонору у каждого – на сто Верленов. Один мне хвастался (он на радио вел поэтическую передачу, писал для рок-музыкантов – поставил себе целью любой ценой стать любезным народу, мечтал если не о стадионах, то о больших концертных залах), что суммарные тиражи его книг больше, чем тираж всех прижизненных книг Верлена. На моих глазах, в середине 90-х, поэзию начисто убрали из телевизора (и было-то с гулькин нос), закрыли поэтическую передачу на радио «Культура», перестали выходить некоторые поэтические журналы, но все же поэты продолжили свое существование. Был в Париже один очень хороший поэт, Герасим Лука (эмигрант из Румынии, писавший по-французски). В 70 лет пошел и утопился в Сене, оставив записку: «Я не хочу жить в мире, где больше нет поэзии». Это было в феврале 1994 года.

Я делала антологию современной французской поэзии в те годы, в связи с чем опрашивала разных людей: «Кого из ныне живущих поэтов Вы любите?». Не только не любили – не знали ни одного имени. С вопросами я приставала не к «массам», понятно, а к журналистам, пишущим о культуре, и «читающей интеллигенции». Спрашивала про старых и заслуженных, про молодых и дерзких, про «звуковых поэтов», устраивавших регулярные перформансы, да и про просто поэтов, на чьи чтения ходила. Не слышали ни об одном. Только сами поэты (среди них и издатели стихов, и устроители фестивалей) интересовались друг другом, и внутривидовая борьба была острой, не знаю, как теперь. Борьба вроде ни за что – не за деньги, не за славу, а однако ж. Читательское поле ожило внезапно – с появлением «Элементарных частиц» Мишеля Уэльбека. Тогда прочли и его стихи, которые до тех пор он упорно писал в пустоту. Книжки выходили, но ни одна поэтическая тусовка его не поддерживала.

Сами французские стихи в жизни без постороннего - читателя, точнее, поклонников, - тоже изменились. Была такая версия, что поклонника поэзии сгубил верлибр (рифмованные стихи остались только в рекламе, ну так и Превер – верлибр). Жак Рубо даже написал целую книгу александрином, самым классическим из стихотворных размеров, но это не помогло. Пробовали всякое – а в ответ тишина. И стали стихи «унылым говном». Вчерашние стихочеи вдруг перестали понимать, где хорошие, где плохие, и в чем отличие. Если стихов не было бы совсем – этого никто бы не заметил, мир не рухнул бы, а главное, в своем дальнейшем строительстве (или на пути к своему разрушению) мир стал вовсе обходиться без стихов. Те, кто двадцать лет назад держали у изголовья томик Мандельштама, Цветаевой, Пушкина – ну хоть кого-нибудь, уже не держат. Всё романы да мемуары выискивают по книжным. 

В России поэзия все еще живет. Не светит, не греет, но временами жжет, прикалывает, утешает. Разговаривала днями с Леной Петровской (философ, культуролог, издатель философского журнала «Синий диван», всегда интересовалась поэзией. Если кто интересуется – проверено – сам пишет. Она - тоже, но скромно, для себя). Она как раз прочла большую поэтическую антологию и говорит мне: «Недостаток всех этих новых поэтов – отсутствие месседжа». Бывает, добавлю, и наоборот: месседж, который необязательно окружать набором стихотворных строк (хрестоматийное «Уберите Ленина с денег», например – к чему тут дополнения?).

Проблема же (а все говорят о «проблеме»), мне кажется, заключается в общем сдвиге мироздания, который предсказывал еще И.Бродский в стихотворении «Сидя в тени» («После нас не потоп, где довольно весла, но наважденье толп, множественного числа…но ангелы не комары, и их не хватит на всех» итд). Нет больше аристократической ситуации единиц и черни, нет буржуазной ситуации героев, в том числе, «культурных героев», и сочувствующих. Каждый сам себе – actor, актер-акционер. И подбирает он себе со-действующих лиц, со-причастные тексты, идеи, предметы по своему выбору, причем сиюминутному, «в тему», «под настроение». Сапгир, страдавший от непризнания, отвечал на мое удивление по этому поводу году в 80-м: «Поэт может быть только один». То есть, если это Бродский (коего я была поклонницей), то остальные не в счет, и его, Сапгира, не существует. Теперь, в 2009-м, поэтов столько же, сколько фотографов, артистов, певцов, дизайнеров, – тысячи. Каждому находится своя аудитория, но все равно важным остается не чтение, а признание. Читаю я многих, а признаю, то есть воспринимаю как жизненно необходимое, – может, единиц, а может, и меньше единицы  (т.е. не поэта как такового, а по стиху от разных). Кого действительно единицы – критиков, пишущих о поэзии, и такую ахинею они пишут, что стыдно читать (ну вот недавно В.Топоров нашел, что сказать о Б.Кенжееве в связи с присуждением ему «Русской премии», - «колбасный эмигрант»).

