будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Культура
Клейн Леонид

Покаяние - 2

Покаяние - 2
kr.gif

"Миронов идет по этапу", "Чурикова ждет мужа из тюрьмы"- рекламная компания нового телесериала была построена таким образом, чтобы заострить его фабульную и мелодраматическую основу. "Глеб Панфилов снял фильм", "Александр Солженицын написал сценарий". Однако в начале был все-таки роман. И в этом все дело.

Да, "В круге первом" - это повествование, в котором есть и детективная интрига, и любовная линия, и семейная история. Есть множество героев, судьбы которых переплетены чудным  "романным" образом. Но, как и в любом солженицынском произведении, это не главное. Писатель, мастерски владея литературными приемами, никогда не скрывался за ними, как и никогда не скрывал своей сверхлитературной - философской, публицистической, миссионерской задачи. Толстой написал эпилог в конце "Войны и мира", потому что авторская историософская концепция не вмещалась в рамки гармоничного, завершенного и в то же время хрупкого художественного образа. Солженицын не столь щепетилен - он кричит о своей концепции буквально в каждой сцене, в каждой реплике своего романа. Мы бы и рады сосредоточиться на сюжетных перипетиях или художественных образах, но автор не дает. Потому что путешествие по аду не может быть занимательным. По определению.

В этом смысле телеканал "Россия" пошел на  риск.  Зритель привык к экшну и некоторой обязательной легкости всего происходящего на экране. Ни того, ни другого в первой серии не было. Перед нами ряд сцен, снятых камерно, если не сказать, скупо. Бытовые детали эпохи почти незаметны, и кроме чайной чашки Сталина с гербом вспомнить нечего. Везде - и в шарашке, и в кабинете Абакумова, и в логове пахана (кабинет отца всех времен народов снят так,  что похож на гробницу) - говорят о главном: о свободе, о страхе и цене человеческой жизни. И даже на квартире у прокурора светский застольный треп выливается в разговор о философии Эпикура. Зритель, чтобы следить за режиссерским замыслом, должен быть в постоянном напряжении. Не знаю, можно ли это отнести к достоинствам фильма, но такого кино нам давно не показывали.

"Мастер и Маргарита" Владимира Бортко - это экранизация классики (удачная или нет - другой вопрос), причем классики очень кинематографичной: лекгой, ироничной и остросюжетной. Здесь же перед нами попытка серьезного и тяжелого разговора со зрителем.

Кстати, о зрителях. Только немногие из них смогут сопоставить фильм с текстом романа. Потому что Солженицын не Булгаков, и его популярность значительно меньше, чем у автора "Мастера и Маргариты". Но, кажется, что  сравнение нового телесериала с литературным первоисточником в данном случае не столь актуально. Сравнивать картину Глеба Панфилова будут прежде всего с другими фильмами на эту же тему. Те, кто читал "В круге первом", наверняка смотрели и "Покаяние" Тенгиза Абуладзе, и "Хрусталев, машину!" Алексея Германа. Несмотря на то, что новый фильм об эпохе Сталина стилистически одинаково чужд и метафорическому кино Абуладзе, и безвоздушному пространству фильма Алексея Германа - аудитория, к которой он обращен, та же.

Большая же часть зрителей будет не сравнивать, а открывать для себя Солженицына, и в этом смысле "В круге первом" - проект, безусловно, просветительский. Многосерийный фильм, показанный по телевидению в прайм-тайм - лучший и, в сущности, единственно действенный  способ рекламы художественного текста. И главный рекламный ход - это звездный состав актеров. Судя по первой серии - здесь все получилось. Роман Мадянов прекрасно сыграл трусливого и жестокого Абакумова, стареющий, злой, подозрительный Сталин в исполнении Игоря Кваши выглядит очень правдоподобно, а на роль Нержина трудно было подобрать лучшую кандидатуру, чем Евгений Миронов. Ставший уже фирменным, наивный, искренний и глубокий взгляд актера идеально подходит для обрисовки главного героя. Странно смотрится лишь Рубин - кажется, что Алексей Колубков слишком вальяжен для того, чтобы играть политзаключенного. Правда, и другие обитатели шарашки выглядят раскованными - сказывается отсутствие не только лагерного, но даже и армейского опыта у большинства из актеров. Впрочем, у одного из них лагерный опыт точно был. Это Александр Солженицын, чей голос за кадром не только придает картине подлинность, но и стилистически скрепляет ее.

Вероятно, во второй серии появится Инна Чурикова. Или массовый зритель, не дождавшись ее появления, переключится на "Первый" канал, который с сегодняшнего дня начинает показ "Золотого теленка"? Будем следить за рейтингом.

На фото - Евгений Миронов в роли Глеба Нержина (официальный сайт фильма "В круге первом")

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).