будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Покушение с годными средствами

Покушение с годными средствами
98_kobrin

Bang! Bang! Maxwell’s silver hammer

Came down upon his head.

Bang! Bang! Maxwell’s silver hammer

Made sure that he was dead.

Новый Балашов явился: Марк Пэйтон, сорока четырех лет от роду, из Иллфорда (восточный Лондон), 8 августа этого года, находясь в лондонской Национальной портретной галерее, нанес несколько ударов молотком по портрету Сэмюэля Джонсона кисти Рейнольдса. Как гласит протокол, перекочевавший на страницы газет, «стекло разбито и находящийся за ним холст поврежден». Пэйтон был схвачен сотрудниками музея, прибывшими на место происшествия сразу после того, как заголосила система безопасности. Ущерб, нанесенный злоумышленником, невелик, и поврежденая часть картины будет восстановлена.

Дерзкое нападение на главного английского автора XVIII века, изображенного главным английским живописцем того же самого столетия, не наделало особого шума. Таблоиды, кажется, не заметили происшествия, сфокусировавшись на целлюлите бедовой Бритни Спирс и развлечениях отмотавшей срок Пэрис Хилтон. Газеты посерьезнее (и поскучнее) ограничились кратким изложением дела, разве что кое-где были приведены скупые подробности: Пэйтон купил молоток заранее, а перед входом в музей он завернул его сразу в два пластиковых пакета, чтобы секьюрити не заподозрили неладного. Сам портретоборец – бедолага, уже несколько месяцев живет в ночлежке Редбридж, перебиваясь случайными заработками и денежным вспомощестованием окружающих. Предоставенный ему бесплатный адвокат утверждает, что Пэйтон не имеет ничего против Сэмюэля Джонсона и сэра Джошуа Рейнольдса, и просит почтенную публику подождать с вопросами о мотивах преступления до следующих его бесед с подзащитным. Пэйтон уже предстал перед судом, который официально назвал его «обвиняемым» и назначил психиатрическую экспертизу. Больше из этого случая не высосешь ничего, разве что можно по-набоковски порезвиться на предмет несчастного, который обитал в ночлежке Красный мост (Redbridge) в районе Больного (Дурного, Злого) Брода (Illford). Не зная Броду не суйся в воду.

Между тем, история интересная; так и тянет порассуждать о том, что двигало злоумышленником. Положим, Пэйтон просто хотел нанести некий ущерб уважаемой национальной культурной институции, а злополучный портрет выбрал только потому, что в той комнате, где он висел, не было музейного служителя. Возможно. Что, в таком случае, двигало им? Социальная ненависть? Почему тогда Пэйтон не отправился в миллионерскую галерею Саатчи, чтобы порушить что-нибудь из Дамьена Хёрста? Положим, в Саатчи вход платный –бедняку не по карману и молоток покупать, и за билет платить. Но есть же и совершенно бесплатный Tate Modern, где висят более известные (и более дорогие) творения модернистов от Пикассо до Бэкона, круши – не хочу. Может быть, перед нами стремление прославиться на геростратовский лад? Вряд ли. При том, что картина Рейнольдса дорога (1.7 миллинов фунтов), очень известна, а массовые карманные издания сочиненной Джеймсом Босуэллом классической «Жизни Сэмюэля Джонсона» всегда украшены не менее каноническим рейнольдсовским изображением великого лексикографа, она уже пару столетий не находится в центре внимания публики (что косвенно подтверждается и вялой реакцией медиа на происшествие в Национальной портретной галерее). Нет, Пэйтон метил именно в замечтавшегося за письменным столом создателя «Словаря английского языка», второго по частоте цитирования (после Шекспира) английского автора, а также в великого национального живописца (быть может, первого великого национального живописца) и – косвенно – в автора одного из образцовых произведений в жанре «разговоры с гением». Цель была выбрана верно, дьявольски верно – молоток бил по Классической Английской Культуре, в самое ее сердце, в квинтэссенцию «английскости».

Степень нормальности Марка Пэйтона установит специальная комиссия, но она ничего не скажет о гениальной социокультурной чуткости этого человека – ведь гении иногда бывают безумцами. Страшные глаза Ивана Грозного на картине Репина соблазнили иконописца Балашова на профессиональную месть – церковный художник изрезал ножом картину художника светского. Александр Бреннер заранее концепутально рассчитал все (вплоть до приятных условий голландской тюрьмы, позволивших ему сочинить там поучительную книгу «Обоссаный пистолет») и нарисовал на «Черном квадрате» знак доллара. Поступок одаренного человека, но не гения. Гением оказался скромный Пэйтон, сделавший единственно возможный в нынешней Британии по-настоящему революционный политический жест. Он предстал перед Джонсоном с другой стороны музейного стекла – нищий обитатель совсем уже другой страны, населенной – помимо красномордых пьяниц, читателей таблоидов и офисных кокаинистов – пакистанскими торговцами и польскими сантехниками. Пролетарский молоток Пэйтона разбил витрину, за которой краснолицые джентльмены в париках упражнялись в английскости и создавали то, что потом будут преподавать в частных школах и великих университетах. Он символически вбил последние гвозди в гроб «старой доброй Англии».

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

  • Мучительный вопрос
  • Искусство забвения
  • Государственный человек в ледяной пустыне
  • Дурацкие розыгрыши
  • Триумф Вавилона
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).