«Простой человек» довольствуется телевизором плюс детективчиком в метро и самым популярным видом литературы - «Как стать богатым, здоровым, счастливым, молодым, стройным, успешным итд» - перед сном, а что ему может дать поэзия? Максимум – «поржать». Не выше пояса и не выше плинтуса (Иртеньев – это уже «не для всех», но остроумие все же занимает первую строчку в рейтинге предпочтений). Жизнь звезд, хроники убийств, футбол и йумар – вот культурные интересы сегодняшней толпы. «Непростой человек» ест не что дают, он сам ищет и находит: одним фантастика, другим эзотерика, религия, политика (тут можно найти и стихи подходящие), есть немало экзотических интересов и прихотливых наборов. Actor – сам высший авторитет, так что его авторитетами не задавишь, благоговейного трепета в нем не пробудить – ни перед словом «поэт» (писатель, артист), ни перед словом «классик». Интерактив (а жизнь сместилась и продолжает смещаться в эту сторону) сделал свое дело. Равные разговаривают с равными. Ничего нет глупее, как двигаться в сторону гипотетического читателя, предполагая, что его заинтересует то-то и то-то. У меня от дискуссий про поэзию остается впечатление, что поэты думают не об исполнении призвания, а о призывании других на помощь: одни кличут публику, другие - «экспертное сообщество» -  маленькую власть в маленьком поэтическом гетто. Исполнения призвания, без всяких дополнительных условий, достаточно. Хотя писать стихи, в том числе, «хорошие», можно и без него. Доразмножались до мышей не только в поэзии – семь миллиардов личностей на планете, по 15 минут славы на каждого, по Уорхолу (в тв-«минуту славы» поэты не укладываются) – цифры необозримого множества. 

В языке, как и в музыке, фальшивят, перепевают, пишут какофонии, не видя разницы с додекафонией, но здесь нет нот и гамм, как и в изобразительном искусстве. Художник – это тот, кого называет художником, выставляет и продает галерист, а называет он и того, кто просто наложил кучу говна под картиной. Потому что это скандал, а искусство и есть скандал - в современной интерпретации. Восприятие поэзии оказалось где-то между серьезной музыкой, где фальшивые ноты и чужие мелодии узнаваемы, и актуальным искусством, где наличие эха – критерий качества. 

Еще появился фундаментальный изъян у современной поэзии. Стихи перестали восприниматься как высказывание. Статья, эссе, рассказ, роман – это высказывание, которое одним да, другим нет, а стихи – как бы не высказывание вовсе: the thing, нечто (был знаменитый ужастик с таким названием), для служебного пользования. Приведу пример: один издатель не захотел издавать мою книгу, где были стихи и эссе, сказав, что эссе идеологически для этого издательства не подходят. «Давай просто стихи», - сказал он. Дело в том, что стихи и эссе тут были одного и того же «идеологического» содержания, но стихи имеют индульгенцию «чего-то художественного», по этой же, видимо, причине, в свое время Евтушенко писал стихами, в то время как в виде статьи то же высказывание было бы невозможно напечатать. Было и у Бродского наивное (для поэзии вообще и для него в частности): «Земля везде тверда, рекомендую США» - это речь не собственно поэтическая, в отличие от «да, скифы мы, да, азиаты мы». Пастернак периода «Быть знаменитым некрасиво» тоже давал петуха. Разницу эту – поэтической/непоэтической речи - не берусь объяснить, но она как-то ясна. Сейчас жанр и вид размываются в принципе. Стихи-стихи и стихи-совсем не стихи – два полюса, на  которых засели поэты. Они на полюсах мерзнут. Они разговаривают с пингвинами. Читатель же стихов сегодня устроен так: ему двадцать лет, он знать не знает никаких поэтов, а тут в жж девчонка симпатичная-романтичная со стихами – ну здорово, он читает. Или ему пятьдесят, сильно пьющий, всё достало – и такой себе найдет поэта-альтер-эго. Бальзаковская женщина, борющаяся с любовным недугом, офисный планктон, выглядывающий из-под пресс-папье – для всех найдется всё, но пока каждый из них бодро занимается фитнесом, стихи уходят в свободное плаванье. Прошло время, когда все дружно читали Цветаеву или слушали Высоцкого. И тот, и другая при жизни со всей очевидностью исполняли свое призвание, она – в полной изоляции, ни публикой, ни экспертным сообществом не чтимая, он – под рукоплескания миллионов. 

В.Ходасевич, М.Кузмин,  И.Анненский – как бы я без них? А они никогда не были, как теперь говорят, «востребованы». Но там – «тяжелая лира», «кипарисовый ларец», «служенье муз». К драгоценностям вообще неприменимы востребованность, популярность, потаенность в их природе, что никак не отменяет радующих глаз россыпей бижутерии. Важно, чтоб стихо-, как и вообще, творения, чем-то питались, куда-то прорастали, а не просто заполоняли собой пространство ради того, чтоб заполонить. 

См. также:

  • Татьяна Щербина. Французы, изобретатели будущего
  • Татьяна Щербина. Русофобы и Ерофеев
  • Татьяна Щербина. Русский с китайцем
  • Татьяна Щербина. Накануне
  • Татьяна Щербина. Это и есть Америка
  • Татьяна Щербина. Двадцать первый век
Щербина Татьяна
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).